К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Слово 'самурай' происходит от японского 'сабурау' - 'служить', соответственно, самурай - служивый человек, но эта служба подразумевала под собой нечто большее. Кодекс самурая бусидо в комплексе с японскими этикетом и менталитетом чертили строгие рамки в обязанностях, поведении, речи и даже движениях по отношению самурая к своему сюзерену. И одним из основных постулатов бусидо являлось 'жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть'. Но что, если служба глупому, тщедушному и эгоистичному хозяину претит собственной натуре, любимые ждут на том свете, но проститься с жизнью не позволяют долг и честь? Терзаемый именно такой дилеммой перед нами предстаёт Канэми Сандзаемон, глава пехотного отряда на службе у князя Юкё, главный герой исторической драмы 'Меч отчаяния'.

Увы, создатели ленты сделали господина Канэми чересчур положительным - если его абсолютная верность хозяину обусловлена кодексом самурая, то забота о крестьянах идёт вразрез с менталитетом воинов периода Эдо, которые, как известно, могли разрубить простолюдина на месте чуть ли не забавы ради. Единственный же грех Сандзаемона - сюжетообразующее убийство Рэнко, любимой наложницы своего господина - женщины наглой, алчной, властолюбивой и не чурающейся отправлять неугодных на тот свет. С точки зрения нарратива это убийство выглядит абсолютно логичным - отравленный ядом похоти рассудок Юкё утратил способность управлять доменом, и Рэнко без труда перехватила нити правления, потешая малозначимые для развития и жизнеспособности земель прихоти. Но не смотря на это, тяжкое бремя убийства беззащитной женщины читается в глазах сурового самурая. Вообще период Эдо считается началом процветания и самой стабильной эпохой в истории Японии, а потому самураи - прежде всего воины - утратили свою актуальность, и стали фактически рабами своих сюзеренов, крайне редко переходя в разряд палачей, усмирявших малочисленные крестьянские бунты. Такая жизнь, усугублённая потерей любимой жены, не приносила Сандзаемнону ни толики радости, и потому он и решился на столь отчаянный, одновременно противоречащий его натуре, но и оправданный кодексом с точки зрения 'борьбы с внутренним врагом', поступок, осознавая, что последующая за этим казнь наконец освободит его от уз долга. Освобождение это лежит красной нитью по всему нарративу, будь то вырезанная Канэми птица, изготовленная за год заключения, неожиданно сменивший закономерную казнь. Или будь то особый секретный приём Копьё птицелова, другое название которого выведено в название фильма. Копьё, вяжущее символ свободы, и не столько владение этим копьём, сколько осознание потери воли, тренируется у самураев едва ли не с самого рождения. Как ходить, как сидеть, пить, есть, разговаривать - всё это навязано против воли, но с годами воспринимается как данное.

Скрупулёзность воссоздания древнеяпонского быта действительно поражает своей детальной проработкой, но быстро наскучивает. Лента развивается крайне неторопливо, предлагая погрузиться в теплую, укутывающую атмосферу японского особняка, хоть и прерывающейся флэшбеками главного героя - такими же по палитре, но имеющего в своей основе либо кровавое событие, либо отдалённые элементы холодных оттенков, предвещающих беду. И действительно, задремавший в середине зритель будет крайне взбудоражен резко сменившимся темпом концовки, а финальный штрих не оставит равнодушным даже самого внимательного к деталям зрителя.

15 августа 2017 | 18:23
  • тип рецензии:

Самурай Сандзаэмон верой и правдой служит своему князю. Князь, однако, представляет собой не лучший пример для подражания. Он во всем полагается на мнение своей наложницы. Доходит даже до немыслимого – эта наложница присутствует на совещаниях и фактически даже имеет голос на них. Естественно она же во многом и определяет решения князя. Например, она принуждает его увеличить бюджет женских покоев, а также выделить средства на восстановление храма, невзирая на то, что положение крестьян крайне бедственно. Видя все это, Сандзаэмон решает убить наложницу и освободить князя от ее чар. После этого он рассчитывает умереть. Однако после такого дерзкого убийства умереть ему не дают. У князя свои планы на его жизнь.

В фильме хорошо показано, как самураи периода Эдо были заложниками долга. Хотя князь и выглядит безвольным самодуром, у Сандзаэмона и мысли не возникает поставить под сомнение его авторитет. Он лучше предпочтет смерть, чем усомнится в своем верноподданничестве. Князь же изображается здесь совершенно беспринципным политиканом, готовым использовать всех вокруг. Это хитрый и коварный человек, для которого люди лишь расходный материал. Тем драматичнее становится судьба Сандзаэмона, который вынужден принимать все решения господина как закон. Хоть период Эдо считается в Японии самым стабильным в политическом смысле, замыслы отдельных князей по захвату локальной или всеобщей власти, по-видимому, имели место всегда.

Немного нестандартным вышел образ самурая Сандзаэмона. Этот человек изображен положительно прекрасным. Он искренне печется о судьбе крестьян, которым угрожает голодная смерть. Как романтический рыцарский образ это выглядит прекрасно, но в реальности самурайский класс, конечно, вряд ли бы мог так поступать. Самураи привыкли паразитировать на крестьянах и сами работали на земле редко. Как они могли печься об их судьбе, если им законом разрешалось разрубить любого из них на место за непоклонение? Поэтому образ Сандзаэмона несколько оторван от реальности. А его «меч отчаяния» - особая техника предсмертного удара мечом по противнику – тоже отдает романтизмом. В общем, «Меч отчаяния» приятный фильм об эдоской Японии, хорошо воссоздающий отдельные аспекты средневекового мышления, но также не лишенный и попыток придать главному герою избыточных положительных качеств.

7 из 10

20 февраля 2016 | 08:54
  • тип рецензии:

Интересно, кто написал заголовок к этому фильму?

Убийство наглой, развращенной и эгоистичной женщины-наложницы по имени Рэнко было долгом воина. Этот поступок самурая - не предательство господину, а спасение как самого князя Юкио, так и страдающих от этой коварной женщины безвольных подчиненных вассалов и обычного населения провинции.

Жаль только, что такой же развращенный роскошной жизнью, безвольный подкаблучник и наглый князь Унасака Юкио никакого урока из этого, несомненно, заслуженного поступка своего слуги Канэми Сандзаэмона, не получил.

В место этого безумец и глупец решил казнить одного из лучших его людей!

Но тут на сцену выходит главный теневой персонаж драмы - Цуда Минбу - хитрый и коварный младший чиновник уже давно замышлял прибрать к рукам все владения князя и, скорее всего, тайно использовал влияние наложницы Рэнко на безвольного господина.

Лишь неожиданное вмешательство командира пехотного отряда испортило все его планы - Рэнко была заслуженно лишена жизни. Таковы реалии...

Меч отчаяния, фильм с глубоким подтекстом и прекрасным сюжетом.

10 из 10

24 января 2015 | 16:05
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: