Женева. Шахматный марафон-битва за звание чемпиона мира. Яков Либскинд VS Павиус Фромм. Либскинд – представитель Советского Союза, признанный мастер, действующий чемпион. Фромм – экс-советский гражданин, молодой диссидент, бежавший из СССР, оставив свою жену Марину и чрезвычайно мучающийся из-за этого виной. Когда Фромму было 10 лет, Либскинд проводил сеанс одновременной игры в его родном городе, и лишь маленькому Павиусу удалось обыграть гроссмейстера. И теперь выросший мальчик имеет все шансы победить кумира своего детства, выиграв 6 партий. Начинается противостояние. И в этом противостоянии двух асов находит отражение еще одно соперничество – соперничество СССР и Запада.
«Диагональ слона» - история о дипломатии, замаскированная под шахматную партию. Оба гроссмейстера оказываются пешками в хитрой политической партии, о которой зритель догадывается лишь по сценам закулисных игр. Делегации шахматистов строят разнообразные козни своим противникам, прибегая к самым низким, порой даже доходящих до смешного средствам. Сами же Фромм и Либскинд оказываются выше государственного противостояния, но это откроется лишь в самом конце, когда при весьма драматических обстоятельствах гроссмейстеры встретятся для финальной партии, которая поставит неофициальную точку в их взаимоотношениях.
Фильм снят честно и актеры сыграли максимально честно, от того ты нервничаешь все больше от одной сцены шахматной партии к другой, не можешь понять, кому из игроков ты симпатизируешь больше и тихо ненавидишь все эти низкие закулисные ристалища.
В этот раз речь о пойдет о малоизвестном в России фильме 'Диагональ слона' Ришара Дембо с Мишелем Пикколи и Александром Арбатом в главной роли.
Действие фильма происходит в Женеве, во время Чемпионата мира по шахматам 1983 года. Непобедимый чемпион мира Яков Либскинд, представляющий СССР, имеет все шансы на победу, но у него подорвано здоровье и это может сказаться на его игре. Ему противостоит молодой Павиус Фромм, несколько лет назад сбежавший из СССР в Швейцарию и поэтому матч имеет важное идеологическое значение...
В фильме делается акцент на эмоциональной битве между двумя гроссмейстерами, которая идет во время матчей и между матчами и в ходе которой оба гроссмейстера начинают сдавать: Либскинд - физически, Фромм - психологически. Но также режиссер показывает большую политическую игру между СССР и Западом, в которой гроссмейстерам отводиться роль пешек. Это игра ясно видна в 'закулисных сценах', где показывается что для достижения победы своих гроссмейстеров их окружение готово на любые поступки, даже самые низкие. В фильме нагнетается напряжение именно 'закулисными сценами', в результате чего фильм смотрится на одном дыхании.
Режиссер также собрал первоклассную съемочную группу, которая смогла полностью реализовать его замысел.
В первую очередь это касается актеров: великий Мишель Пикколи, игравший у всех классиков европейского кино(Марко Феррери, Жан-Люк Годар, Луис Бунюэль и многие другие) прекрасно изобразил опытного гроссмейстера Якова Либскинда, который несмотря ни на что хочет закончить Чемпионат, даже если придется ради этого пожертвовать жизнью. Актеры второго плана также прекрасно проявили себя.
Необходимо отметить и работу оператора Рауля Кутара, работавший перед этим с Годаром, Трюффо и другими мэтрами. Его камера мастерски отображает все происходящее в фильме.
Итог: один из тех фильмов, который должен посмотреть каждый ценитель кино.