Это, конечно, не 'Декамерон' Пазолини - слишком ровные зубы, слишком чистые лица и т.д. Но легкая прилизанность персонажей не особо портит впечатление, т. к. в повествовании много интересных подробностей средневекового быта. Неизвестно, правда, откуда черпались сведения создателями фильма и насколько они достоверны. Но именно эти подробности создают тот эффект присутствия, который так украшает фильм: вот девочку везут в монастырь на повозке, запряженной белыми быками; вот ее отец по древнему языческому обычаю устанавливает шест с деревянным голубем - чтобы душа умершего не заблудилась; вот играют с белым голубем на бракосочетании, а потом провожают молодоженов на брачное ложе; вот рожает в монастыре любовница короля; вот умирает в окружении бастардов, сына и любовницы вельможа; вот омывают в теплом вине его тело; вот топят ведьму, вот четвертуют прелюбодея и убийцу жены… Картинки из жизни средневековой Италии, где все крутится вокруг Бога, но Бога нет, а есть много всяких ритуалов, полуязыческих обрядов, жестокости и суеверий.
Неизвестно, какую цель преследовал режиссер: то ли хотел показать, что Бога нет вообще, то ли, что его нет у этих людей. В начале фильма звучит фраза, что долгие годы существовал обычай, когда умирающий клялся кому-нибудь из близких, что, если он попадет на небеса, то обязательно подаст о себе весточку. В конце фильма к ней еще добавляется, что ни разу никто из них так и не исполнил своей клятвы. Опять же, трудно сказать, то ли режиссер утверждает, что небеса молчат, потому что они пусты, то ли, что такие люди не попадают на небеса. Действительно, вся вселенная фильма наполнена блудом, жестокостью или просто беспросветной дремучестью. И все это так буднично и так естественно, что люди даже не ощущают угрызений совести. Они родятся, плодятся, прелюбодействуют, лжесвидетельствуют, убивают… умирают. И жизнь идет по кругу.
Впрочем, не так уж важно, богоборческий это фильм или нет. В любом случае, христианину есть что почерпнуть из него. Номинальное христианство и двоеверие никуда не делись с тех пор. Христианство, полное языческих суеверий, сосредоточенное на ритуалах, не знающее ни Евангелия, ни хотя бы просто основ веры, христианство, в котором нет Христа. Невозможно увидеть знамения, если ты слеп. Невозможно услышать небеса, если ты глух. Мне было страшно смотреть фильм, где так отчетливо показан мир без Бога, но страшнее всего, что средневековье продолжается.
Как хорошо все-таки, что это только одна сторона действительности и что в средневековой Италии была и другая вера – такая, как у Франциска Ассизского. И что в нашем настоящем тоже не все так плохо.
После просмотра этого фильма, любой другой на средневековую тематику покажется вам голливудским лубком. Фильм 'Магнификат ' итальянского режиссера Пупи Авати детально воссоздает жизнь Италии X в. : традиции, ментальность, вера - все это передано автором с удивительным жизнеподобием: двое палачей путешествуют по округе, выполняя свою 'работу с людьми ', королевская наложница отправляется в монастырь, чтобы святость места гарантировала ей спокойствие родов, в тот же монастырь отдают 14-ти летнюю девочку чтобы получить от монахинь право на рыбную ловлю. Несколько сюжетных линий, пересекающихся только в конце, нет ни интриги ни крутых поворотов сюжета, фильм созерцательный, как сама средневековая жизнь.
Совершенно поразительно как автору удалось так верно передать мельчайшие ньюансы 'той ' жизни - например немой диалог девочек-послушниц в овчарне или заросшие тонзуры у 'нерадивых ' дьяконов. Об этом не написано ни в одной хронике, но посмотрев фильм понимаешь: 'да, так оно и было в те времена '. А то переплетение метафор, смыслов, аллегорий, постоянные параллели, цитаты - Авати не считается серьезным режиссером, но этот фильм, конечно, исключение.
Безусловно -один из лучших образцов исторического кино, но, к сожалению, исторические фильмы подобного формата никогда не будут популярны.