На все работы Евгения Ивановича Васильева можно смело ставить 'знак качества', потому что режиссёр не снимает свои фильмы, - он ими живёт. Оттого и получаются ленты откровенными и честными, как сама жизнь: 'Тактика бега на длинную дистанцию' (1978), 'Прощание славянки' (1985), 'Во бору брусника' (1989). Фильм 'Пока гром не грянет' по мотивам повести Леонида Фролова 'Не в том дело', - последний в творческой биографии этого талантливого человека. К сожалению последний, потому что такое кино уже не увидишь. Сейчас снимают ЗА ДЕНЬГИ, а Евгений Васильев снимал ЗА СОВЕСТЬ. Снимал не то, что могло принести ему доход или славу, а то, что не снять не мог...
Время действия - канун развала Великой Страны. Место действия - село Калиновка всего в двух часах езды от Москвы. В центре сюжета - конфликт механизатора Лёхи Воронина с председателем из-за 'запоротого' во время уборки комбайна. Лёха безусловно виноват, потому что элементарно не следил за уровнем масла в двигателе, но с виной не соглашается, как и с требованием председателя возместить ущерб. Это - завязка, но она - всего лишь фон, на котором мудрый режиссёр рассуждает о своей Родине. О нашей Родине...
При всём обилии известных актёров и множества персонажей, ключевым в ленте является образ, созданный великолепным Михаилом Глузским. Я намеренно не упомянул исполнителя главной роли Лёхи Сергея Паршина по той причине, что его Воронин - это совсем не персонаж, это - собирательный образ страны, которая, прожив непростую жизнь длиной в 70 лет, стоит на пороге выбора: либо умереть, либо преобразиться.
Образ Лёхи Воронина в этом плане показателен - беззаботный весельчак и балагур: 'В кармане - вошь на аркане!', 'Народ по слюнке плюнет - океан будет!', 'Опохмелка - та же пьянка, только с утра!' Вся бравада его проистекает оттого, что он чувствует себя запертым в клетке, из которой всеми силами пытается вырваться. Отсюда и его нигилизм, и бунтарство: немедленно покончить со своим прошлым, а для этого нужно начать с разрушения собственного дома. При этом, Лёхе совершенно наплевать, что строил его не он, а его предки, и что его родные дети совсем не горят желанием покидать родные места.
Персонаж Михаила Глузского - полная противоположность Воронина. Прожив много лет на чужбине, он специально вернулся в Калиновку, чтобы восстановить усадьбу своего деда. В фильме несколько очень проникновенных сцен, которые можно воспринимать лишь как откровение души. Сыграл в них Глузский просто бесподобно. Как и в финале, когда до Лёхи Воронина, наконец-то дошло, что вовсе не 'небожители' из ЦК или Верховного Совета решают его судьбу. Свою судьбу решает он сам. Если только захочет этого...