В 1931 году западный кинематограф массово и стремительно перешел к эре звукового кино, но в Советском Союзе в силу технического отставания еще снимали много 'немых' фильмов. И небезынтересных, надо сказать. Борис Барнет через два года снимет свой главный и уже звуковой шедевр 'Окраина', но пока мы видим, как прежними средствами рисуется становление коллективного сознания в отдельно взятом сельском населенном пункте. С точки зрения монтажного и операторского искусства, фильм весьма интересен. С точки зрения идейной, так о нем сказать нельзя. Это уже вполне определившийся соцреализм, актуальный и, если можно так сказать, полудоносительский. 'Ледолом' - фильм, снятый по отчетливому заказу, направленный против 'кулаков', подкупивших несознательного председателя и подгрызающих корни советской власти. Надо сказать, что деление художественного мира на 'старое' и 'новое' абсолютно знакомо по творчеству многих режиссеров, начиная с Эйзенштейна и Довженко. Но Барнету не хватает их эпичности и лиричности, кадры остаются кадрами, не выходя на уровень обобщения и символизации. По манере режиссер ближе Эйзенштейну: достаточно указать на сцену перевыборов, где камера выхватывает из толпы экспрессивно отчетливые лица кулаков. Это, конечно, не характер, но типаж, отсюда и близость к автору 'Стачки'. Но подобные удачные моменты постоянно перебиваются вполне сложившимися клише: те же кулаки - это крестьяне, что ничем не занимаются, пьют, мелко и крупно хулиганят. Спрашивается, откуда у них такие крепкие дома и хозяйство, если они откровенно девиантны. Ответ заключен не в реальности, но в идеологии: так было надо их показать, выводы о героях этически предрешены. Еще шаг и все это превратится в соцреалистическую фреску, где 'чистые' и 'нечистые' сядут по разные стороны исторического процесса. Однако Барнет - художник крупный, даже в рамках госзаказа он снимает вполне удачливый фильм, пусть и не самый лучший в своем 'немом' творчестве. Повторюсь: еще два года, и 'Окраина' с ее жанровой неповторимостью мощно впишет режиссера в историю кинематографа.