Всё же, насколько мы внушаемы, зависимы от стереотипов и предрассудков, мнения посторонних людей и от правил, установленных кем-то и нерушимых для добропорядочного члена социума… Сколько всего скрытого внутри каждого из нас… желания, фантазии, которые мы так часто подавляем в себе… Живем с оглядкой на кого-то и на что-то… Не каждый из нас может позволить себе, например, громко закричать посреди улицы… потому что ему хочется это сделать, выплеснув эмоцию здесь и сейчас… но, согласитесь, выглядеть это будет более, чем престранно… что подумают люди на улице? И этот вопрос будет вертеться в голове… равно как и желание закричать… борьба и дилемма… и, понятное дело, человек, дабы соответствовать нормам и правилам, дабы не привлекать внимания к себе, то есть быть КАК ВСЕ, выберет «не крикнуть», подавить это странное, но, по сути, безобидное желание и выплеск эмоции… И подобных «подавлений» свободы с годами не становится меньше внутри тебя… напротив, это копится и копится… Добавим в копилочку стрессы, ежедневные проблемы и заботы, и суета сует вокруг незаметно как, но заполняет тебя изнутри…
Он пытается найти, и без труда находит, изменения в своем состоянии… Ему это нравится, Он всё больше входит во вкус и наслаждается новыми ощущениями… Словно крылья вырастают за спиной, полет и ощущение свободы переполняют… Всё тайное вылезает на поверхность и становится явным… Закостенелая на лице маска сползает, появляется улыбка… Жизнь приобретает цветность…
Всё меняется, когда наш герой узнает правду о принимаемом препарате... Неожиданная новость меняет ход мыслей и размах крыльев… Что делать теперь? Что делать, когда ты почувствовал вкус свободы… когда ты позволил, пусть не раствориться, но прикоснуться к этой свободе…
Какое решение примет наш герой? Сможет ли Он начать новую и яркую жизнь? Или, спустя время, на его лице появится прежняя маска, а в душе – бездыханная пустота?..
Размеренный фильм с углом обзора как во вне, так и внутрь себя. Для многих покажется утомительно скучным. Для любителей подумать, поразмышлять, возможно, увидеть кое-где себя – такая возможность представится… Для меня фильм оказался не увлекательным, но весьма понятным.
Средний возраст - притча во языцех. Молитвами психоаналитиков, ученых и прочей околонаучной публики его неизбежность уже давно воспринимается как свершившийся факт. А в тех случаях, когда он вдруг почему-то не наступает, самовнушение помогает сублимировать его всеми способами. Так случилось с 42-летним Майклом - тот возраст, когда в рафинированной Скандинавии жизнь теряет всякий смысл, подкосил и его. Взрослый мужчина впадает в депрессию, его мучает беспричинная тревога, начались проблемы со сном. Впрочем, что удивляться - серость и затхлость обывательской жизни, когда бессмысленные званые вечера с пустопорожними беседами нагоняют лишь смертную тоску и сон, способна довести до ручки кого угодно.
Единственным выходом видится шестимесячный отпуск. Кончилось время безумной беготни. Хочется больше думать, осмысливать, в кои-то веки завести дневник. Вот только долгожданный отдых не приносит облегчения, депрессия не проходит, а время уходит как песок сквозь пальцы. Стресс усугубляется, и вот уже спасительным выходом видится лишь новое лекарство от депрессии, что так заботливо подсовывает брат жены.
Таблетки дают мнимое ощущение равновесия и гармонии, жизнь сразу расцветает новыми красками. Кажется, что только сейчас появился какой-то смысл. С каждым днем эмоции всё ярче, но в таблетках ли дело, когда после долгих лет пресного существования просто пробуешь жизнь на вкус? Ведь если всю жизнь идешь по одной колее, то, свернув с нее один раз, открываешь для себя новый мир, в котором можно самому повелевать своими желаниями и поступками. А если даже для встречи с собственной матерью, сданной за ненадобностью в дом престарелых, ты вынужден отпрашиваться у жены - разве твоя жизнь принадлежит тебе?
Кристиан Левринг не балует зрителя своими картинами - может пропасть на 2-3 года, а то и на 6 лет. Видимо, обдумывает концепцию. И глядя на перерождение персонажа Ульриха Томсена понимаешь, что годы затишья не потрачены впустую. Тонкости человеческой психологии обнажаются в поступках Майкла, он будто энтомолог, наблюдающий за бабочками. На протяжении картины камера бесстрастно фиксирует, как эмоции исчезают, превращая лицо героя в маску. Метод кнута и пряника даёт свои плоды, и вот уже ты сам владеешь ситуацией и можешь принимать решения. До поры до времени удается списать все свои желания на действие таблеток, но что ты будешь делать, когда таблетки закончатся, а желания так никуда и не уйдут? 'Не бойся меня' - отличный пример представления мечты среднестатистического европейца: взять свою жизнь под контроль, стать хозяином своих поступков и решений и, наконец-то, обрести долгожданную свободу от людей и событий. Но вот вся свобода оказывается фикцией, и что делать теперь? Левринг подсказывает свой вариант ответа: Майкл смог остановиться в последний момент, осознав саму суть собственной свободы, но потеряв всё остальное.
В противовес слащаво-жизнеутверждающей патоке 'Красоты по-американски' картина Кристиана Левринга отрезвляюще реалистична. Осознание себя в конечном итоге не приносит облегчения, избавление от сковывающих факторов выглядит сомнительным - ибо приобретение неравноценно потере. Тот случай, когда, возможно, лучше прожить всю жизнь, так и не узнав себя настоящего, но оградив близких от раздирающих противоречий и внутренних демонов. Конечно, возможность начать жизнь с нуля, познав все грани себя истинного, - жутко заманчивая перспектива. Вот только дойдя до края, не окажется ли, что путь был пройден зря? Может порой быть в каком-то смысле искусственным не так уж и плохо?