Я, конечно, не знаком с иным творчеством данных авторов. И, надо признать, после просмотра сериала начинаю считать это серьезным упущением. Слишком уж хорошо зашел данный продукт. Слишком уж неизгладимое впечатление он оставляет.
С первых секунд на нас обрушивается рисовка. Да, именно как я люблю - угловатые линии, местами нарочитая неряшливость и откровенная халтура в прорисовке кимоно учителя. Мешает ли это? Отвлекает ли? Отнюдь. Напротив, добавляет колорита в этот котёл страстей.
Дальше на вас знакомят с ГГ. Ох и колоритен же он! Очень близок мне лично, так как тематика бренности бытия и суицида так или иначе накрывает нас к 40 годам. Но не думайте, что он тут 'играет в синего кита'. Отнюдь, я бы порекомендовал данный сериал как профилактику суицида хотя бы потому, что данная, без сомнения, серьезная тема, обстебана по самое не могу. И, на самом то деле, ГГ типичный подростковый эмо-позёр, который таким образом просто хочет привлечь внимание. Опять же рискну предположить, что он просто внутренне незрелый ребенок, еще не научившийся самостоятельно переваривать эту реальность. В чем, как ни странно, ему помогают его ученики.
А уж ученики - точнее, ученицы ('ну, вы понимаете, о чём я') тут просто россыпь самоцветов - точнее, психических расстройств. Тут вам и хиккигамори, и стокер, и нарциссичка с биполярочкой, и фетишистка, угорающая по хвостам, и прочая и прочая. И в этом розарии и предстоит работать учителю. Причем, надо отметить, при всей спорности его педагогических подходов он, как минимум, хорошо владеет т.н. 'обратной психологией' и, сознательно или бессознательно, хорошо ее применяет на своих подопечных.
Ну и не забываем: это комедия. На всю голову комедия. Какими бывают только японские комедии. Ярко, безбашенно, весело, задорно.
Ну и опенинги и ендинги как отдельный вид искусства. Хулиганят автору по полной, и, кстати, везде и всюду всовывая свои рожи. Мило, прикольно, интересно.
Единственным субъективным минусом я бы назвал ну просто чрезмерное обилие фансервиса и панцушотов. Хотя, с другой стороны, всё вполне в рамках выбранной канвы работы, без перегибов. Просто я не любитель.
Рецепт великолепного анимационного блюда от студии Shaft: абсурдистскую эстетику Беккета смешать в равных пропорциях с экшн-сценами в духе Тарантино, добавить Джармушевских всеобъемлющих диалогов и по-Алленовски ярких персонажей. Подавать под соусом из безысходности по Фон Триеру.
На самом деле, из этой мешанины направлений и стилей получается нечто действительно выделяющееся из ряда однообразных аниме-сериалов, построенных канонично и ориентированных на определённый пласт аудитории. И, честно говоря, я, как ни пытался, не сумел найти среди богатейшего массива японской анимации настолько самобытных творений.
И краткое описание сего шедевра хочу начать с главной ассоциации, которая приходит мне на ум: “Sayonara Zetsubou Sensei” - это сон, воплощенный в анимации. Непрерывно меняющиеся декорации, материализующиеся из ниоткуда в соответствии с полётом фантазии действующих лиц, полное пренебрежение законами физики, время и пространство, произвольно сжимающиеся и растягивающиеся, подстраиваясь под сюжет - всё это перенесёт вас в атмосферу тревожного миража, созданного уставшим за день подсознанием.
Под концепцию и персонажи - фрики, параноики, фетишисты, чудаки на любой вкус (хотя попадётся и единственный абсолютно нормальный человек, страдающий от собственной нормальности). И, конечно же, заправляет всем человек, объединяющий перечисленные ранее отклонения - Итосики Нозому, он же Безрадостный сенсей (превратности кандзи - горизонтальное написание иероглифов его имени автоматически превращает первое во второе). А в довесок к этой вечеринке ненормальности, толпа исторических личностей, знаменитостей, политиков, просто вымышленных персонажей, создающих благодатную почву для разнообразных отсылок, впрочем, всегда уместных.
Создатели отсылают нас и к историческим событиям, и к работам других студий, зачастую не гнушаясь резкой сатиры. С иронией относятся они и к самим себе - не раз мы встретим, например, потасканного мангаку, рисованного с создателя манги, Куметы Кодзи.
Ну и пару слов про саундтрек, конечно же. Если короткие музыкальные зарисовки Хасегавы Томоки смягчают хаотичное действо своей мелодичностью, то контраст параноидальных нот в надрывном голосе Оцуки Кенджи и совсем по-детски звучащего хора сейю уж точно “приходится ко двору”.
Подытожим: всем любителям японской анимации, любителям артхаусного направления, людям, просто ищущим чего-то необычного в бескрайнем океане мировой мультипликации, рекомендуется к просмотрю. Я же ставлю Безрадостному Сенсею...
Итошики Нозому - убежденный учитель-пессимист, который пытается навязать своим ученикам мысль о бессмысленности жизни и пытающийся покончить с собой при любой удобной возможности, скорее не такой конченный пессимист каким пытается казаться а просто человек потерявший веру в себя, ведь если все всерьез относиться к мысли о самоубийстве то можно не колеблясь это сделать, если ты настоящий пессимист и ты знаешь, что в будущем ничего хорошего с тобой не произойдет, и если ты просто устал от одиночество или наоброт устал от этих странных людей вокруг, а Итошики то ли дела сомневается, то ли его всегда кто нибудь останавливает, Кафка - убежденная оптимистка, пытающийся навязать всем мысль о том, что жизнь прекрасна, это можно сказать некий противоположный клон Нозому, поэтому они так часто спорят и каждый пытается навязать свою мысль по своему. Да тут не только пессимист и оптимистка, каждый персонаж по своему странный, и это делает сериал более особенным среди других. А нетипичный стиль рисовки сначала может показаться самым обычным и простеньким, но оно как бы подчеркивает особенность и своем роде уникальность данного сериала, тоже можно сказать о саундтреке. Хироши Камия озвучивший Итошики, после этого сериала стал одним из моих любимых сейю, его голос просто идеально подходит для него.
Впечатления позитивные, хотя тема самоубийства сама по себе не смешно, но то как главный герой пытается покончить с собой выглядит очень даже смешно, и другие, более странные персонажи не дают скучать, и некая философия главного героя заставляет задуматься. В жизни есть какой нибудь смысл?..
Итог, заряд пессимизма и в то же время позитив обеспечен, более подходит для просмотра заядлым отаку.
Итошики Нозому или Как впасть в отчаяние на раз два три. Отчаявшимся посвящается.
Итак, что мы имеем. Колоритного вида класс, во главе которого странноватого мышления Сенсей. Сенсей этот большую часть времени учит своих учеников отнюдь не стандартным набором из школьных предметов, как и полагается обычному учителю, а в красках описывает, страстно приводит примеры и прочее, в доказательство одного простого своего так называемого бзика (коих здесь у всех в достатке), заключающегося в том, насколько же все-таки УЖАСЕН и НЕСПРАВЕДЛИВ этот мир, в промежутках между периодическим впаданием в отчаяние и забавных попытках псевдосамоубийств... Выглядит это довольно таки занимательно, интересно, но что главное, причины для впадания в это отчаяние порой могут быть настолько правдивы, актуальны и точны, что порой слушая рассуждения Сенсея, перед тем как он уже впал в свое любимое отчаяние, непроизвольно с ним соглашаешься, мысленно говоря «Ну прям в точку же говорит!!! Ведь так оно и есть!!!». Вполне бытовые ситуации, поведение, поступки обычных людей часто как-будто бы срисованы с вполне обычных реальных людей, сам факт и процесс того насколько он утрирует все это, каким-то образом превращая в проблему прямо даже человечества. И в конце, как итог, шедевральный, на мой непримечательный взгляд, прием «Великой Пучины Отчаяния» Сенсея добавляет какого-то эмоционального драйва, ярко подчеркивая сам факт этого высмеивания всех этих ситуаций/поступков/поведения под таким углом, под таким «соусом», так тщательно и как-то даже продуманно, что хотя бы не улыбнуться сложно, она появляется непроизвольно.
Помимо Сенсея с его отчаянием, имеется так же его не менее колоритный класс в составе n-ого количества девушек и даже нескольких парнишек. Естественно все они в какой-то степени ненормальны, помешены и с большим таким набором различного вида бзиков, ибо нормальность здесь в одном единственном экземпляре в виде вполне нормальной и обычной ученицы, что и делает её ненормальной и по-своему уникальной в такой вот подборке, о чем, кстати, нам не дадут забыть на протяжении всех сезонов сериала. А самое главное, за всеми их бзиками, помешательствами и прочим наблюдать интересно, ибо они интересны, в этом им определенно не откажешь. Ещё хотелось бы отметить местного школьного психолога Чию-сенсей, которой периодически приходится выслушивать очередную «проблему масштабов глобальных» от Нозому. Немного пугающая такая дама, но так же обладающая своим шармом, немного кстати тоже пугающим. В нашу общую компанию Итошики и Ко… простите, и Класс, она безусловно вписывается, добавляя чего-то нового и даже необходимого, делая общую картину персонажей полней и ярче. Тоже самое делают и изредка появляющиеся родственники Сенсея. Помимо этого меня очень и очень порадовало участие одних из моих любимых сейю, чему я была сильно рада, здесь от меня отдельное Спасибо. Мои уши были в очередной раз счастливы услышать работу Камии Хироси, Иноуэ Марины, Ядзимы Акико, Савасиро Миюки.
Стоит наверное отметить, что определить жанровую принадлежность довольно таки затруднительно, что можно сказать точно, это определенно не ОЯШ, хоть действующие лица как бы и подходят. Это пародия, это комедия и порой даже с намеками на драму. НО это комедия все-таки просто так дикого хохота не вызовет. Здесь надо понимать, т. к. без этого понимания потеряется определенная значимая доля восхищения и шарма, будь то диалог, ситуация, поступок или зарисовка в целом. Причем в большинстве случаев имеется подтекст, что, кстати, радует и выводит сериал на иной уровень, куда выше обычной комедии.
Такие вещи, как персонажи, музыка, графика, подача, стиль, – это составляющие любого аниме/фильма. В зависимости от жанра/сюжета/подачи, какая-либо составляющая играет где-то большую, где-то меньшую роль. Важно, чтобы в итоге все это гармонировало. Это должно подчеркивать и передавать, вообще подавать четко сюжет и идею, что бы это вообще воспринималось, и что бы воспринимать это было интересно. И когда все эти составляющие подобраны верно и в точку, аниме/фильм будет блистать. Так вот, касательно графики. Мне все понравилась. То есть, её стиль и подача подчеркивают саму идею сериала, саму её подачу, она задает стиль самого аниме и самого Сенсея в частности. Вот отдельно от «Унылого учителя», где-нибудь в другом аниме её можно было бы в какой-то степени даже обругать, но, ни здесь. Здесь она была «в тему». Музыка аналогично графике. Отдельно я бы её может и не стала даже слушать, но здесь то, что нужно. Такое сочетание этих, в данном случае не совсем привычных и традиционных составляющих, создает какую-то свою гармонию, немного сумасшедшую, и в каком-нибудь другом месте это можно было бы посчитать натуральным безобразием, но, в очередной раз, ни здесь. «Унылый учитель» вещь довольно таки даже уникальная в своем роде, что уже само по себе добавляет интереса и свежести.
Антиучитель или как я перестал волноваться, когда всё вокруг неправильно
- Тема урока, - громко объявляет Итосики-сэнсэй, оглядывая класс. – Смысл жизни. Его нет.
- Вот прямо так??! С самого начала урока?!
Ещё недавно он висел под цветущей сакурой, безвольно покачиваясь в загробном ритме уходящего сознания под еле слышный скрип растягиваемой петли на шее, но хрупкая чокнутая оптимистка показала ему, что мир не так хорош, как он думал. И вот он стоит в классе, решивший, что ещё не познал всей силы отчаяния. Что на самом деле он ещё не разочаровался в жизни достаточно – нужно ещё чутка добавить. Учитель – это же человек, который ведёт слепых учеников к жизни. А эмо-учитель – куда он приведёт?
- Жизнь – это пародия, обман, - не унимается безрадостный сэнсэй. – Во всём фальшь и противоречия. А пародия – дело деликатное. Да даже сам юмор, как и любая штука в мире, деликатна и требует правильного обращения, - сэнсэй скользнул глазами по бедной девочке, которая вечно ходила перевязанной бинтами более, чем на половину. – Но кто-нибудь смеётся, а?
Унылый учитель требовательно вгляделся в каждую пару глаз в классе, даже в мою – зрительскую пару. Молчание. Лица, без лиц, на которых, вместо самих лиц, написано что-то на японском (скорее всего «Лицо»), не выражали абсолютно никаких эмоций. Даже казалось, что не задумывались…
- Вот оно! – щёлкнул пальцами унылый учитель, слишком активно шевеля губами и двигая мышцами лица, словно бы вовсе не был по-настоящему унылым, хоть его имя именно это и означало. – Жизнь – суть пародия – не смешная! И это совершенно обнуляет её ценность, как жизни, так и пародии!
- А почему… - поднял руку безымянный ученик на соседнем от меня ряду. -… почему жизнь – это пародия? Если это пародия, значит она должна кого-то пародировать.
Многозначительный взгляд сэнсэя, казалось, на мгновение показал поражение своих суждений, но вот оно вновь – непроницаемое лицо недавно висящего под сакурой самоубийцы.
- А разве твои родители не прописали тебе без твоего ведома твоё будущее? – волна мозговой активности пробежалась по рядам и столбцам класса. – Каждый гордый отец желает, чтобы его чадо пошло по отцовским стопам. Большинство из них доходит до агрессивного стиля убеждения, по крайней мере, в Японии. Идя по чьим-то стопам, мы невольно пародируем чужую жизнь. В таком случае пародировать – это уже почти эквивалентно «делать то же самое, только похуже». Но эволюцией движет самосовершенствование, а не деградация. И если смысл жизни в ухудшении, то смысла номинально не существует…
Отношения к пародии везде разные. Особенно это можно увидеть на примере сравнения Америки и всего остального мира. Американский стиль, быть может, акцентирован более не на верное цитирование произведений, но на создание очередной комедии. Берёт силу в набухании и опошлении отсылок, превращая картину в один большой скетч. Приятное в этом то, что вне зависимости от осведомлённости, будет смешно. Японцы же в этом плане, как и в большей мере британцы, более суровы и строги. Пародию превращают в науку, и если не знать, о чём речь, то всё может быть вполне скучно и уныло. Тот же «Зомби по имени Шон» от британцев, или «Пани Пони Дэш!» от японцев - казалось бы, как это может быть не смешным? Ан нет, есть люди, которые смотрят подобное заместо снотворного.
Шутки бывают разные. Смешные не смешные. И вроде бы и смешные шутки делятся на понятные и непонятные, и несмешные делятся на эти же категории. Навроде «Синхрофазоцаря», который сидит на синхрофазотроне. Или клубничных крошек. И у кого хватит сил заострить внимание на … хм … трусиках, открываемых взору при шальном порыве ветра и криках школьницы по обмену: “Засужу!” тот, быть может и постигнет дзенское настроение Унылого Учителя даже без пинания всяких позолоченных вёдер.
- А вот школа? – продолжил сэнсэй, выйдя из транса белого эха класса. – Думаете, школа научит вас жизни? ХА! – рявкнул он на ближайшую парту, школьница за которой даже не дрогнула. – Школа учит жизни в совершенно другом мире. Наверное, в идеальном мире. А наш мир далеко не идеален, вы это знали? Вам же запрещали делить на ноль на математике да? Говорили, что невозможно делить на ноль? Открою вам страшную тайну – на ноль можно делить, только осторожно. И делить на ноль умеет не только Чак Норрис. Только вы ещё слишком малы, чтобы это знать…
Безрадостный сэнсэй схватился за голову, впустив в спутанные, чёрные, как безнадёжность, волосы пальцы, и извергнул членораздельный стон боли: “Современная система образования повергает меня в пучины отчаяния!”
Порой кажется, что наблюдая за Безрадостным учителем, абсолютно ничего не понятно. Это же столько материала нужно знать, чтобы смеяться над сериалом искренно, ни разу не изображая эрудированность. Порой ведь, даже являясь нечестным с собой, издаём короткие «понимательные» смешки для вещей, которых на самом деле не поняли. Штампы, темы, отсылки … из последнего порой кажется, что Унылый Учитель – самый японский сериал из современных.
- Смотрите! – воскликнул один из учеников сидящих у окна. – Чёрная дыра прямо на дороге!
Маленькая бездна, словно большой Бог ткнул пальцем в землю, развернулась на дороге и туда падали машины, считая, видимо, эту бездну новым подземным переходом и переездом. А рядом стоял мужчина в белом халате и что-то яростно записывал на планшете. Урок был сорван.
- Признавайся! – подошёл к учёному Итосики-сэнсэй. – На ноль делил, сволочь?!
- Но вы же сказали, что на ноль делить можно!
А дальше по сценарию начнётся вторжение инопланетной расы, которая захватив Землю, обнаружит, что кто-то неосторожно поделил на ноль и в спешке покинет планету, постепенно превращающуюся в чёрную дыру, как и сотни планет до неё.
И если мозги уже давно прилеплены к экрану, а вы это заметили только после того, как вернулись из туалета, а на паузу, оказывается, забыли нажать, то, быть может, стоит на паузу всё же нажать. Сэнсэй не стремится к зрителю, как это бы делали американские «тичеры», наоборот, он буквально заставляет зрителя тянуться к себе. Ну или просто корчит рожи и говорит на каком-нибудь из мёртвых языков мира, при том не факт, что гримасы не являются частью жестов этого языка. А на самом-то деле, всё очаровательно просто. Имена подчёркивают главные особенности героев. В большинстве своём учения Сэнсэя не выходят за рамки высмеивания социальщины, а налёт артхаусности свеж и оригинален, как орбит «Мятный Арт-хаус».
Умеют же иногда японские аниматоры сделать шедевр! Я не представляю что за великая муза их посетила для создания этого аниме, но им крупной с этой музой повезло.
Очень смешно. Как учитель постоянно пытается покончить с самоубийством, а его оптимистичная ученица всегда пытается его остановить, правда получается у неё это несколько коряво. Да и сам класс ему достался со своими 'скелетами в шкафу'. Ученица по обмену, у которой раздвоение личности, другая не разговаривает, а только обзывает и опускает людей по смскам, третья постоянно ходит перебинтованная, четвертая так вообще - хикикомори. И это только несколько девочек. Остальные тоже 'отжигают' по полной.
Чем очень понравилось, так это что здесь не надо напрягаться, думать-гадать что будет дальше, сериал непредсказуем. И вот именно непредсказуемость меня здесь и подкупила. И в каждой серии по две-три мини-истории.