Один из фильмов ( 'Помнишь запах сирени...' -1992 г.; '22 июня, ровно в 4 часа...' - 1992 г.; 'Игра' - 1992 г.; 'Чёрный клоун' - 1994 г.; 'Мужской талисман' -1995 г.) выпущенных подряд в творческом кураже, на киностудии 'Бег', основанной Борисом Галкиным. У тех кинокартин сложная судьба. Ими восхищались и его коллеги, и российские директора-прокатчики, но никто в то время не покупал их для проката.
'Чёрный клоун' - режиссировал Борис Галкин, сценарист была Елена Галкина. О чём это кино, если говорить предельно точно, не раскрывая деталей?
Это кино сверхсерьёзное. Про феномен влияния, про субстанцию, воздействующую на физические поля человеческого организма. Субстанция может искать воплощения в самых привычных внешних обликах и обстоятельствах. Абсолютизированное мрачное, без внешних наворотов. Подобная физика природы не имеет резких изменений/измерений своего потенциала. Каждодневным, обыденным человеческим восприятием этот феномен сложно отследить. Нет предпочтения чему-то особому. Он может быть встроен в любой организм/тело, годное для его трансляции на своё окружение.
Это кино именно об этом, слово в слово, но не раскрывая сюжета. Вот так.
Перересматривала фильм неоднократно. Притянуло. В фильме много особых сцен-сгустков. Не шлифованных киношно. Полевой эпизод с немецким десантом. Прощание Лёшки /Влад Галкин со своей Нинкой. 'Прозрение' Лёшки на берегу, и его смерть. Моменты агрессии Акселя/Александра.
Затем у меня включилось восприятие происходящего, сходное со впечатлением от 'Мефисто' (1981), хоть яркими красками режимного гламура Рейха в нашем фильме не малевали, но качественно атмосфера ясна.
Борис Галкин/Аксель Биркамп, удивил нужной мощью жесткости персонажа. До уровня зримой мистики актерской игрой достал, дотянулся свободно.
У него уже имелись роли очень отрицательные, но это совершенно необычная работа.
Почему для проекта был выбран Аксель. Подросток-акробат. Есть особое качество акробатов-циркачей — или 'я могу', или 'я не способен'. Точнее: 'я знаю, что я это делаю/могу'. Плюс ресурсы организма к восстановлению. Чёрный клоун. От знакомых цирковых артистов знаю, что клоун — это ещё из старых англ. слов, означает 'двойное лицо'.
Примечание к заключительной сцене фильма.
По свидетельствам людей, испытавших подобное, нет ничего страшнее, чем увидеть самого себя. В привычном человеческом виде, себя самого напротив себя же. Казалось бы, как можно испугаться, ведь себя хорошо знаешь. Но человек именно к этому оказывается не готов.
Под занавес.
Диалог Акселя с Эдой, она смотрит на него, и спрашивает: ' Ты все это время не жил в Германии?...—Нет, я жил на Востоке, в России ( он выделяет фразу интонацией, но зла за ней не слышно )... —Маленький Аксель, ты опять одинок...? Он отвечает: 'Ты знаешь, я помню твой запах...тогда...я старался вобрать его в себя...Чтобы остаться...Ты спасла меня...Но, может, мне надо было умереть?'
Современная наука определённо указывает на наличие обоняния и памяти на запахи, как на самый объективный показатель работы сознания. Запах цирка, мозговая память об этом запахе, ( ' люблю запах цирка, запах жизни ',— говорит Эда) удержала личность Акселя, раздвоив его, несмотря на 'проект', которому он прослужил 40 лет.
Немного бы монтаж подравнять, но фильм 1994 г., поэтому у меня претензий нет.
10 из 10