«Деде из Антверпена» - первый фильм условной трилогии И. Аллегре об экзистенциальной неприкаянности, на несколько лет предвосхитившей творческие искания Антониони. Но в отличие от ленты «Такой красивый маленький пляж», жестко выразившей темы М. Карне, «Деде из Антверпена» - скорее оммаж «Манон» Клузо. Хитросплетения криминальной интриги, амурный треугольник, безрадостные размышления о жизни, легко узнаваемые «планы Аллегре» (например, удаляющийся по безлюдной дороге герой) – все это на этот раз не срабатывает, выглядя скучным и банальным, хотя бойкий монтаж, быстро произносимые, в целом не самые плохие диалоги, уверенная режиссура несколько скрывают семантическую скудость.
Стремясь обыграть красоту своей жены С. Синьоре, Аллегре порой делает крупные планы излишне фетишистскими, мало уделяя внимания проработке образа – Деде каменеет, не развивается на протяжении повествования. Неожиданным стал выбор Блие на роль волевого и строгого коммерсанта, актера, обычно специализирующегося на образах слабохарактерных людей (вспомним, например, его героев из фильмов Клузо и Кайата), однако, актер справился с поставленной задачей убедительно, делая второстепенный персонаж колоритнее, чем главные.
Концептуальный посыл фильма довольно прост – неоправданность человеческих мечтаний, жестокость жизни к нашим планам, но отсутствие ярких актерских работ, низкий уровень повествовательного драматизма делает его маловыразительным, не оставляя следа в душе зрителя. Тем не менее, «Деде из Антверпена» интересен как этап совершенствования художественной манеры Аллегре, его бессознательного стремления к большей ясности авторского высказывания, которую и засвидетельствовал «Такой красивый маленький пляж».
Стилистически Ив Аллегре отдал дань уважения 'Набережной туманов', поставив очень похожую мрачную драму. Опять порт, но не Гавр, а Антверпен. В центре внимания будет не французский солдат (хотя, дезертир все же тут появится), а обычная француженка - Деде. Молодая девушка живет вместе с жуликоватым швейцаром в заведении, где моряки могут потанцевать за деньги. Все дело в деньгах и танцами иногда не ограничивается.
Интересное сопоставление двух мужчин. Француз оказывается проходимцем, заставляющим свою женщину работать, а неизвестно откуда появившийся итальянец оказывается сильной личностью. Именно итальянец позовет Деде с собой.
И тут начнется самое интересное. Откажется ли Деде от своей профессии, да и отпустит ли ее просто так ее сожитель.
Но дело тут вовсе не в мрачном воссоздании Гавра, изображенного Карне и не в теме проституции. Главная особенность фильма - замечательно подобранный актерский коллектив, ведомый лидирующей Симоной Синьоре. Для нее это была не просто этапная роль, а подтверждение высокого таланта. Нехитрый сценарий позволял зрителю наслаждаться не только ее истинно французскими чертами, но и мастерской игрой. Ну а другие актеры, только дополняли картину.
Бернар Блие выдал неожиданно мужественную роль главы того самого заведения, Марсель Далио сыграл негодяя, а роль героического итальянца сыграл Марчелло Пальеро (совсем недавно снявшийся в 'Рим-открытый город').
Так что, несмотря на свою вторичность, мне этот фильм понравился. И даже посимпатичнее 'Набережной туманов'. Классная Синьоре, солидный подбор актеров, не такой уж и предсказуемый сюжет. Жестокий финал, даже не предполагающий отсутствие сентиментальности