Экранизация великого романа Э.Т.А. Гофмана, классики чёрного романтизма. Сюжет напоминает «Монаха» Льюиса/Арто – «…но если рыцари становятся преступниками … падут так низко, как только можно извратиться» (Роберт Вальзер, «Разбойник»), хотя настоящее влияние этот роман испытал от книги «Петер – волшебный человечек», чьи мотивы здесь ощутимы (например, линия необычайного спасителя на погибель душе). Стоит отметить сцену пожара, съёмки в церквях, кадры с чёрным всадником в утреннем тумане и финал, выделяющие этот фильм Манфреда Пурцера (известного по детективу «Сеть» с Клаусом Кински) из череды бесцветных исторических драм. Присутствуют дьявольское искушение, безумный монах и роковой двойник (Дитер Лазер), адские страсти и метания духа, нарушение целибата, демоническое помрачение и погружение в пучину греха. Преступник, избежавший наказания, становится святее Папы Римского (чисто романтический поворот), но и столкновение с инквизицией предстаёт лишь эпизодом в серии авантюрных превращений эго главного героя, описанных Гофманом задолго до Фрейда. Моральные падения беглого монаха оказываются обратимыми из-за незримых обстоятельств, превращающих путь ошибок в испытание.
7 из 10