К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм Яна Якуба Кольского «Венеция», снятый по рассказам Влодзимеджа Одоевского «Сезон в Венеции», «Конь полковника» и «Цирк приехал, цирк уехал».

Грустная история жизни одиннадцатилетнего Марека, в оккупированной нацистами Польше. Не стоит ждать от этого фильма чего-то экстраординарного, просто жизнь и просто война, как оно бывает в таких случаях.

Марек влюблён в Венецию, и он единственный в семье, кто не был там. И мечта его попасть в этот город никак не осуществится. А тут ещё и война. И вместо Венеции Марек вынужден ехать в тётке в Похайчик.

А далее жизнь в оккупации серая, безрадостная. Чтоб не сойти с ума Марек придумывает свою Венецию в подвале.

Кто-то возможно и скажет, - не смешно. Конечно, не смешно. Война. Как ни как. И что такое на войне какой-то одиннадцатилетний мальчик. Мальчик, душа которого стремится к красоте, мальчик, жаждущий родительской любви, мальчик у которого по идее вся жизнь впереди. Не по той нацисткой идее, а по общечеловеческой идее.

Марек не просто живёт, он наблюдает, делает выводы и незаметно для себя взрослеет. Он начинает думать, как взрослый, он начинает ценить жизнь. И в нём просыпается мужская ответственность, и когда он сам не дрогнув добивает камнем предателя, в нём что-то ломается.

Он начинает явственно ощущать пропасть между красотой и реальностью, между мечтой и тем, что предлагает ему жизнь. Взамен мечты.

И вокруг себя он видит только человеческую боль и безысходность. Но должно же быть в мире и красота. Красота, восстанавливающая гармонию, красота несмотря ни на что, подчёркивающая смысл. На войне, другие мерки, другие критерии, другие точки отсчёта. И красота немного другая.

Военная красота, она в вере, она в надежде. Её нелегко понять, потому как, нелегко не сломаться, но если сумеешь понять, ты станешь не только сильнее, ты ещё станешь добрее, духовно чище и духовно богаче.

Собственно в этом видимо всё и заключено в превращении восхищённого мальчика в умудрённого жизнью мужчину. Режиссёр ни жалует никого, ни нацистов, ни советских, ни поляков, заставляя их в который пройти во всем кругам ада, режиссёр ищет стержень Моральный стержень, позволяющий остаться человеком, несмотря ни на что, без скидок на слабость и глупость.

Позволяющий выйти на новый уровень развития. От красоты внешней к красоте внутренней, от красоты осязаемой, к красоте души.

20 июня 2015 | 17:57
  • тип рецензии:

Странно, но информация в сети об этом фильме очень скудная, хотя лента, безусловно, заслуживает внимания. Видимо, сказывается то, что фильм относительно новый (вышел только в мае 2010) и относится к польскому кинематографу, который, наряду со всеми, кроме американского, не пользуется особым почётом в нашей стране, что, конечно, печально. К слову сказать, я смотрел этот фильм в переводе с субтитрами, но это не помешало мне получить удовольствие от картины, поскольку фильм поистине шикарный.

Нет, конечно, найдутся люди, кто скажет, что фильм излишне затянут, сюжетная линия бессвязна, тема избита, досмотреть до конца сложно и так далее. Часто встречаешь такие отзывы на фестивальные ленты. И порой приходится соглашаться, что не всё «элитарное» кино является шедевром киноискусства. Но тем, кто скажет такое в адрес фильма «Венеция» – готов сразу заявить – вы не увидели в ленте главное, а главное в этом фильме – красота. Щемящая сердце, волнующее тонкая, пронзительно кричащая Красота.

Итак, Польша, 1939 год… 11-летний Марек учится в военной школе. Безумно хочет побывать в Венеции. Его родители и старший брат бывали там уже несколько раз. Но Марека с собой никогда не брали. А он выучил название всех площадей и всю историю этого города. И всё равно его по-прежнему с собой не берут. Но наступает война. Отец Марека уходит в армию. Самого мальчика отправляют на виллу к тете. Там он понимает, что Венеция теперь это запредельная мечта, и сразу из капризного недовольного всем ребенка, превращается в маленького человечка, не теряющего оптимизма.

Так, в подвале теткиного дома, который затопило подземным минеральным источником, он создаёт собственную Венецию, не без помощи, конечно, других гостей дома. В подвал все вместе переносят рояль. И каждый вечер приятно проводят там время. Так они пытаются заглушить происходящий в мире ужас. Истинная красота – настоящая Венеция – им теперь недоступна. Однако вечера этих людей в затопленном подвале – как символ того, что тягу к прекрасному у человечества не отбить, тягу к жизни и любви, ко всему самому светлому.

Но и в эту, далеко не идеальную красоту, вторгается зло. Конечно, в образе фашистов, которые могут легко убить кого угодно просто так, и всё вокруг покрывается жутким страхом. Но вот что должен отметить – война здесь, вопреки большинству лент о второй мировой, особенно российских, демонстрирует не крушение счастливой жизни, не крах семейных ценностей, не уничтожение мира, а обвал, в первую очередь, культурных творческих устремлений человека. Венеция, как мир истинного искусства, куда больше нет возможности попасть.

Сама война в этой ленте – не просто историческое событие. Это даже не фон для рассказа конкретной истории. Вторая мировая выступает в ленте, я бы сказал, как некая абстрактная ситуация, наиболее полно отражающая состояние культуры, в том числе, и в современном мире. Война это как площадка для демонстрации краха творческих устремлений всего человечества. Как нельзя лучше говорит об этом финал картины, который происходит зимой сорок пятого, уже после окончания войны, однако спасения и избавления от страданий нет. Наоборот, всё очень печально и грустно, отката к прежнему счастью уже не случается.

Особенно хочется отметить музыкальное сопровождение всей ленты. Венецианские мотивы, как оптимистические светлые ноты, что искусство все же спасётся, справедливость восторжествует и счастье победит, и грустная, крайне печальная, утяжеленная картинка людей, пытающихся изо всех сил сохранить этот самый оптимизм в очень страшных и жутких условиях. Фильм получился невероятно атмосферный. Операторская работа также порадовала. Некоторые планы пересматривал по несколько раз.

Советую всем любителям настоящего кино.

29 января 2011 | 18:03
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: