'Ленин, проснись, они сошли с ума' - документальными кадрами с этой фразой на стенах советской Чехословакии, утопающей в жестоко подавляемых протестах 'Пражской весны', завершается фильм 'Признание' 1970 г.
Это историческая драма Коста-Гавраса - прославленного греческого режиссера, снявшего такие изобличающие деятельность государственных органов и политических активистов фильмы как 'Дзета', 'Пропавший без вести', 'Осадное положение' и др.
'Признание' - это история человека, носящего имя Артур Лондон. С детских лет он был верен идеям социализма и вслед за своим отцом добился успеха в партийной деятельности. Зрители знакомятся с ним когда он уже занимал высокую должность в Чехословакии. Мужчину ловят, раздевают и кидают в камеру со словами 'Ходить! Лежать, сидеть или просто стоять нельзя!'. Так начинается длительная история психологических пыток и допросов, где герой должен признаться.
'Задавайте мне вопросы, я отвечу на них' - говорит герой. Ему отвечают: 'Партия решила, что вы должны признаться! Признавайтесь!' Герой в растерянности спрашивает 'В чем я должен признаться?' Франц Кафка написал свой философский роман 'Процесс' о мужчине, которого обвиняют в неизвестном ему преступлении, в 1915 году. Спустя несколько десятилетий Артур Лондон сумел в реальности ощутить себя героем этого романа.
Но ему, в отличие от героя романа Кафки, пришли на помощь. Измученному герою и его бывшим коллегам на протяжении многих месяцев подсказывали в чем именно они должны признаться. 'Но этого не было, вы не сможете это доказать!' восклицал герой. А в ответ он слышал 'Признание выше любых доказательств. Другие признались, признавайтесь и вы!'
'Признание' покажет как сильный духом человек признается во всем, что ему вменяют. Да, я троцкист. Да, я титоист. Да, я сионист. Он и другие высокопоставленные члены партии предстанут перед судом и скажут все, что от них потребует партия. А герою лишь останется в ужасе вспоминать свою веру в то, что партия всегда права...
'Сколько раз мы говорили, гордясь своим смирением 'Лучше ошибаться вместе с партией, чем быть правым вопреки ей'... Герой верил в это и получал от своей веры дивиденды в виде власти и роскошной жизни. Партия многое ему дала, а потом все забрала, заставив жестоко усвоить урок. Ошибаться вместе с партией было неправильным выбором, ведь оказалось, что партия всегда права лишь потому что сама придумывает себе свою правду и постоянно меняет правила.
Коста-Гаврас умело сохранил нейтралитет в отношении своего героя - мы ничего не знаем о том, что плохого или хорошего он сделал на самом деле в своей жизни. Все, что мы знаем, мы знаем лишь из его слов. Человек из власти низвергается и получает жестокое наказание. Он вероятно не сделал ничего из того, что ему вменила партия, но вполне возможно он делал много чего куда более мерзкого во благо своей партии? Возможно.
Но 'Признание' отличается от морализаторствующих лент как раз тем, что демонстрирует вовсе не историю отдельных людей. Это история о тотальной государственной власти, лишившейся благоразумия. Все, что происходит в фильме, вызывает ужас и ощущение сюрреализма. Слова 'Ленин, проснись, они сошли с ума' идеально отражают суть истории героев и Чехословакии в целом. И вдвойне горько от осознания, что это вовсе не фантазии кинематографистов, а реальная история из недавнего прошлого, которая похоже вполне отражает не только минувшее, но и настоящее.
Еще одна замечательная картина режиссера Коста - Гавраса, из числа тех которые изобличают диктаторские режимы. В этой ленте режиссер обратился к трагической истории Чехословакии прошлого, к ее коммунистическому режиму. А если точнее то к известному судебному процессу пятидесятых годов, так называемому процессу Сланского. Этот процесс привел на скамью подсудимых ряд первых лиц тогдашнего правительства Чехословакии и закончился он для многих смертной казнью.
Режиссер в качестве главного персонажа выбрал заместителя министра иностранных дел, его арестовывают спецслужбы, обвинив в заговоре против своей страны и помещают в тюрьму, он будет один из тех кого будут готовить, в кавычках, для показательного процесса.
Режиссер беспристрастно воссоздает все ужасы, через которые пришлось пройти главному герою во время своего долгого заточения, прежде чем состоялся открытый показательный процесс. Очень аутентичная картина, оголяющая невидимую сторону тоталитарного режима, делающего человека винтиком и послушным рабом в своей системе. То как это показал режиссер заставляет по настоящему ужаснуться и вздрогнуть от увиденного. Вот так происходило подавление личности, человеческая жизнь как разменная монета, не стоявшая ничего. И так поступали с первыми лицами государства, что говорить о простых гражданах страны, которые вот так сгинули и время стерло их имена и фамилии.
Актуальнейшая картина, вмиг исключившая Ива Монтана, исполнителя главной роли, из числа друзей СССР. Он исполнил свою автобиографическую роль высоко профессионально, так же как и его супруга по фильму, которую сыграла Симона Синьоре.
Хотите увидеть нелицеприятную и жуткую сторону тоталитарных режимов Восточной Европы тогда смотрите эту картину, ведь она ярчайший пример того как жернова системы перемалывают человеческие судьбы.
Действительно страшный фильм, основанный на автобиографии моравского еврея Артура Лондона. Будучи заместителем министра иностранных дел Чехословакии, Лондон в 1951 году был арестован вместе со вторым человеком в КПЧ Рудольфом Сланским и большой «группой товарищей» по обвинению в троцкизме. Кроме политического, этот сфабрикованный процесс носил ярко выраженный антисемитский характер. Сланский покончил с собой. Лондон получил пожизненный срок заключения, но уже в 1955 году вышел на свободу. В 1963 году Лондон эмигрировал во Францию, где написал книгу воспоминаний. Мемуары бывшего политзаключенного привлекли внимание режиссера Коста-Гаврава, который только закончил работу над фильмом «Дзета» о преступлениях греческих «черных полковников». Так «Признание» стало вторым фильмов Коста-Гавраса в его трилогии о диктаторских режимах. Третьим будет «Осадное положение» о Латинской Америке.
Главного героя Артура блестяще играет Ив Монтан. Убежденный коммунист, высокопоставленный чиновник вдруг оказывается в тюрьме чехословацкой госбезопасности, в одиночной камере, где нельзя ни сидеть, ни стоять. Только – ходить. Следователи требуют от него одного – признания. Но в чем? Арестованный требует встречи с представителями ЦК, на что ему отвечают «Мы выше ЦК» и показывают конфискованные билеты, а также признательные показания возможных заступников Артура. Маховик запущен, результат – лишь дело времени.
Главного героя перевозят с места на место, допрашивают, давят психологически и физически, шантажируют семьей, запугивают, заставляют оговаривать себя и своих близких. Всего это было много в печати в перестройку, когда открылись подробности сталинских процессов.
Режиссер Коста-Гаврас вспоминал, что фильм стал сублимацией его гнева после прочтения мемуаров Артура Лондона: «Нас интересовал механизм признаний: отчего человек, боровшийся за торжество определенной идеи, принадлежащий к некоей семье-партии, приходит в конце концов к отрицанию своей сущности ради защиты этой семьи? Отчего он разрушает себя?»
Ив Монтан схватился за роль с открытым сердцем. Жена Монтана актриса Симона Синьоре в своей автобиографии призналась: «Не представляю себе, кто еще смог бы сыграть Лондона, как он…».
Начало 50-х. Европа ещё не отошла от ран Второй мировой войны, а во многих странах социалистического лагеря, образовавшегося после её завершения и фактического передела территорий, полным ходом шла чистка партийных рядов. Советские специалисты, поднаторевшие в этом деле в 30-40-е, из числа тех, кому удалось выжить, принимали в процессе непосредственное участие. Их опыт пригодился при разоблачении западных агентов и шпионов, просочившихся в руководящий состав компартий и правительств молодых социалистических государств. Не стала исключением и Чехословацкая Социалистическая Республика, тогда ещё объединённая. Из числа её высшего руководства были арестованы: генеральный секретарь ЦК КПЧ, первым распорядившийся начать череду арестов, министр государственной безопасности и его заместитель, непосредственно руководившие этими арестами, множество других высокопоставленных чиновников, включая заместителя министра иностранных дел Антона Людвика (он же Жерар). Именно его мытарствам в тюремных застенках, продлившимся 1 год и 9 месяцев, уделено основное внимание фильма.
Константин Коста-Гаврас снял эту картину по воспоминаниям чехословацкого коммуниста и профессионального революционера Артура Лондона спустя два года после небезызвестных событий 1968 года, вошедших в историю под названием 'Пражская весна', давших Чехословакии чуть больше свободы. Вряд ли стоит считать это произведение автобиографическим, автор неспроста изменил имя главного героя и скорее всего этот образ собирательный, но изложенные в книге и в фильме события мало чем отличаются от многих аналогичных мемуаров узников сталинских лагерей. В своей основной массе они написаны людьми, принадлежавшими к номенклатуре - тогдашней партийной элите. До постигших их потрясений жили они неплохо. Не исключение и наш герой Жерар, имевший служебный транспорт для себя и своей супруги, хороший дом, спецобслуживание по валютным чекам в спецмагазине и многое другое. Всё это в то время, когда вся страна жила в тяжёлых условиях. Не этим ли объясняется несокрушимая вера таких людей в мудрость партии, которая во всём разберётся и восстановит справедливость? Ни наш герой, ни множество других, ни на минуту не усомнились в генеральной линии партии. Что это - искренние убеждения или же отчаянная попытка любым путём удержаться в обойме и не быть отстранённым от партийной кормушки? Нашему поколению не понять, сейчас совсем иные идеалы, но природа человеческих поступков, если отбросить всю словесную шелуху, была и останется неизменной. Это она диктует пока ещё не приговорённым, а только находящимся под следствием, хотя и в бесчеловечных условиях, их гаденькие поступки: самооговор, показания против бывших товарищей, друзей и даже ближайших родственников, откровенная клевета, отречение от родных. Не стал исключением и Жерар, да и его супруга Лиза чуть ли не моментально отреклась от мужа. Конечно же, невозможно отрицать сильнейший пресс государственной машины, использующей методы инквизиции, давления на психику, не гнушаясь ни чем в своём стремлении сломать человека. Но стоит ли идти на сделку с собственной совестью? Профессиональные революционеры знали на что шли. Уж лучше отдать свою жизнь ради исповедуемых идеалов, чем торговать своей шкурой, помогая мерзким следователям множить число невинных жертв и строить свою карьеру. Но острозаточенный топор висит и над их головами.
Главные роли исполнили известные французские актёры: Симона Синьоре и Ив Монтан. О роли супруги Жерара можно сказать лишь то, что сыграна она профессионально. А вот путь Жерара от первых страхов в связи со слежкой, бесконечных рефлексий и, наконец, катарсиса - прозрения, связанного с разочарованием в самой идее построения коммунистического общества, показан весьма убедительно, хотя и внешне сдержанно. Неспроста Ив Монтан, ранее обласканный советскими властями, после этой роли впал в их немилость за антисоветскую пропаганду. Характерен момент, когда получив предложение от следователя поменяться с ним местами, Жерар мысленно проигрывает эту ситуацию и понимает, что вёл бы себя точно так же, поскольку дело не в отдельных людях, а в системе, где каждый человек лишь винтик в государственной машине.
Завершить хотелось бы словами, обычно приписываемыми Дантону, но есть версия, что они принадлежат другому лидеру жирондистов Пьеру Верньо, хотя фактически они появились в печати впервые в 1800 году, когда его голова уже давно скатилась с плахи от острого ножа гильотины. 'Революция подобна Сатурну: она пожирает своих детей'.
Сразу же после'Дзеты', Коста-Гаврас берется за экранизацию мемуаров бывшего заместителя иностранных дел Чехословакии. Его, убежденного коммуниста, который, равно как и члены его семьи, многое сделали для борьбы с фашизмом, обвиняют в заговоре.
От власти нужны просто его признания. Долгое время он держится, но вскоре у него не остается выбора. Признание становится простой формальностью.
В своем фильме Кста-Гаврас оживляет кафкианский 'Процесс'. В сущности, картина воспроизводит все события, изложенные в книге Кафки. Только речь будет идти вовсе не о вымышленных событиях.
Главные роли исполняют Симона Синьоре и Ив Монтан. Не сказал бы, что Ив Монтан сделал что-то экстраординарное. Однако, благодаря резкой актуальности фильма, его профессионализм приобретает гораздо более серьезное значение.
На мой взгляд, своими работами в 70-х с Коста-Гаврасом, Ив Монтан показал, кто являлся в те годы актером № 1 во Франции. Действительно, можно ли сравнивать работы Бельмондо и Делона того периода, с фильмами Монтана, каждый из которых производил эффект разорвавшейся бомбы.
В итоге:если в 'Дзете' Коста-Гаврас рассказывал о греческих 'черных полковниках', то теперь речь пойдет уже о процессе Спанского 1952 года в ЧССР