Переключая каналы, наткнулся на занимательную французскую ленту. 'Кортекс' - это прозвище престарелого сыщика, который, страдая от болезни Альцгеймера, попадает в лечебницу для душевнобольных. Там таинственным образом начинают умирать пациенты клиники. Наш комиссар, хоть и страдает от ужасной болезни, в тихоря берётся за расследование этого преступления...
Если честно, поначалу подумал, что это очередная дешёвая французская хрень, и уже хотел было переключить на другой канал. Но потом меня как-то втянуло, и стало даже так не по-детски интересно, кто же всё-таки убийца. Хотелось увидеть оригинальную ошарашивающую концовку, но Николас Бухрив - не братья Коэн. Концовка вышла, к сожалению, не настолько неожиданная, но, в принципе, в уровень фильму.
Манера повествования неторопливая, действие разворачивается как во сне, да и место действия накаляет 'душевнобольную' атмосферу. Плюс фильма в том, что его снимали французы - обошлось без Голливудского 'глянца', да и актёры играли не за солидный гонорар, а по велению сердца. Андре Дюссолье так выложился на все 100%. Умалишённый детектив вышел из него просто на загляденье.
Режиссёр видно старался, съёмочная группа тоже, но немножко подпортили впечатление сценарные 'непонятности', да и не самая удачная концовка. Поэтому 'Кортекс' получает твёрдую
'Комиссар Мегрэ на пенсии в сумасшедшем доме',- подумаете вы, посмотрев начало и завязку. И будете не правы. Потому что дальше начинается компактный, в пределах этого дурдома и слегка за, и очень вязкий по своей атмосфере детектив. Сыщик-упертый и упрямый, персонал-лживый и опасный, сумасшедшие-далеко не сумасшедшие. Если заменить здесь дурку на викторианский особняк, а сыщику вместо болезни Альцгеймера выписать бутылку виски доктора Ватсона, то это будет old school english style. Дальше-больше. Атмосфера, сотканная и завернутая из заговоров, смертей и тайн становится настолько осязаемой и плотной, что даже герои в ней передвигаются с трудом. И чем ближе сыщик подходит к разгадке-тем дальше от истины. И последние кусочки мозаики так и останутся спрятанными в складках болезни Альцгеймера...
Отдельно надо сказать о сыщике-главгерое, ибо он здесь центр тяжести, несущая конструкция фильма, фигура такой силы и притяжения, что глаз не оторвать. Отличная работа Андре Дюссолье. Это лучшее, что есть из подобных персонажей за последнее время. Забудьте о паяце и балагуре Дауни-мл. из нового 'Шерлока Холмса'. Вы еще не знакомы с Кортексом.
P.S. И не верьте постеру, на котором суровый мужик с револьвером.