Честно говоря, долго не решалась посмотреть уже записанный фильм, потому что меня отпугнул постер (он очень неудачный, однозначно). К испанским фильмам ужасов я в общем отношусь настороженно.
Но оказался вполне смотрибельный такой ужастик. Даже вызвал сильные эмоции под конец просмотра. Правда, не эмоцию страха, нет (не напугана была ни разу, но меня и напугать трудно), но эмоции - гнева и тоски.
Сюжет. Молодая девушка Нарцисса (Ария Бедмар) приезжает в монастырь и готовится принять обеты. Сёстры стоят на ушах из-за её приезда, потому что Нарцисса, будучи девочкой, видела саму Богоматерь - что делает её либо мошенницей, либо особым служителем Бога, чуть ли не святой. Но что значит - святой? И действительно ли это так уж хорошо для окружающих - жить рядом со святой? Оказалось, не очень хорошо - когда человек видит истину о тех людях, которые считают себя набожными и правильными... Такие люди готовы на всё, лишь бы замазать свои грехи.
Мне понравилось, что в фильме святая (ну, на самом деле святая, как я поняла) показана не как суровая старая дева, с высоты кафедры всем грозящая карами небесными, или как полностью оторванная от мира чудачка, а как самая простая девушка, прекрасно ладящая с детьми (монастырь по совместительству школа для девочек из бедных семей).
Понравился сам вид старинного монастыря.
И что режиссер умудрился, с одной стороны, показать всё несовершенство закрытой церковной среды, а с другой стороны, не высмеять, не замарать саму веру, религию. В картине чувствуется уважение к религии. Нет грубой сатиры и плясок, демонизации.
Актеры понравились, но особо хочу отметить не главную героиню (невинную овечку играть легко), а Розу и сестру Хулию (Мару Вальдивьельсо).
Что не впечатлило. Наверное, сама выбранная тема. В последнее время многие режиссеры только и делают, что периодически снимают фильмы о монахинях. Причем не о монахах (видимо, мужской целибат не так впечатляет), а о монахинях (мол, вон сколько девиц на выданье непонятно чем занимаются, что-то здесь не так!) Все эти фильмы очень похожи друг на друга, и конкретный фильм тоже не внес ничего нового. Просто посмотреть и получить удовольствие от просмотра можно.
6 из 10
Но я вообще ужастикам больше 8 не ставлю, а объективно - есть фильмы такого плана намного хуже и при этом с более высоким рейтингом, что не вполне справедливо.
Строгая повседневность в декорациях испанского монастыря, по совместительству – школе-интернате для девочек, – приобретает зловещий оттенок с приездом молодой послушницы Нарцисы, в прошлом имевшей нашумевший контакт с богоматерью. Своим присутствием она пробуждает в святом месте «несвятое», постепенно ставящее ее веру под сомнение, а обитателей монастыря – под угрозу смерти.
Испания, страна с высоким уровнем религиозной культуры, выступает идеальным местом для послевоенного сюжета фильма: оставившие несмываемый след пули на стенах ослепительно белого монастыря, как будто бы отражают присутствие зла в месте обитания монахинь; сам монастырь, величественный, но своей серостью отражающий пустоту внутри; строгие порядки, симпатизирующие самобичеванию и голоду. При отменной испанской актерской школе, актрисы словно вживаются в свои образы, демонстрируя зависть, злость, безмятежность, озарение, но главным символом фильма выступает Ария Бедмар – актриса с распахнутым взглядом, отражающим по сюжету фильма глубокое милосердие.
Пако Пласа ставит под сомнение религиозность как проявление характера на примере ряда монахинь, показывая самые страшные грехи под маской якобы глубокой веры, где умысел или недопустимая неосведомленность оставляют отголосок ставшей уже маркетинговой цитаты «Пути Господни неисповедимы». Мастерски играя светом, звуком, коллективом актрис, Пласа шаг за шагом нагнетает атмосферу, в финале кульминирующей фонтанами крови.
Я сказал бы, что фильм довольно классический для современного кинематографа, не выдерживающего конкуренции с результатами поисков «новых идей» отдельными кинематографистами. «Сестра Смерть» напоминает европейскую школу 90-х годов прошлого века, на что также недвусмысленно намекает выбранный формат кадра. Но фильм, несмотря на жанр, как будто бы создает домашний приятный уют, позволяющий с интересом проводить уходящий день, оставляя приятное впечатление после просмотра.
К несчастью, ностальгия играет злую шутку с людьми, не заставшими эту эпоху, и не в силах оценить ее – фильм безбожно заработал низкий рейтинг зрительской симпатии. Но Пако Пласа становится для меня все более и более глубоким профессионалом своего дела, получающим удовольствие от процесса работы и желающим поделиться с окружающими своими результатами, коими выступают группка собравшихся в старом обветшалом кинотеатре зрителей: их не так много, зато они благодарят похвалой и поддержкой для дальнейших работ режиссера.