К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Сергею БОДРОВУ-младшему исполнилось бы 50 лет

(рецензия в краевой культурно-просветительской газете 'Платановая аллея' главного редактора Ерёминой Марины Викторовны)

27 декабря 2021 года легенде отечественного кино, знаменитому актёру и режиссёру Сергею Бодрову-младшему исполнилось бы полвека. Масштаб личности этого выдающегося человека говорит сам за себя.

В связи с юбилейной датой так рано ушедшего в другой мир Сергея Бодрова-младшего, хотелось познакомить читателей газеты «Платановая аллея» с документальным фильмом-интервью Петра Шепотинника «Нас других не будет». Именно эта картина стала фильмом Церемонии Открытия XXXII ОРКФ «Кинотавр» и задала тон всему фестивалю. На самой Церемонии Почётный приз ОРКФ «Кинотавр-2021» «За уникальное продюсерское чутьё и поддержку российских талантов» получил легендарный продюсер Сергей Михайлович Сельянов.

Исповедальный фильм Петра Шепотинника о незаурядной личности Сергея Бодрова-младшего родился как прямое продолжение многочисленных встреч и разговоров с ним и с режиссёром, с которым его связала сама судьба, Алексеем Балабановым. Конечно, удивительно и очень больно слушать давние интервью совсем юного, жизнерадостного, открытого миру и новым идеям Сергея, который даже предположить не мог, как трагически и в один миг закончится его жизнь и жизни тех людей из его фильмогруппы. Трагедия в Кармадонском ущелье тогда как молния, попавшая в сердце, стала ударом для всех россиян.

О Сергее Бодрове-младшем в фильме ярко, честно и без всякой фальши рассказали его близкие люди, друзья, коллеги и соратники: известный продюсер Сергей Сельянов, режиссёр Алексей Балабанов, композитор и рок-музыкант Вячеслав Бутусов, художник Надежда Васильева, оператор Сергей Астахов и другие.

Из воспоминаний продюсера Сергея Сельянова: - Сергей Бодров-младший, действительно, с нами. Это не фигура речи. Есть уже люди, которые родились уже после того, как известные фильмы с его участием вышли на экране, которым по 15 лет, и уже не говорю о том, что многих из наших соотечественников зовут Данила, и известно почему.

Художник Надежда Васильева: - Лёша (Алексей Балабанов) относился с нему, как с своей руке, от плеча до мизинца. Это была его рука. Поэтому, когда Сергея не стало, Лёше «отрезали руку»…

Фильм Петра Шепотинника косвенно даёт понять об огромном вкладе в развитие отечественного кинематографа лучшего российского кинофестиваля – ОРКФ «Кинотавр». Этот процесс начался благодаря энергичным титаническим усилиям известного российского продюсера, отца «Кинотавра» Марка Рудинштейна, который, к большому сожалению, покинул наш мир в декабре. Но его главное детище не погибло.

Сергей Сельянов рассказал о своих впечатлениях о «кинотавровской» премьере фильма Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник», в котором уже полновесно дебютировал его сын: - Я вышел из зала с тем ощущением, которое потом преследовало, сопровождало всех, кто смотрел фильмы с его участием, с участием Серёжи… Это такое обаяние, он затягивал в себя… Вечером мне позвонил Балабанов, а он искал в то время главного героя, собственно, мы готовились к съёмкам фильма «Брат». Был сценарий, главного героя не было. Он мне позвонил и сказал: «Я познакомился с Серёжей»… Балабанов не говорил Бодрову, что, давай я сниму тебя в главной роли, или приглашаю тебя, или даю тебе шанс. Ничего подобного! Он сказал: «Давай вместе сделаем кино!»

Документальный фильм, состоящий из интервью, больше похожих на эссе, тронул своей искренностью, любовью, подлинностью героев и событий. Как отличалось то сложное время от сегодняшних реалий! Да, хотя бы тем, с какими чувствами снимались фильмы, где сила была, прежде всего, в правде!

Удивительное рядом, о популярности фильмов Алексея Балабанова говорят даже довольно современные вещи. Если набрать слово «брат» (даже без кавычек!) в поисковике «Яндекса» первой строчкой идут предложения посмотреть «Брат-2»! А ведь с премьерного показа этого фильма прошёл 21 год!

Алексей Балабанов родился и вырос в Свердловске. В качестве саундтрека его фильмов звучит русский рок, в том числе и песни из Свердловского рок-клуба, где зародились такие группы, как «Nautilus Pompilius», «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации» и другие.

Продолжая музыкальную тему первой части, во второй уже появились «Сплин», «Би-2», «Крематорий», Земфира, Чичерина, «Маша и Медведи» и другие.

Несомненно, именно музыка сыграла в пользу фильмов «Брат» и «Брат-2», заставляя фанатов русского рока смотреть фильмы снова и снова.

Рок-музыкант и композитор Вячеслав Бутусов вспомнил те времена и первую встречу с Бодровым: - Когда мы впервые встретились с Сергеем, для меня это было неожиданностью. Во-первых, слишком много совпадений. А вы знаете, это всегда обескураживает, в хорошем смысле. Обстановка - съёмки, полный кавардак, конечно. Там ты чувствуешь себя неловко. Но пришёл Серёжа, и мы как-то вдруг с ним раз, и заговорили. Он на тот момент писал диссертацию по истории архитектуры и неожиданно выяснилось, что мы оба по истории архитектуры специалисты. Поэтому это нас и вынесло совершенно на другую орбиту.

То, что Сергей Бодров-младший - выходец из интеллигентной семьи, искусствовед, сыграл безнаказанного борца за правду с криминальными методами многим не даёт покоя. Но факт остаётся фактом. И провинциальные зрители писали на адрес Сергея Бодрова-младшего письма своему «народному заступнику» Даниле Багрову.

Но обо всё расскажет сам фильм «Нас других не будет», уже вышедший в прокат.

Каким бы сейчас был незабвенный актёр и режиссёр Сергей Бодров-младший? Над чем бы работал? С кем бы дружил? Какие идеалы разделял? Увы, все эти вопросы не имеют точного ответа. Но, скорее всего, мы услышали бы те же фразы, что прозвучали в фильме «Брат-2»: - В чём сила, брат? – В деньгах вся сила, брат. – А я думаю, что сила в правде. На чьей стороне правда, тот и сильней!

03 октября 2022 | 17:18
  • тип рецензии:

Ровно 20 лет назад, 20 сентября 2002 года в результате схода ледника Колка в Северной Осетии трагически погиб вместе со своей съёмочной группой актёр, режиссёр, телеведущий Сергей Бодров-младший. Для подавляющего большинства постсоветских зрителей он остался в памяти Данилой Багровым - смущённо улыбающимся скромным парнем, который готов вершить правосудие с оружием в руках, доказывая, что сила в правде. Кто-то вспомнит его работу на телевидении в качестве соведущего Александра Любимова во «Взгляде» и ведущего первого сезона реалити-шоу «Последний герой». Хотя по образованию Сергей и не был профессиональным актёром, именно его органичное существование в кадре позволило считать молодого человека одним из символов отечественного кинематографа рубежа 90-х - начала 2000-х наравне с Алексеем Балабановым (у которого Бодров снялся в дилогии «Брат» и «Войне»).

Само собой, о жизни и творческом пути Бодрова-младшего за 20 лет, как его нет с нами, было снято немало документальных лент и сказано много в различных ток-шоу. И в этом смысле работа прославленного ветерана российской тележурналистики Петра Шепотинника под названием «Нас других не будет» не может похвастаться оригинальностью. Собственно, никто из создателей и не претендовал на это, взявшись в очередной раз изучать такую феноменальную личность, как Сергей Бодров-младший. На мой взгляд, там была задача как раз эмоционально воздействовать на подсознание зрителя, чтобы оставить след на сердце каждого смотрящего. Ведь это же Серёжа Бодров, «народный брат» всей страны. Он настолько крут и популярен, что кажется, будто нельзя про него снять плохо.

Однако, отринув прочь эмоции и попытавшись внимательней посмотреть на сам фильм Шепотинника, я пришёл к выводу, что не всё здесь так однозначно.

«Нас других не будет» - классический фильм-интервью (но без присутствующего в кадре интервьюера), позволяющий зрителю познакомиться поближе с главным героем ленты за счёт мнения о нём других людей. Среди опрошенных лиц оказались продюсер Сергей Сельянов, художник по костюмам Надежда Васильева, выживший член съёмочной группы последнего фильма Дмитрий Шибнев, музыкант Вячеслав Бутусов, оператор Сергей Астахов. Так же при создании фильма использовались архивные кадры старых интервью, которые когда-то дал режиссёр Алексей Балабанов, умерший в 2013 году, и, непосредственно, сам Бодров-младший. И, должен признаться, некоторые фрагменты из них, я впервые для себя открыл (так что данная работа содержит самый настоящий раритет).

Но при всём уважении к создателям, я не могу не отметить проблему, заключающуюся в сюжете картины. Я не сумел почувствовать связанность этих интервью, поскольку иногда комментарии Шибнева были, как говорится «не в тему». Уместнее было с ним вставлять эпизоды уже тогда, когда шёл сюжет про обстоятельства гибели. А так было непонятно, что вроде говорим о том, каким ценителем искусства был Сергей, затем нам рассказывают как быстро двигался ледник, и опять про его отношение к Даниле Багрову - экранному альтер-эго. В общем, нет внятной концепции. И потому данная работа в данном аспекте уступает телевизионным проектам, таким как, например «Сергей Бодров. Где ты, брат?» (2012 г.), или интернет-фильму Юрия Дудя «Сергей Бодров - главный русский супергерой» (2017 г.). Но при этом, это по-прежнему ещё один хороший фильм о Сергее, сделанный с любовью, где все отзываются о нём с уважением.

Так что в любом случае, посмотреть работу, приуроченную к 50-летию Сергея (телевизионная премьера которой состоялась в день 20-летия гибели артиста на телеканале ТВ3) можно и нужно. Но опять же повторюсь, многое из того, что говорят в фильме уже давным-давно известно благодаря другим работам о Бодрове-младшем - последнем герое, феноменальной и талантливой личности.

6 из 10

20 сентября 2022 | 23:44
  • тип рецензии:

У нас много любителей Бодрова и Балабанова и я - тоже один из них. Так что этот документальный фильм я посмотрел с удовольствием. В нем есть кусочки старых интервью с Бодровым и Балабановым, старые видео с мест съемок и места гибели съемочной группы Бодрова, а также воспоминания коллег об этом дуэте.

Но только на интересе к личностям Бодрова и Балабанова фильм и выезжает. Сам фильм сделан слабо. Он больше напоминает аматорскую нарезку для семейного архива - работы над сценарием, целостностью фильма вообще не видно. Фильм больше сделан для своих, которые уже знают кто такие Леша и Сережа, имена всех остальных коллег по съемочной группе и отношения между ними. Интервью нарезаны в беспорядочной последовательности, совсем не ощущается, что они к чему-то ведут. Местами создается ощущение халтуры. Например, один интервьюируемый, который появляется несколько раз, дает интервью на пустыре и мы видим пакеты мусора на заднем плане. Неужели, нельзя было немного озаботиться местом для съемок или хотя бы мусор убрать? А один кусок из интервью Бодрова длительностью в полминуты вообще повторяется два раза, причем с интервалом где-то в пару минут. Что это если не халтура?

Подводя итог: любителям Бодрова и Балабанова рекомендуется, но создатели фильма поработали слабо/

24 октября 2021 | 12:10
  • тип рецензии:

Он начал робко — с ноты 'до'
Но не допел её, не до...
Недозвучал его аккорд, аккорд
Хотя и многих вдохновил...


Эпитация? Да, пожалуй. Да - как будто бы. Но не слишком ли скорбная она. Не слишком ли траурная. Трагичного здесь не на щепоть, на пуд. Не меньше. Вязко. Тяжело, Я бы даже сказал - тягостно от соприкосновения. Про него ли это? О нём ли? Ведь перед нами - Сергей Бодров. Серёга! Наш Серёга, которого все мы знали. Которого любили. Обожали. Боготворили. Конечно же, а как иначе - БРАТ он и есть на все времена БРАТ. В чём сила? В деньгах? В - правде. И в этом суть, сущность этого парня. Для меня он словно луч света. Он и был всегда только светом. Никак иначе. Вглядитесь в глаза, всмотритесь в оставленные кадры ролей - свет и есть...

Смешно! Не правда ли, смешно? Смешно!
Что он шутил — недошутил
Недораспробовал вино - и даже недопригубил
Он пока лишь затеивал спор, спор...
Неуверенно и не спеша, не спеша...
Словно капельки пота из пор, из пор...
Из-под кожи сочилась душа, душа...


Воспоминаниями об актёре, с документальными вкраплениями тех давних лет, делятся продюсер, музыкант, кинооператор, художник. Архивные кадры со сьёмок фильмов, напоминанием былого. Но что-то всё это слишком неубедительно смотрится. Как наспех склеенная, смонтированная, сырая поделка.

Только начал дуэль на ковре, на ковре
Еле-еле, едва приступил, приступил
Лишь чуть-чуть осмотрелся в игре, в игре
И судья ещё счёт не открыл...


Живая искра в любых сценах. Живая искра в любых обстоятельствах и перипетиях. Вот он в 'Кавказском пленнике' с колодкой на ноге, а вот он в Американской Америке - 'Брат 2', без гроша в кармане, на мосту ждущий 'сородича'... Какая грусть? Какое отчаяние? Это не про него... И все эти уважаемые люди, что дают интервью, рассказывают о 'нашем' парне среди кирпичной кладки стен с отбитой штукатуркой - ну, ни в какие ворота. Уж, извините меня, пожалуйста. Посыл - добрый, слова - тёплые. Но холодно от Вас дорогие, словно в могиле.

Он знать хотел всё от и до
Но не добрался он, не до...
Ни до догадки, ни до дна, до дна
Не докопался до глубин, глубин
И ту, которая одна, одна
Не долюбил, не долюбил, не долюбил!


Документальная картина с погрешностями сверх меры, вот что такое - 'Нас других не будет'. Серая, как осенняя туча с нудным, моросящим дождём роняемых слов. Не уснуть бы. В хандру не впасть бы. Эх, ох, ух. О-хо-хо-хо-хо-хо-хо... Что ж вы головы повесили, соколики? Что-то ход теперь уж стал ваш не быстрёхонек? Иль почуяли вы сразу мое горюшко? Иль хотите разделить со мною долюшку? Смотрю и ёрзаю ' на табурете'. В нетерпении. Скоро ли окончание. Нет, это не про Серёгу. Нет, это про кого-то другого...

... да, он спешил — недоспешил
Осталось недорешено
Всё то, что он недорешил
Ни единою буквой не лгу, не лгу
Он был чистого слога слуга, слуга
И писал нам стихи на снегу, на снегу
К сожалению, тают снега, снега..


Куда он ушёл от нас? Этого мы не знаем. Лишь догадываемся. Да, да, строим догадки. Был и пропал. Исчез. Говорят - погиб. Но мёртвым его никто, никогда не видел. Говорят - что ушёл не один. Взял в дорогу тех, кто делил с ним в тот миг хлеб, преломляя в трапезе. Был ли он вознесён? Были ли они, вознесены? А как иначе? 150 или даже 180 километров в час 'в небо' - это вознесение. Стремительное. Данью за оставленное нам наследие истинной правды, истинного добра, истинной простоты. Причту о Сергее Бодрове нужно было делать автору. Тридцать лет и ещё один год было отмеряно ему среди нас. Так мало и так много. Девятнадцать лет его нет среди нас, а свет, озаряет, не гаснет, не тускнеет.

6 из 10

19 октября 2021 | 05:48
  • тип рецензии:

Недавно наткнувшийся на статью в очередной телепрограмме, о том что повзрослевшая дочь Сергея получила первую роль в кино - на тот момент, когда её отца не стало, ей было 4 года - в 'Море волнуется раз', вдруг задумываешься, так много времени прошло, а казалось будто это вчера. А вдруг всё изменить вспять. Вернуть былых кумиров миллионов, как Джексон, Цой и других. Легко представить, но невозможно выполнить. Но деле, если подумать, чтобы они стали делать сегодня. Чисто гипотетически можно много рассуждать на эту тему. Есть много тысяч вариантов, чем они занимались бы сейчас. Но, с другой - хоть и эта плохая сторона - умерев в лучах славы, когда ты при жизни, уже стал иконой стиля, моды, твои слова или слова героев, сыгранных тобой цитируют почти на каждом углу - это честь. Но с уверенностью можно сказать, что этих великих людей, не коснулся штамп вируса, который ни раз предсказывали, учёные, фантасты, прорицатели. Нельзя такое говорить, знаю, но их обошла эта проблема. И сегодня одним из главных российских кумиров считается именно Бодров. Образ Данилы Богрова сегодня мелькает на кухонном телевизоре в мрачные будние дни или предновогодние вечера, когда хочется понять, для чего ты живёшь. 'Я узал, что у меня, есть огромная семья' - поговаривал героя Сергея, взбираясь по пожарной лестнице многоквартирного дома в Нью-Йорке

Всё остальное: А вот каким он был, об этом рассказывает режиссёр документальной ленты о нём. 'Он сыграл ряд романтических культовых героев русской молодёжи. Остаться Данилой, перестав быть им, - задачи по сути, невыполнимая' - отзывался о нём так Леонид Парфёнов. Повторить такого бессменного не патриота, но человека, увы невозможно. Никто из современников не в состоянии передать всех чувств, эмоции, душевных терзаний в одном облике актёрского лика перед камерой, в отличие от него. Но у Сергея было иное время. Его нельзя повторить, он был и остался навеки в памяти нашей. Таков один. И не только Бодров. Но многие.

Впечатления: документальная лента расскажет каким он был, из уст товарищей, коллег, актёров и конечно, Балабанова, которого кстати тоже стоит вспоминать добрым словом. Ведь без его 'Брата', согласитесь, всенародное признание к творчеству Сергея пришло бы от другой картины, рано или поздно. Но он был бы тоже успешен благодаря другой роли, и возможно судьбы сложилась иначе. Уверен, что где-то в другой реальности, в бесконечном потоке пространства и времени, в одной из множество вариаций мультивселенной, живёт он. Но другой. А пока он живёт здесь, с нами под сердцем, мы можем смотреть на мальчика, который правду говорит а мы повторяем. Потому что важно. Потому что верно.

11 октября 2021 | 11:31
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: