Фильм выполнен в традициях авангардного европейского хоррора послевоенного времени. Большое внимание в картине, как и в любом готическом детективе, уделено художественной составляющей. Профессор Грегориус Валь скульптор. Днем он уважаемый преподаватель, работает в художественной академии, ночью же творец, трудится над столетней каруселью, созданием его деда. Убранство его дома изыскано, в мастерской круглосуточно кипит работа. Каждая скульптура оставляет неподдельное ощущение присутствия живого. Жизнь слышится и в бюстах, и в масках, и особенно в статуях на карусели. Жизнь или смерть?
В свою очередь Ганс Ван Арнем, главный герой фильма, приезжает в маленький городок для написания статьи о профессоре и в начале сюжетной линии приковывает свое внимание к Эльфи - таинственной девушке, дочери профессора Валя. Ее взгляд завораживает, а красота составит конкуренцию любому произведению искусства. Эльфи также испытывает страстные чувства к Гансу, и дарит ему ночь любви, после которой у юноши открываются глаза: он понимает что такое любовь и обретает ее к Лотти. Любовный треугольник. сцена объяснения между молодыми людьми, результатом которой должно быть счастье для двоих и драма для третьей, обнаруживает неожиданный секрет семьи профессора. Последующие события прикрыты вуалью дурмана, реальность переплетается с галлюцинацией. Расследование Ван Арнема, исчезновение Анилори, предложение руки и сердца, танцующие статуи и не перестающие свой ход лопасти...
Определите для себя, что по-настоящему представляет мельницу каменных дев: ветряк, издавна служивший Везу или оставляющая привкус ужаса карусель профессора Валя? Разгадайте тайну загадочной Эльфи, утонченной красавицы-дочери Грегориуса Валя. Отыщите центральное чудовище этой картины. И ответьте на мучающий не только главного героя, но и зрителя вопрос: наяву происходят события на старой мельнице или это лишь продукт воспаленного воображения Ван Арнема?
Отличный готический итальянский фильм, достойный классических ужастиков культовой британской студии «Хаммер». Атмосфера таинственности, коварные замысли отрицательных персонажей и желание докопаться до истины – положительных, жертвы ради высшей цели – вот слагаемые успеха страшной сказки от Джорджио Феррони.
В маленький голландский городок Везе приезжает молодой писатель Ганс фон Арм, который должен создать каталог и написать историю древнего аттракциона в стиле гиньоль, которым славится местная «Мельница Каменных Женщин». Мельница принадлежит профессору академии искусств Грегориусу Валю и состоит из жилой части и, собственно, аттракциона, который и проводит в движение мельничный механизм. В доме живет прекрасная дочь профессора Эльфи, которая никогда не бывает на людях. Эльфи влюбляется в Ганса. Молодой человек сначала отвечает красавице взаимностью, но затем разрывает отношения. Бедная девушка умирает от горя. Но, будьте уверены, что это – далеко не конец истории.
Фильм своим сюжетом напоминает истории о домах восковых фигур. Он стал одним из стильных камней в фундаменте знаменитого итальянского хоррора. Красивая операторская работа, выверенные декорации, эксперименты с освещением, многозначительные паузы – все на своих местах. Сюжет вряд ли удивит поклонников жанра, но рассказана история очень хорошо. Для любителей страшных сказок – то, что надо!
В конце 50х в европейском кино родилась мода на готический хоррор, начало которой положил Риккардо Фреда фильмом «Вампиры». «Маска Сатаны», снятая Марио Бавой в 1960 году и имевшая оглушительный успех не только в Европе, но и в Америке, интерес к этому жанру лишь усилила. Роджер Корман с успехом снимал роскошные экранизации Эдгара Аллана По с Винсентом Прайсом, студия «Хаммер» в Англии пугала зрителя серией фильмов о Дракуле и множеством других картин в жанре мрачной готики с Кристофером Ли и Барбарой Стил, ставшей так же и лицом как итальянского готического хоррора, начиная с той самой «Маски Сатаны», так и иконой этого жанра в принципе, снявшись во множестве фильмов, например «Длинноволосой смерти», «Кровавом замке», «Замке кошмаров».
В 1959 году вышел фильм Жоржа Франжю «Глаза без лица», успех которого породил волну подражаний и фильмов о безумных докторах и ученых, таких как «Руки Орлока» и «Безликие». Некоторые режиссеры экспериментируют, соединяя с разной долей успеха готику и научную фантастику об ученых-безумцах. Иногда это выливается в сумбурную эклектику, как мексиканское «Зеркало ведьмы» Чано Уруэта. Но иногда – в визуально безупречную, готически мрачную историю, каким стал фильм Джорджио Феррони «Мельница каменных женщин».
На волне уже упомянутого безумного успеха экранизаций произведений Эдгара По и стилизаций под него создатели «Мельницы» придумали оригинальный ход. В титрах указано, что фильм снят по рассказу Петера ван Вейгена, которого не существовало в действительности, но это хорошо сработало в прокате. И, кроме того, помогло насытить готическую атмосферу фильма визуальной красотой картин голландских мастеров. Мрачные серые стены мельницы контрастируют с богатыми интерьерами и яркими нарядами Эльфи. А совершенно жуткая карусель восковых фигур, движущихся под мелодию шарманки, заставляет мурашки пробежать по спине. Так же, как и кадры превращения профессором тел несчастных девушек в эти самые фигуры. Одержимые страстной идеей спасения Эльфи, её отец и доктор Болем – два безумных ученых, готовых ради своих экспериментов и поисков состава сыворотки на бесчисленные убийства – образ весьма популярный в фильмах и до сих пор, с разными вариациями сюжетов и персонажей. Тут же все это упаковано в минорную готическую атмосферу с детективным сюжетом.
В городке Везе находится старая мельница с музеем восковых фигур, запечатлевших смерть и казни преступников, колдунов, отравителей, насильников, исторических персонажей. Живет на мельнице скульптор Грегориус Валь, который пополняет коллекцию фигур и преподает уроки изобразительного мастерства. Вместе с ним живет дочь Эльфи, она больна странной болезнью крови, уже убившей её мать, и которую никто в городе не видел. При Эльфи всегда находится служанка и доктор Болем, следящий за её здоровьем и лелеющий мысли о женитьбе на своей пациентке. И в этот тихий городок, где время от времени исчезают девушки, приезжает Ганс фон Арнам, по заданию издательства, собравшегося выпустить книгу о мельнице, которой исполняется 100 лет, и которая является местной достопримечательностью, благодаря своему музею. У профессора обучается и невеста Ганса, Лизелотта. Пока Ганс работает в библиотеке, изучая историю мельницы, его замечает Эльфи. Она назначает свидание Гансу и быстренько затаскивает к себе в постель, пока ошеломленный напором эмоций девушки он не успел прийти в себя. Ганс, мучимый угрызениями совести и вины перед Лизелоттой, на следующий день встречается с Эльфи, и говорит, что между ними ничего быть не может. Девушка закатывает истерику, у неё случается приступ и она умирает. Психологически раздавленный всем этим Ганс несет тело Эльфи в её комнату, затем бродит по городу, утром придя с покаянием к её отцу. Профессор обвиняет Ганса в смерти дочери и велит уехать из города, никому ничего не говоря. Увидев в склепе тело Эльфи в гробу, Ганс впадает в отчаяние, и доктор Болем дает ему таблетку, но это только вызывает странные видения. Он видит в лаборатории доктора связанную рыжеволосую девушку, певицу и натурщицу из городка. Чтобы успокоится, Ганс бродит всю ночь, а утром вновь является на мельницу просить прощения за смерть девушки. Профессор говорит, что не понимает, о чем речь, дочь жива, а Гансу следовало бы обратиться к врачу. На шум спора в комнату входит живая и здоровая Эльфи. Ганс снова потрясен. Он решает разобраться в том, что творится на мельнице. Тем более, Лизелотта исчезла, хотя они договорились о встрече, и это пугает его. Ему вспоминается связанная девушка и внезапно воскресшая Эльфи. Выводы о связи всех этих событий отнюдь неутешительны. Вместе с другом Ганс пробирается на мельницу в поисках ответов на множество загадок и своей невесты.
Для Джорджио Феррони, до этого снимавшего в основном исторические костюмные драмы, а после ушедшего в спагетти – вестерны, это был первый опыт работы в жанре хоррора. Опыт этот был довольно удачным, тем более, что лента была цветной, что для жанра ужасов в те годы было явлением редким, и оказавшимся очень выигрышным, красота и выразительность кадра завораживают, не дают оторвать глаз от экрана. Но после успешного проката лента постепенно отошла в тень других таких фильмов, выходивших десятками на разных студиях, и режиссер не возвращался больше к этому жанру вплоть до 1972 года, сняв «Ночь дьяволов», экранизацию рассказа А. Толстого «Семья вурдалаков».
Пьер Брис, француз, сыгравший Ганса, зрителю более известен как исполнитель роли Винету, стал в Германии настоящей звездой фильмов про индейцев. Доктора Болема сыграл немец Вольфган Прайс, уже знаменитый своей зловещей ролью доктора Мабюза из целой франшизы, начатой Фрицем Лангом фильмом «1000 глаз доктора Мабюза». В роли отца Эльфи выступил театральный актер Роберт Бомэ, и театральная манера игры, жесты, фразы, интонации очень заметны в кадре, и пошли только на пользу как общему контексту сюжета, некой театральности его, так и образу профессора в целом. Яркая красота брюнеток Сциллы Габель (Эльфи) и Дэнни Карель (Лизелотта), отец которой был французом, а мать – вьетнамкой, радуют глаз и сглаживают некоторые шероховатости в актерской игре, что впрочем не портит впечатления от этого увлекательного и совершенно потрясающего в своем визуальном исполнении фильма, который, несомненно, стоит вашего внимания.
Чувствую огромную ответственность за свои слова в адрес 'Мельницы...' Это ведь настоящая классика, что бы там не говорила молодежь, взрастившая свои вкусы на Пиле. Лично меня, как и многих других, привлекает то доброе-старое кинобытие, которое для современного зрителя словно натуральное мороженое из детства.
Если говорить коротко: фильм получился довольно атмосферным. Но не ждите здесь чего-то масштабного, действо происходит в ограниченных пространствах, в мини локациях. Да собственно чего-то другого от фильма требовать и не стоит. Ведь, собственно, нагнетать атмосферу нужно в Мельнице, а не на улицах мегаполиса - этого требует сама суть фильма. Поэтому некоторая камерность съемки - это необходимое условие реализации выбранной темы.
Если с высоты развития кинематографа и его изобразительных средств не придираться к кинопроизводству 60 года - Вы сможете получить удовольствие от того темного, зловещего человеческого начала, что искусно проступает в 'Мельнице'... Мистики здесь как таковой нет. Есть абсурдисткий детектив с моментами потусторонности, но в целом все атеистично, довольно приземленно и продумано, то есть все обходится без метафизики зла. Не без доли фантастичности, конечно, но все подкрепляется медицински, а не духами спустившимися с небес. Весь саспенс в фильм вливается через игру актеров, готическую сьемочную площадку, хорошую операторскую работу, дожное музыкальное оформления, неплохой сценарий и умную режиссуру. Хорошее кино. И это главное. Детали при просмотре.
Еврохоррор, как нестабильная субстанция, в своей популярности переживает то взлеты, то падения. В 1960 случился бум итало-испанских фильмов ужасов, в 90-х стало хорошим вкусом посматривать Дарио Ардженто и Марио Баву, а сегодня вновь европейские фильмы ужасов переживают кризис, несмотря на их колоссальную заслугу и оригинальность. Одним из итальянских последователей готических фильмов 60-х был Джорджио Феррони, создавший одну из самых важных картин в жанре того времени - 'Мельница каменных дев'. В основном Феррони увлекали историко-военные драмы, но и он влился в штормовой поток новой кинотрадиции, несущийся со средизмноморского побережья.
Все фильмы ужасов 50-60-ых годов объединяет общая стилистика, которую многие могли наблюдать в фильмах Альфреда Хичкока. Главным образом, это самые разнообразные сюжеты, отыскивающие страх в сознании и подсознании человека без прибегания к потусторонним силам. Джорджио Феррони идет по тому же пути в своей 'Мельнице каменых дев', используя образ безумного ученного и галлюцинации, заимствуя традицию, видимо, от Фракенштейна.
Молодой писатель Ганс прибывает в маленький городок, чтобы написать книгу о местном скульпторе Вале, преподающем по совместительству изящные искусства. Ганс временно селится в старой мельнице профессора Вале, и начинает тайно встречаться с его дочерью Элфи, красивой и загадочной, которую всю жизнь прячут в доме по неизвестной причине. Случайно став свидетелем смерти Элфи, после объяснений с ней, что он любит другую, Ганс внезапно ближе чем позволено приближается к разгадке мельницы каменных дев.
Если говорить о выполненной функции ужастика (напугать), то пугаться здесь нечего. По-крайней мере сейчас. Как реагировали люди в 1960 мне неизвестно. Сегодня же можно с сожалением отметить, что современные хорроры, особенно американские, сузились до трех, максимум четырех жанров, упрощая действие и аппелируя к наработанным рычагам страха. Чем ценнен фильм Феррони, так это эксперементальными идеями, не совсем логичной и верной медицинской фантастикой, и плавящимися масками с обескровленных 'живых' статуй.
Знакомство с еврохоррорм прошло успешно. Если в начале понимание происходящего не приходит, то впоследствие действие складывается в единую прелюбопытную мозайку из красивых лиц и пародоксальных историй на уровне поэзии смерти. Кому опостылят Пилы и Крюгеры, присоединяйтесь к еврохоррору, пора его вновь воскрешать.