'Буржуазия очень любит так называемые «положительные» типы и романы с благополучными концами, так как они успокаивают ее на мысли, что можно и капитал наживать и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым.' А. П. Чехов. Письмо А. С. Суворину, 13 апреля 1895 года.
Наткнулся на мультфильм благодаря известному обзорщику.
Действие происходит в начале XX века в городе Айронвилль. Это небольшой городок, представляющий из себя неолибертарианскую утопию, где большинство жителей работает на фабрике мистера Ковета, в которой производят фланцевые регуляторы. Мистер Ковет — тамошний аналог Мистера Бернса из Симпсонов. Он не только внешне на него похож, но и обладает похожими качествами. Мистер Ковет — жадный, алчный владелец фабрики, который управляет городом и если кто-то выступит против него, он тут же вырубит по всему городу электричество. Больше всего он ненавидит Рождество. И сам его не празднует, и простым людям — пролетариату — не дает.
Так бы продолжалось вечно, пока однажды в этот либертарианский город не попадает девочка, продающая остролист. Она просит купить ее остролист на Рождество, но в ответ она слышит лишь крики о том, что в этом городе никто его не празднует. Причем настолько, что даже малые дети не знают о таком празднике. И вот однажды эту девочку находит одна семья и усыновляет ее. И с этих пор приключения начинаются. Все, что хочет эта девочка, это вернуть жителям Айронвилля веру в Рождество. Пожалуй, вот сюжет в кратце.
Плюс у мультфильма только один. Это стиль анимации, навевающий мысли о мультфильмах США 50-60-ых.
А вот минусов очень много. В особенности концовка.
В ней пролетариат не свергает капиталиста, который всячески угнетал его. Нет, вместо этого Мистер Ковет из отрицательного становится положительным, становится добрым. Только из-за этой девчонки, которая убедила, что Рождество - это прекрасно. И теперь он дарит всем подарки. То есть, по сути, выражаясь словами Клима Жукова, буржуазия как правила городом, так и будет править, только теперь уже «по-доброму». То бишь, теперь в городе будет «правильный капитализм». А надо было по другому: нужно чтобы в конце фильма народ восстал против капиталиста и его прислужников, выгнал его из города, провел национализацию фабрики, установил народную власть и все. Ну еще сделал девочку героем (или героиней) народного восстания. И это был бы хороший мультфильм. Но сценаристы и режиссеры профукали эту идею. Короче, бездарный слив сценария и всего, что связано с мультфильмом. А ведь мультфильм, в какой-то степени, поднимает темы социального неравенства, капитализма, цензуры, неолибертарианства и др.
Конечно, кто-то может возразить, мол, во-первых, мультфильм был снят спустя 5 лет после распада СССР и прекращения идей коммунизма в Европе. А во-вторых, мультфильм христианский, а как известно, коммунизм отвергает религию. Но эти аргументы я считаю бессмысленными. Можно было бы вести туда идею христианского коммунизма или анархизма в лучших традициях Льва Толстого. То есть рассмотреть через рождество идею коммунизма, социализма, народовластия, справедливости и так далее (Маркс, прости меня). Даже в песне про Рождество, которую поет девочка, раскрывается эта тема. Можно было бы применить к мультфильму идею марксизма. Но нет. Этого сценаристы и режиссеры не сделали.
Как итог, мультфильм слабый.
4 из 10
Слишком мало потенциала приложили к нему.