Сей фильм подкупил меня тем, что является одним из первых цветных картин, созданных в системе Technicolor*. Но сильно удивился я тогда, когда начал смотреть фильм. Несмотря на то, что он является цветным, он все же – немой. И удивительно то, что создавая ленты в цвете, авторы делали их немыми – без диалогов и побочных звуков, но с музыкой. Однако в те годы даже в капиталистической Америке, делать картину полностью цветной было дельцем труднофинансируемым и кропотливым. Поэтому «Redskin» содержал в себе несколько чёрно-белых вставок. И эти вставки не были случайными. Жизнь индейца в своей коренной среде (а это большая часть фильма), как раз, показана в цвете. А вот его коллежская жизнь среди «белых» - в черно-белом варианте. Как я считаю, автор пошел от противного. Жизнь изгоняемого всеми краснокожего – сделать яркой и цветной. А его насмехательское пребывание среди лощеных сокурсников – обесцвеченным. Ведь настоящая, неподдельная судьба должна содержать в себе все краски жизни. И герой по имени Быстрая Нога доказывает это.
1928 год. Закатное существование индейских племен в среде современных США. И здесь-то и начинаешь задумываться о том, как фильм Виктора Шерцингера выпустили в прокат (наверно картину спасли инновационные технологии). Мальчишку по имени Быстрая Нога бледнолицые силком отправляют в школу. Там его в первый же день проверяют на идеологию – заставляют отдать честь Star-Spangled Banner (т. е. - знамени, усыпанным звёздами). И вот тут-то достоинство превращается в антидостоинство. Сын вождя Навахо не хочет чествовать какой-то флажок. А смотритель Джон за невыполнение высекает его.
И здесь-то и происходит очень хорошее демонстрирование мужской и женской психологии. Беднягу-мальчишку приходит пожалеть под деревцем маленькая девчушка по имени Маисовый Цвет. С этого все и началось… у них. Этих двоих через многие годы не сможет разлучить ни выпуск из школы для индейцев, ни насмехательство родичей по поводу идей «белого человека», ни вражда их племен (Пуэбло и Навахо). Они поборолись за свое счастье. Как не смогли это сделать Джон (тот самый высекатель) и его возлюбленная – смотрительница группы девочек из той же школы. Нашему современнику покажется странным, что женщина поставила перед Джоном странное условие – либо ты не трогаешь мальчишку и не сечешь его, либо – мы расстаемся. Но произошло то, что произошло. И только спустя много лет, уже помогая взрослому Быстрой Ноге (которого сыграл Ричард Дикс, один из востребованных актеров первой поры 'Золотого Голливуда') справиться с нефтяными захватчиками и коррупционерами, снова встречает среди прерий свою забытую любовь. Путаница ситуаций или же судьба? Неважно. Дело в том, что в то далекое время любовь духовная, отдаленная значила больше, нежели обычное сексуальное влечение, выплескивающееся через края наружу. Да, были такие времена.
Как бы то ни было, но фильм «Краснокожий» вполне мог претендовать на звание «кинематографический прорыв» (если бы такое существовало). Кроме технических новшеств, фильм содержал в себе вполне неординарный сюжет: вестерн из индейцев без ковбоев, смешанный с драматическим и политическим подливками, политый сверху смыслом, в котором доминирует низший класс, поставленный авторами до высоких нравственных идеалов в лице одного них. Борьба образованности и дальновидности с невежеством и предрассудками, борьба между расами и племенами, борьба между изгоями и новыми властителями, борьба за счастье – все это имеет место быть и в наши дни. Проблемы, задетые в этом фильме не имеют временных, языковых или иных рамок. В этом и есть весь вкус сего кинотворения.
9 из 10
*Цитата из Википедии:
Текниколор (англ. Technicolor) — один из способов получения цветного изображения, изобретённый в 1917 году Гербертом Т. Калмусом (англ. Herbert Kalmus), который заключался в окрашивании черно-белых снимков в красный и зелёный цвета и скреплении их в единую ленту, что позволяло получить нужную цветовую гамму.