Большинство работ видного советского кинорежиссёра Семёна Арановича ('Летняя поездка к морю', 'Торпедоносцы', 'Противостояние') - это взгляд в прошлое, в историю нашей страны ХХ века. Гармонично вписывается в этот ряд и документальный фильм позднего периода творчества мастера 'Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии'. Фильм этот представляет собой монолог бывшего сотрудника охраны Сталина чекиста Алексея Рыбина, рассказывающего как о фактах своей своей собственной биографии, так и множество интересных историй из жизни и быта 'вождя всех времён и народов'. Последним, пожалуй, данная работа наиболее ценна.
Рыбин вспоминает интересные случаи с участием Сталина. Наиболее запомнившийся лично мне - с ботинками генераллисимуса. Сталин был человеком, сильно привязанным к вещам. Свои ботинки, например, он носил столь долго, что они полностью износились. Однажды горничная поменяла ботинки, убрав старые и поставив вместо них новые. Сталин, не найдя свои обношенные ботинки, устроил обслуге настоящий разнос... Или другой эпизод: после смерти вождя на его сберкнижке осталась сумма 4 руб. 40 копеек. Какую-то часть своих денег Сталин вкладывал в собственных детей, всё остальное, по словам Рыбина, уходило на Сталинские премии, ежегодно вручаемые деятелям науки и культуры. Получается, эти премии целиком состояли из личных денег Сталина.
Ещё один весьма немаловажный момент - отношения Сталина с женщинами после смерти жены Светланы Аллилуевой. Рыбин убеждённо заявляет: 'Всякие отношения с женщинами после неё Сталин исключал. Охрана никогда не зафиксировала, чтобы он имел какие-либо особые симпатии к какой-либо артистке. Лично я этой штукой занимался с 30-го года, а может быть и раньше - найти какую-нибудь 'крамолу' у него с точки зрения женщин. Ничего подобного, и никто ничего не видел!' Не верить Рыбину нет никаких оснований. Но в этом случае, возникают предположения такого рода: не была ли вызвана жестокость Сталина по отношению к собственному народу его несложившейся личной жизнью!? Может быть, по иному сложилась бы судьба нашей страны, будь у этого человека близкий человек!?
Монолог Рыбина в фильме никак не комментируется, - это было условие, поставленное самим Рыбиным, - но время от времени его рассказ иллюстрируется кадрами хроники тех лет. Вот довольный Сталин с трибуны Мавзолея показывает в камеру какой-то жест, вот он своим неторопливым шагом идёт по Кремлю, вот он вместе с 'лучшим другом' Кировым курит на палубе корабля, вот он взирает злым перекошенным взглядом с большой чёрно-белой фотографии... В какой-то момент, мне кажется, эти кадры вступают в некоторое противоречие с тем, о чём рассказывает Рыбин, в устах которого Сталин видится уж слишком положительным и безупречным.
Фильм поделён на две примерно равные части: в первой из них Рыбин рассказывает обо всём, что связано непосредственно с Сталиным, во второй - о себе, о своей личной судьбе. На момент съёмок Рыбину было уже 81 год, но любому зрителю очевидно, что этот бывший работник НКВД и ОГПУ сохранил прекрасную для столь преклонного возраста память и ясность ума. Цепкий взгляд и уши торчком очень точно дополняют образ человека из органов, самолично занимавшегося допросами и тесно работавшего с осведомителями. Существенный факт биографии Рыбина, рассказанный им во 2-й части фильма - работа военным комендантом Большого театра. Понятно, что в Большом, куда часто наведывался Хозяин, заведовать безопасностью должен был СВОЙ человек - им и оказался Рыбин.
Кроме прочих своих талантов, Рыбин показал перед камерой умение игры на баяне. Более того, съёмочная группа побывала и на занятиях детского музыкального кружка, который ведёт Рыбин. Вот здесь-то, как мне кажется, и раскрывается настоящая сущность героя фильма. Преподавая предмет предельно жёстко и требовательно, Рыбин в работе с детьми выдаёт в себе замашки настоящего сталиниста - человека, целиком и полностью сформировавшегося в 30-50-е годы под влиянием и порядками своего Хозяина. Смотришь, и полное ощущение того, что сталинизм никуда не уходил, он здесь, рядом с нами.
8.5 из 10