К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Полумесяц', пожалуй, является вершиной творчества Б. Гобади. На сей раз режиссер снимает причудливую по форме, но глубокую по содержанию картину. Отрываясь от присущей ему прямолинейности, Гобади языком метафор и аллегорий в духе мастеров поэтической школы (Т. Абуладзе, С. Параджанов) пишет свою кинолетопись о курдских музыкантах и курдской земле, избегая штампов, которыми грешат его прежние ленты. Он сплетает магическую и религиозную символику, вводит мотив дурного предзнаменования, насыщает визуальный ряд предметами, точно угадывая их киногеничную природу. Так, например, деревянный гроб как узнаваемый и универсальный символ смерти не только обнажает ощущение предрешенного приближения конца, но придает картине психологическое напряжение, проходя лейтмотивом через весь фильм.

В «Полумесяце» вера в предзнаменования, в действенную силу слова («убить словом») мирно уживаются с нормами ислама. Визуальный ряд фильма насыщен магическими атрибутами – талисманы в автомобиле, бусины на лошади, амулет на груди Невеманг, оберег в кафе (чеснок, лук), а также магической и религиозной символикой. А при неожиданном и удивительном воскрешении мертвеца из уст главного героя Мамо мы слышим фразу: «Наука не все может объяснить, некоторые вещи идут от души и от Бога». Все это подтверждает, что современный мусульманин, будь он по происхождению персом или курдом, чувствует себя в непрерывном контакте со сверхъестественным. Ислам у курдов характеризуется сильным мистическим акцентом, многие курдские улемы связаны с различными суфийскими орденами, не зря в фильме мы видим танец старцев-суфиев.

Особого внимания заслуживает ритм цвета. Словно крупными мазками написаны на экране – бои рыжих петухов и оранжевый автобус; неожиданно розовый чемодан в серой дымке пара и серое пальто Мамо в могиле на фоне бездыханной желтизны высохшей травы; «танец седых волос» и обволакивающий густой туман; зеленые луга среди серых камней и бело-зеленая лента знамени на кладбище; голубое небо и белый диск луны, белый снег, белый саван и капли крови на белом снегу; коричневый гроб и платье Невеманг цвета бордо; серебряное украшение на ее груди и серебристого цвета амулет в автобусе; разноцветная толпа школьниц и пестрая толпа певиц с бубнами в сером дворе своей темницы...

Визуальная изысканность усиливается актерской игрой. В «Полумесяце» для драматической убедительности было недостаточно искренней, но наивной игры непрофессионалов. Обе женские роли исполняют талантливые иранские актрисы Хешо – Х. Техрани и Невеманг – Г. Фарахани. «Полумесяц» явно апеллируя к фольклорной традиции, сам способен стать киноархитипом. А гармоничное сочетание музыки Х. Ализаде, пластики актерской игры и безукоризненной цветопередачи делают фильм не просто технически близким к совершенству, но переводит его в плоскость магического реализма.

07 января 2015 | 12:54
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: