К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В Советском Союзе фильмов о шпионах снимали много. Среди них иногда встречались и такие 'экзотические', как 'Гость' режиссёров Раппопорта и Минкина. Картина, действительно, очень своеобразная. Во-первых удивляет место действия - зрителю так и не скажут, в каком географическом месте имели место быть показанные события, но судя по 'антуражу' - это Крайний Север. Допускаю, что и там враги СССР устраивали для себя 'лазейки' - не в этом суть. Удивляет то, что полностью смонтированная картина так и не была выпущена на экран. Возникает логический вопрос: за что?

Адольф Иосифович Минкин - советский театральный режиссёр, режиссёр документального кино (137 киножурналов!), а также режиссёр-постановщик шести художественных фильмов, в том числе трёх с Раппопортом. Герберт Морицевич Раппопорт - личность вообще уникальная. Герберт Раппапорт родился в Вене (1908), учился на юридическом факультете Венского университета (1927), затем оставил институт и переехал в Берлин, где познакомился с выдающимся немецким режиссёром Георгом Вильгельмом Пабстом. Стал его ассистентом, участвуя в создании десяти картин Пабста. Однако именитого режиссёра не устраивали коммунистические взгляды его ученика, которые тот не скрывал.

В 1936 году Герберт Раппапорт, по предложению руководителя советской кинематографии Бориса Шумяцкого прибыл в Ленинград и сразу же приступил к съёмкам антифашистского фильма 'Профессор Мамлок'. Картина вышла на экраны в конце 1938 года, но прокат её был кратковременным: после подписания мирного договора между СССР и фашистской Германией все антифашистские ленты были, чтобы не провоцировать Гитлера на нападение на СССР, временно изъяты из советского проката, в том числе и все триста копий 'Мамлока'. Вышла в прокат лишь после войны.

Сразу же после изъятия ленты 'Мамлюк', режиссёры над ней работавшие, приступают к съёмкам шпионского триллера 'Гость'. Думаю, одной этой предыстории достаточно, чтобы самому посмотреть фильм и попытаться ответить на вопрос: чем же 'Гость' не угодил тогдашним чиновникам от кино? Сценарий к фильму написал советский ленинградский писатель и сценарист, известный театральный художник - Лев Владимирович Канторович. Ещё в 1930 году он выпустил альбом 'Будет война'. Затем плавал матросом на ледоколах 'Сибиряков' и 'Русанов'. Позже служил в погранвойсках РККА.

Теперь уже хорошо 'вырисовывается' основа сюжета - Канторович писал о том, что попробовал 'на собственной шкуре'. Что из реально виденного художником режиссёры воплотили на экране, а что выбросили 'за ненадобность' сейчас уже трудно сказать, но фильм получился по-своему примечательным. Персонажей, включая второстепенных, в картине немного. Центральных фигур всего две: молодой ненец-охотник Авок (Иван Кузнецов) и гость 'оттуда' (Пётр Аржанов). Собственно, на них и держится весь фильм, причём держится достойно, учитывая хронометраж. Актёры почти всё время играли очень хорошо, и лишь в самом конце режиссёры позволили себе немного 'увлечься'.

На мой взгляд, такая 'увлечённость' нисколько не испортила фильм, потому что сам по себе он выглядит почти как сказка, как миф, которыми так богата культура народов Севера. Все персонажи по-своему интересны. Три эпизода с Валентиной Телегиной - только на 5+! Да и начальник фактории Василий Васильевич (Василий Меркурьев) сыграл недурно. Зула Нахашкиев в роли старика-ненца тоже весьма убедителен. Ну, и как не вспомнить безымянных четвероногих артистов! Всё вместе позволяет говорить о своеобразном (мухи зимой!), но довольно интересном фильме из истории нашей Родины. А история исправлений не любит - пусть всё остаётся, как есть...

08 января 2016 | 19:59
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: