Эзотерический триллер «Blow Job» завершает сюрреалистический период в творчестве Альберто Каваллоне. Собственно, именно к этому времени относятся два, пожалуй, самых известных фильма итальянца «Blue Movie» и «L'uomo, la donna e la bestia». Но даже по сравнению с теми мозаичными полотнами, количество ингредиентов, которое было намешано в коктейль с не очень приличным названием, оказалось чересчур велико, чтобы воспринимать происходящее на экране адекватно. То есть, как экскурс в глубины человеческой психики с извлечением из нее наружу самых потаенных страхов и самых извращенных сексуальных фантазий. Реализация задуманного на этот раз оказалась слишком неряшлива даже для Каваллоне, и отнестись к картине иначе, как к забавной вампуке из разряда эксплуатационного кино, нельзя даже при всей симпатии к неординарному таланту итальянца. Который умел снимать запоминающееся кино, отмеченное фирменным почерком. Но категорически не умел снимать кино, о котором можно было бы говорить в приличном обществе. Даже если оставлял на какое-то время свои сексопатологические эксперименты.
Зато в «Blow Job» Каваллоне со своими алхимическими опытами достиг кульминации. Правда, философского камня не нашел и даже мало-мальского взрыва у него не получилось, зато запах стоял на всю лабораторию. Которая на этот раз предстала в декорациях готического хоррора. Правда, человека мало-мальски знакомого с творчеством итальянца это обмануть не могло. Жанры в его фильмах – вообще понятие относительное, но все-таки. Заглохший посреди леса автомобиль, одинокий замок с таинственной одноглазой графиней и мрачным дворецким, таинственная сделка, которую приходится заключать герою картины Стефано едва ли не с самим Дьяволом, вакхические ритуалы, предсказание цыганки, жертвоприношение et cetera – все это Каваллоне ничтоже сумняшеся заимствует из многочисленных второ- и прочеразрядных фильмов ужасов, совершенно не обращая внимания (а скорее даже подчеркивая) аляповатость и неоригинальность сюжетных ходов. Потому что главное и единственное, что режиссера интересовало на самом деле – это иллюстрация деятельности человеческого мозга. На этот раз мозга, одержимого кошмарами.
Для зрителя, наблюдающего пациента (то есть, простите, героя фильма) снаружи остается загадкой происходят ли события вокруг него на самом деле или являются плодом воображения его воспаленного мозга. Не самый, конечно, оригинальный прием, но для Каваллоне он являлся едва ли не главным в изображении «реальности, данной нам в ощущениях». Еще со времен вполне себе «реалистичной» «Зельды». А в «Blow Job» ко всему прочему добавился еще и весьма ощутимый психоделический акцент с примесью расширителей сознания для выхода за пределы личного космоса. Тантрические приемы при этом, само собой, тоже никуда не делись. В результате единственным результатом всей этой катависии становится сакраментальное «тихо шифером шурша…».
Впрочем, есть и альтернативный вариант – смотреть «Blow Job» как эротический «ужастик». Про то, как молодой прожигатель жизни с хипповой подругой, убегая из отеля, где они жили без гроша за душой, сталкивается с таинственной одноглазой дамой. Та заключает с ним сделку, в результате которой Стефано чудесным образом выигрывает на скачках, поставив на аутсайдера. А взамен должен открыть для дамы, назвавшейся графиней Анджелой (знаем мы таких ангелов!) некие Врата. Попутно Анджела соблазняет девушку главного героя, и делает еще много интересных (и не всегда зловещих) вещей, но к делу это особо не относится, потому что даже идиоту ясно, что в таких фильмах все это явно не к добру…
Только вот «хоррормэйкер» из Каваллоне – как из кота балерина. А с хипповой психоделией в конце 70-х он уже немножко опоздал. Так что предыдущим фильмам итальянца «Blow Job» заметно проигрывал, выглядя уже неким анахронизмом. Хотя по прошествии тридцати с лишним лет смотрится довольно… забавно, ставя точку в карьере режиссера. Точку, которую снятый спустя три года «Хозяин мира» превратил в жирную кляксу.