В середине-второй половине 70-х Серджио Леоне работал в основном со своими учениками, и результаты у него получались неоднозначные. 'Игрушка' - одна из таких неоднозначных работ. Здесь он выступал в качестве продюсера (хотя и не указан в титрах)
Сюжет фильма: бухгалтер (Нино Манфреди) случайно ранен грабителями во время ограбления супермаркета. В спортивном клубе он знакомится с правильным и честным полицейским (Витторио Меццоджорно, известный у нас по сериалу 'Спрут-5'). Выясняется, что оба они поклонники фильмов Леоне, полицейский устраивает друга в стрелковый клуб и помогает ему приобрести оружие. Нино Манфреди медленно выстраивает образ персонажа - он ведёт чёрную бухгалтерию, от него зависит вся фирма, но при этом его все третируют, и только оружие помогает ему раскрыть свою подлинную личность.
В фильме хорошо передана атмосфера Италии 'свинцовых семидесятых', оказавшейся в тисках 'стратегии наряжённости'. Политика остаётся за кадром фильма, но гнетущая атмосфера ощущается, и никуда от неё не скрыться. Вспоминаются многие фильмы Даминани тех лет, типа 'Я боюсь'.
Далее Монтальдо и Леоне делают финт: мол, ребята, а ведь у нас-то сейчас - не Дикий Запад, и просто так, одним выстрелом проблемы не решаются, скорее они наоборот создаются.
Это Клинт Иствуд после удачного выстрела может ехать на все четыре стороны, а у нас - закон о превышении необходимой обороны. В общем, движение от ковбойской мифологии к реальной жизни.
Что в фильме плохо. Он намеренно затянут. Драматургия хромает. Леоне словно намечает контуры будущей работы 'Однажды в Америке' (в авторской версии много таких затяжек действия). Хромающая драматургия приводит к тому, что финал фильма, увы, получился, каким-то тяжёлым, нелогичным и мутным. Ощущение, что в итоге обманули.
Работа для ценителей психологического итальянского кино 70-х.
Многие пишут, что участие Леоне в 'Игрушке' не ощущается - это неправда, просто ощущается присутствие Леоне не периода 'Однажды на Диком Западе', а Леоне-создателя 'Однажды в Америке'.
Для того, чтобы никого не вводить в заблуждение, скажу сразу: это фильм, в котором Нино Манфреди не смеется и не шутит. А «игрушка» - это оружие, с которым, как известно, играть не стоит.
Манфреди играет блистательно! Сначала достоверен в образе скромного бухгалтера Витторио Барлетта, который увлекается ремонтом старых часов. Жизненные опасности всегда проносятся мимо его. И даже, когда при ограблении магазина злоумышленники случайно ранят Витторио в ногу, он не вызывает интереса ни у одного из журналистов, настолько наш бухгалтер банален.
Но это самое ранение чудесным образом переворачивает жизнь героя. Он, опять же по воле случая, знакомится с полицейским Сауро, человеком вне его жизненного уклада. Скоро находится общая тема для разговоров – вестерны Серджио Леоне. И вдруг у Витторио просыпается тяга к оружию, много лет дремавшая под бухгалтерскими счетами и тиканьем часов. Барлетта приобретает пистолет, и с этого момента его жизнь резко меняется. Он больше не будет на периферии опасности.
«Таксист» Скорсезе вышел двумя годами раньше. «Макаров» Хотиненко – 15-ю годами позже. И эти работы могли бы составить трилогию о влиянии оружия на человеческую судьбу.
Очень грустный и очень поучительный фильм.
Бонус
Цитата: «Вы подобны Лигабу. Если бы он не нашел кисть, он не стал бы знаменитым живописцем. Кто знает, возможно, револьвер Вам на роду написан».
- Хочешь стрелять - стреляй, а не болтай! ('Хороший, плохой, злой')
Когда-то давно, существующий на Западе культ оружия, лишь подтверждали такие культовые картины как «Грязный Гарри». После этого фильма только ленивый американский супермен не ходил на экране с огромным пистолетом наперевес, будь то — Де Ниро в «Таксисте», Чак Норрис в «Одиноком волке Маккуэйде» или Шварценеггер в «Красной жаре». Не отставали от них и европейские коллеги, с такой же пушкой бегал на экране Бельмондо («Профессионал»), Делон («Слово полицейского») и даже певец Джонни Холлидей (сериал «Давид Лански»). Некоторые режиссеры пошли ещё дальше, вынося марки пистолетов в название своего фильма. Как например, Ален Корно «Python357» или Оливье Маршаль «MR73». Но если показать огневую мощь мог почти что каждый, то эстетической стороной этого дела мало кто интересовался вообще. Вернее, мало кому из режиссеров это было по зубам. Считается, что первопроходцем в этом нелегком деле был гонконговский режиссер Джон Ву. В 1989 году сняв, легендарный уже, фильм «Наемный убийца» и применяя филигранное владение мастерством съемки и монтажа, он первым из режиссеров, буквально возвел красоту оружия в культ.
Сегодня мало кто вспомнит, практически неизвестный у нас, итальянский фильм с на первый взгляд, безобидным названием «Игрушка». В принципе, привычная для данного жанра смесь насилия, легкой эротики и стрельбы. Поэтому, кино так бы и затерялось, среди многочисленной безликой массы итальянских криминальных боевиков среднего пошиба, коих в 70-е снимали почти что сотнями. Но есть одно обстоятельство, всё же несколько выделяющее его среди остальной схожей по типажу кинопродукции. К созданию сего фильма приложил руку не кто иной, как сам Серджио Леоне. Легендарный итальянский режиссер выступил здесь не только как продюсер, но и подключил к созданию картины свою обычную команду 'долларовой трилогии'. Монтажера Нино Баральи, сценариста Серджо Донати, актера Марио Брега и главное своего постоянного композитора, прославленного Эннио Моррикконе. Кроме того, дух Леоне как бы, незримо присутствует и в самом фильме. Взять хотя бы эпизод, когда главные герои обсуждают достоинства его знаменитого вестерна.
Может благодаря всем этим факторам, кино всё-таки получилось более качественным и несет в массы определенный моральный посыл. Ведь, как известно, насилием ничего не решишь. Насилие всего лишь порождает другое насилие, и выхода из этой ситуации уже нет. А все эти 'Жажды смерти' и 'Грязные Гарри', в действительности весьма далеки от реалий нашей жизни. Но главный герой, в исполнении Нино Манфреди, просто не хочет или не может это понять. За что, в итоге и поплатился. Конечно ничего нового я здесь не увидел, но были в фильме и некоторые положительные моменты. Особо отмечу великолепную, запоминающуюся музыку Эннио Морриконе, безусловно ставшую главным украшением этой двухчасовой картины. Хватает в фильме и довольно эффектных, красивых, замедленных сцен перестрелок. Не могу не отметить так же, французскую актрису Марлен Жобер, не раз украшавшую обложки откровенного мужского журнала 'Lui'. Даже в такой, казалось бы невинной сцене укола, умудрившуюся и здесь показать всем одну из частей своего прекрасного тела...