К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

У каждого зрителя своё видение картины, и оно не обязано совпадать с мнением большинства. Когда я смотрю «тёплые» «оттепельные» фильмы 60-х, то анализирую их не столько с позиции художественных достоинств и недостатков, сколько с позиции политического климата тех лет, потому что именно он кардинальным образом влиял на внутреннее содержание картин. Многие историки, писатели и философы склонны считать эпоху 60-х утопией: «Коммунизм, будучи в основе своей литературной утопией, осуществлялся не в делах, а словах». В подтверждение этому можно привести высказывание Хрущёва: «Возросли потребности, я бы даже сказал, что не потребности возросли, возросли возможности говорить о потребностях».

Михаил Слуцкий снял «В один прекрасный день» в 1955 году – в период резкого увеличения производства художественных фильмов. Если в первые послевоенные годы Слуцкий, как и многие его коллеги по цеху, видели свою основную задачу в изображении ВОВ, то теперь гораздо больше внимания уделялось внутреннему миру героев: чувствам, мыслям, переживаниям. Опьяняюще-восторженные настроения в обществе находили отражение в виде музыкальных комедий, которых так не хватало в те годы. Сюжетный «каркас» таких фильмов не особенно менялся со времён первой музыкальной кинокомедии «Весёлые ребята» (1934): музыкально одарённые колхозники, создание совместными усилиями оркестра, исполнение песен и частушек.

Конечно, Михаил Слуцкий - не Григорий Александров, да и опыта создания музыкальных фильмов у него не было, если не считать «Концерт фронту» (1942), который показывался в прифронтовой зоне с помощью портативных кинопроекционных аппаратов. Зато у режиссёра было желание, композитор Соловьёв-Седой и отличный актёрский состав. Вопросы драматургии в комедии рассматривать не совсем уместно, тем более – в комедии музыкальной, когда герои все свои потаённые чувства выдают «по секрету всему свету» мелодией и словами песен. В данном случае драматургия отходит на второй план, а на первый выступает общее настроение – показать жизнь не такой, какой она является в действительности, а такой, какой её хотелось бы видеть.

Явная наивность старых фильмов вызывает исключительно положительные эмоции, потому что наивность эта проистекает от чистоты и искренности людей той эпохи. Пройти через ужасающую «мясорубку» и не утратить, не растерять в себе самого светлого, не очерстветь, не ожесточиться, а продолжать верить в справедливость – такая уверенность в себе дорогого стоит. Пусть фильм Слуцкого выглядит «малоправдивым» - комедия этого и не скрывает. Пусть в ней всё ясно как Божий день – не для того поются песни и частушки, чтобы «наводить тень на плетень». Пусть подобного «не могло быть никогда» - зато очень хотелось, чтобы было! Сценаристов в картине двое: Мирон Билинский и Климентий Минц. Билинский – дебютант, а вот Минц уже участвовал в создании «Укротительницы тигров» (1954) и кое-что перенял оттуда для своего сценария.

Опуская все плюсы и минуса фильма (плюсов гораздо больше!), хотелось бы сказать о бесспорном её достоинстве – об исполнительнице главной роли Екатерины Воропай. Екатерина Фёдоровна Савинова – яркая, талантливая, самобытная актриса - настоящий самородок. Понимая своё призвание, она через все препоны и преграды шла к своей цели. Не поступив во ВГИК, училась в землеустроительном институте, затем поступила на курсы театрального педагога Василия Ванина, но была отчислена с формулировкой «Замечательная актриса для театра, но не для кино»! Мало кто рискнёт после такой «отповеди» продолжить попытки. Но Екатерина Фёдоровна продолжила – поступила во ВГИК и с отличием его закончила. Затем занятия вокалом в Институте имени Гнесиных. Её приглашали в Большой театр и на эстраду. Савинова отказала, потому что хотела сниматься в кино.

А что же кинематограф, к которому она шла с такой целеустремлённостью? Первая заметная роль в «Кубанских казаках» (1949) стала для неё настоящим камнем преткновения. Всесильный глава «Мосфильма» Иван Пырьев – в угоду своим амбициям – «закрыл» актрису, и Екатерина оказалась в так называемом «чёрном списке» «Мосфильма». Как итог – эпизодические роли в кино и отсутствие главных ролей в спектаклях. Поэтому роль девушки-дирижёра Воропай можно по праву считать первой главной ролью в кино. К сожалению, Екатерине Фёдоровне не позволили петь самой, хотя у неё был великолепный, уникальный голос, поэтому все песни за неё исполняла солистка-вокалистка Всесоюзного Гастрольно-Концертного Объединения Гелена Великанова.

Подводя итог, хочется сказать, что нужно быть терпимее и снисходительнее, потому что в мире нет ничего совершенного. К совершенству дорога длинна и извилиста, и мы можем лишь попытаться приблизиться к нему. Екатерина Фёдоровна Савинова тоже попыталась, за 25 лет творческой карьеры подарив зрителям 25 кинообразов, в каждом из которых заключена частичка души актрисы, ушедшей от нас так рано…

02 февраля 2018 | 07:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: