К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Создавая этот фильм, режиссер намерено лишил своих персонажей права на человеческую речь – видимо, счел, что так будет интереснее и выразительнее. Результат получился сомнительным. Люди, искусственно сделанные немыми, к тому же помещенные в неловкое пространство псевдодокументального фильма в стиле «скрытая камера», оказались лишены и права на выражение человеческих эмоций. В итоге перед нами персонажи, которые уже научились делать сыр и ухаживать за скотиной, но как бы - по фильму - не научились испытывать чувства, улыбаться друг другу, мыслить. Люди низведены до уровня собственных животных. Впрочем, животные, не приученные стесняться камеры, получились более эмоциональными и живыми. Люди же мрачны, скованны, и жизнь их, обычная пастушеская жизнь, текущая по древним законам в древних местах, лишена какой бы то ни было улыбки, света, радости. Проще говоря, она ужасна, эта жизнь. Что вряд ли соответствует действительности. Даже в самой тяжелой реальности люди не справляют свадьбы с похоронными выражениями на лицах. Возможно, все дело в том, что в самой тяжелой реальности людей, не приученных к актерству, не вынуждают справлять свадьбу 'на камеру'.

Что же касается главного месседжа фильма – ах, прекрасная буйволица, она все время стремится к свободе, все время убегает, игнорируя государственные границы, а тупые люди ловят ее и возвращают в стойло, - то, похоже, автор фильма мало общался со своими героями-крестьянами и потому изобрел такую чисто интеллигентскую идею. Любую скотину, живи она хоть в тысяче километров от любой государственной границы, хозяин будет ловить и возвращать на место, если она убегает. Это просто жизнь, обычная жизнь крестьян, пастухов, в которой, конечно, много труда, иногда тяжелого труда, но много и вечных радостей, и той особой прелести, которой бывает внутренне отмечена жизнь под открытым небом, построенная по первобытным, вечным лекалам.

А ведь могло бы получиться замечательное кино… Кино, полное воздуха, света, гор. Но искусственно лишенное человеческого начала, оно оказалось лишено и поэзии, и даже смысла. Увы.

02 июля 2011 | 10:19
  • тип рецензии:

Фильм режиссёра Арутюна Хачатряна, который уже успел получить признание мирового масштаба и до сих пор продолжает своё триумфальное шествие по странам нашей необъятной планеты, увеличивая аудиторию своих благодарных зрителей. Это и поразительно. Потому что ещё раз удивляешься тому, какова же всё-таки, сила искусства, когда кино, в котором практически отсутствует текстовая часть, может оказывать столь сильное воздействие, и абсолютно неважно, для зрителей какой страны его сейчас демонстрируют.

В данном случае, создатели картины решили раскрыть свою основную идею, используя при этом не профессиональных актёров, а…животное, буйволицу, глазами которой мы, можно сказать, на всё происходящее и «смотрим». Маленькое поселение, куда её привозят, присоединив к многочисленному стаду остальных парнокопытных «поселенцев» становится её новым домом. Но пребывание на новом месте может стать мучительным, особенно тогда, когда тебя тянет в те родные места, оставшиеся по ту стороны границы, когда тебя тянет…домой.

Конечно, данной работе присущ свой символизм, как таковой. И наблюдая за главной «героиней», мы видим в ней олицетворение как одного человека, так и всего народа, в целом.

В фильме очень ярко освещена проблема закрытости, ограниченности во всём. Причём ограниченности не только территориальной, но и тех «границ», что существуют в наших головах, в нашем сознании. Когда вокруг уже ничто не интересует, а всё действия выполняются автоматически. Когда даже окружающие тебя звуки не обращают на себя хотя бы малейшего внимания и всё, что ты чувствуешь – это постоянное равнодушие, которое со временем становится тем привычным состоянием, которое уже вряд ли способно будет что-либо изменить.

«Граница» - кино, которое трудно забыть, кино, в котором всё и так понятно… без слов. Да и зачем нужны слова, когда всё что необходимо, это смотреть, чтобы почувствовать те эмоции, которые возникают в тот момент, когда приходит понимание своего бессилия и неотвратимости своей судьбы. Когда не знаешь, что делать дальше. Когда каждый раз, пытаясь убежать, прорваться через границу, чтобы вернуться домой, но всё твои попытки оказываются тщетны, только и остаётся кричать, потому что всё остальное бесполезно, дальше дороги нет и бежать некуда, ведь впереди граница, прорваться через которую невозможно, а повернуть назад – означает сдаться. Да и как уйти, когда так сильно тянет домой, что кажется, никакая преграда не сможет остановить тебя, а отчаяние, в конце концов, толкает на ещё более решительные действия.

10 из 10

24 января 2011 | 18:49
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: