Ни кареты скорой помощи, ни рентгена, операции делают на кухонном столе. Ведь сколько времени назад снят данный фильм... а во многих краях Земли остаются всё те же проблемы! И скорая не сразу приедет, и современным медицинским оборудованием города не обеспечены, и техника безопасности на рабочих местах оставляет желать лучшего. Но если б даже не было уже всех таких плачевных ситуаций в сфере здравоохранения, есть основания надеяться, что фильм не потерял бы и в этом случае и малой толики своей выразительности.
Потому что хотя бы номинация на Оскар за главную мужскую роль отработана крепко. Молодой врач Мэнсон в исполнении Роберта Доната — фигура крайне противоречивая и интригующая. Порой он смотрится таким робким и стеснительным, но всё-таки решимость его характера проявляется с не меньшей интенсивностью, особенно когда он отказывается выдать больничный угрожающему ему пьянице. И с таким обаятельным смущением признаётся герой, что говорит по-гэльски, если хочет обругать пациентов. Но что неоспоримый показатель актёрского искусства — так это сыграть характер персонажа в динамике. А тут герой меняется, и насколько же разительно!.. если из не гоняющегося за профитом, воодушевлённого человека, спасающего от смерти младенца бедняка, он превращается в крайне ушлого и франтоватого, алчного стяжателя мирских благ.
Среди других персонажей тоже немало острохарактерных. Превосходна верная подруга героя, которая вовремя напомнит мужу, что хорошему исследователю нужны только тетрадь, микроскоп и крыша над головой. А заодно встанет на стражу его морали, этичности, порядочности, не заботясь о собственной выгоде. Ворчливая медсестра, не сторонница «новомодных выдумок», даже появившись в кадре ненадолго, тоже иллюстрирует немало особенностей человеческого сознания. Перед зрительским взором проходит и вереница пациентов Мэнсона, зачастую находящихся на разных полюсах жизни. Грубые, неотёсанные, измождённые, ожесточённые шахтёры. И жеманные, фальшивые, вздорные барыньки...
Наукоёмкие темы про фиброзную соединительную ткань и кристаллы кремния тесно граничат с социальной проблематикой, в частности, в виде пыли с антрацитовых копей, которую работодатели всё никак не хотят признать особо опасным фактором для здоровья шахтёров. Но всё, пожалуй, ещё заковыристей, чем борьба с бюрократизмом, невежеством, отсталостью, антисанитарией, коррумпированностью. Фильм — как пронзительный гимн юношеским упованиям и искренним стремлениям, даже если юноша потом их истребляет в себе, даже если он обрастёт корой чёрствости и прагматизма. Но кто знает, может, юные и такие гонимые миром чаяния окажутся куда живучей любой самой торжественной и официозной респектабельности.
Молодой врач приезжает в небольшой городок, чтобы впервые начать свою работу в качестве помощника местного врача. Столкнувшись с работой на чистом энтузиазме, в отсутствии маломальских врачебных условий и надвигающейся эпидемии брюшного тифа, он проявляет чудеса смекалки и находчивости, тем самым решая проблему, гася вспышку болезни. Здесь же он знакомится с молодой школьной учительницей, с которой, правда, разругался при первой же встрече из-за разных взглядов на лечение детей. Решив заниматься научными исследованиями, он перебирается в более крупный город, где живут преимущественно шахтеры и почти устраивается в больницу, но у приемной комиссии есть одно маленькое условие: доктор должен быть женат. И тут он вспоминает о школьной учительнице. Только вот согласится ли она?
Фильм больше драма, нежели все остальное. Есть и комедийные моменты, но они незначительны, хотя попадают в самую точку и удачно распределены по ходу фильма. Есть и мелодраматическая составляющая, касающаяся отношений молодого врача и учительницы, которая выглядит достаточно романтично и трогательно. Но, ни то, ни другое, ни в коей мере не отвлекает от основного посыла фильма, а именно: работать не за деньги, а ради помощи людям.
Несмотря на то, что фильм старый и к тому же черно-белый смотрится вполне достойно. Вначале авторы извиняются за то, что показанными образами могут навести тень на профессию врача в целом, хотя я со своей стороны не усмотрел каких либо не имеющих место быть моментов. Было показано несколько типажей врачей, вполне понятных и узнаваемых. Те, кто сидят на хлебе и воде и при этом двигают науку вперед. Те, кто делают даже больше, но при этом не имеют даже диплома врача. Те, кто присосались к богатым клиентам и забыли свою врачебную этику. Те, кто просто халатно относятся к своим обязанностям из-за нежелания, некомпетентности или применения старых методов лечения.
Жизнь врача это как подъем наверх, в неизвестное. Штурм цитадели на горе, которую не видно, но известно, что она там есть и ее нужно взять.
Прежде всего хочу сказать, что мне выпала честь ознакомиться с печатным произведением, поэтому свой отзыв я построю на сравнении фильма с книгой. Интересно заметить, что оригинальная книга Кронина была написана в 1937 году, рассказывает о событиях, начинающихся с 1924 года, а фильм, как мы видим, снят в 1938. Это показывает, что историческое время в фильме отображено максимально точно. Но все же, хочу сказать, что фильм в общем мне не понравился.
Начну с того, что сюжет немного отличается от книги, изменена концовка, некоторые идеи принадлежат не тем героям. Но на это можно не обращать внимания, так как это приносит некую разнообразность. Как практически всегда в случае экранизации мы наблюдаем в книге много важных моментов, которые в фильме не нашли места. Ну ладно, это мы тоже упустим, так как это мы привыкли видеть практически везде. Но, мне кажется, что, читая книгу, мы видим главного героя, сэра Менсона, уверенного в себе, явно видящего, что он хочет достигнуть в жизни, и он все-таки этого достигает, правда, приложив к этому массу усилий. В фильме же, как мне показалось, всего этого не хватило, мало того, актер, играющий эту роль, кажется мне каким-то хлюпиком!
События в книге происходят на протяжении многих лет, и за это время Эндрью меняется множество раз. В фильме же все показано так, будто все произошло за месяц. Меня поразило то, что в фильме Менсон после одной-двух встреч с одним человеком подружился, а в другого влюбился. Под конец хочу сказать, что очень мало времени выделено для супруги Эндрью, Кристин, которая несет важную роль в формировании главной идеи сюжета и главной цели супруга - изменить сложившиеся в 'цитадели' медицинской науки и практики косных установлений и взглядов.
Итог: не советую смотреть тем, кто прочитал книгу. Ну, а если подвернется случай посмотреть фильм, то можно глянуть просто из любопытства.