Иоахим Кунерт экранизировал книгу Анны Зегерс с поистине немецкой дотошностью. Так, чтобы у зрителя не возникало ни малейшего сомнения в реальности происходящего на экране: планы Парижа, Валенсии, пиренейских селений воссозданы со скрупулезной точностью; эпизодические роли интербригадовцев играют актеры тех же национальностей, что и их персонажи. Разве что испанцев в Восточной Германии не хватило, так что один из центральных образов фильма, пришлось создавать немке Монике Биленштайн, сыгравшей роль боевой подруги Эрнста Швайгерта.
Того самого, чья мать, отправившись разыскивать пропавшего сына по предвоенной Европе, стала главной героиней повести самой известной писательницы ГДР. Сюжет, феноменально реализованный Резо Чхеидзе в фильме «Отец солдата», благодаря немецкой актрисе Хельге Гёринг обретает новую жизнь и новое прочтение. Конечно, сравнивать фильм, заслуживший признательность и уважение на всех континентах, и скромную телевизионную постановку, будет не совсем корректно. И тем не менее, такое сравнение напрашивается, пусть даже оно будет не в пользу немецкой картины. И уж точно – вины исполнительницы главной роли в этом нет.
Впрочем, насчет «скромной» - я немного преувеличил. Несмотря на то, что «Большое путешествие Агаты Швайгерт» снималось для телевидения, благодаря государственной поддержке режиссер имел возможность реализовывать все свои задумки. По крайней мере, историческая и топографическая достоверность картины поражает: детали военной формы, автомобили, оружие, ландшафты – все выверено до мелочей, каждая деталь призвана вызвать у зрителя «эффект присутствия». Стоимость подобной постановки сегодня составила бы весьма серьезную сумму, но в начале 70-х это был «всего лишь» камерный телевизионный фильм.
Долгий путь героини из маленького немецкого городка через Париж в сражающуюся Испанию, ее отчаянные поиски хоть каких-либо сведений о пропавшем сыне, счастливая встреча с его подругой в госпитале, разговоры со встречающимися на пути солдатами: надежда сменяется отчаянием, нечаянная радость обрывается на полуслове – нет, это был не ее мальчик… А вокруг – бои, тяжесть близкого поражения, глубокий тыл, превращающийся в прифронтовую зону – Агата взваливает на себя заботу о десятках раненых, принимает к сердцу их тревоги, разделяет их боль, постепенно становясь друой женщиной. Той, сломить которую не в силах никакие удары судьбы. Той, у которой вместо потерянного сына найдутся сотни новых сыновей и дочерей.
Конечно, в истории, рассказанной Анной Зегерс, было немало пафоса, да и в фильме антифашистская тема все время норовит подмять под себя историю материнской любви. Только вот Хельге Гёринг не было до этого никакого дела. Она играла женщину, для которой не существует привходящих обстоятельств, которая готова преодолеть любые препятствия, пересечь тысячи границ и одолеть миллион врагов, чтобы найти своего сына. А если это окажется невозможным – продолжить его дело. Неважно какое – оно не может быть неправым, потому что в него верил ее ребенок. Фашисты, коммунисты, республиканцы, франкисты – они приходят и уходят. А родительская любовь вечна. Серго Закариадзе в «Отце солдата» создал образ на все времена. Хельга Гёринг сыграла свою роль совсем не так ярко и бурно, но ее Агата Швайгерт сделана из того же теста. А доказать это немке было гораздо труднее: ведь грузинскому актеру помогал гениальный режиссер, тогда как снимавший «Большое путешествие» герр Кунерт в лучшем случае своей актрисе не мешал.