К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Зачем спорить, когда мнение каждого известно заранее? А они и не спорят, ничего кроме холодного презрения не испытывает майор Гийо к профессору-леваку Поле, который живет в свободной стране и поэтому «он имеет право говорить что хочет», тем более что он это придумал не сам, и значит так все и было. В общем, не о чем тут говорить и некому что-то доказывать.

Именно поэтому, когда вдова капитана Карона Патрисия решает затеять судебный процесс в защиту чести и достоинства мужа, ее от этого отговаривают все, начиная от армии (генералы опасаются недовольства политиков) и заканчивая дядей-адвокатом. Который берется за это дело только после того, как давление собираются оказать уже на него, а он такого терпеть не может, для него это уже вопрос чести, даже при смутных шансах на победу.

В случае поражения в суде, профессор должен заплатить символический один франк. Свидетели защиты – ветераны сопротивления и однополчане. Для них это также вопрос чести, о перспективах победы они не задумываются. Их попросили - они пришли.

Патрисия, ведя расследование, открывает для себя мир, в котором жил муж, которого она фактически не знала: сопротивление, Индокитай, Алжир… До ОАС капитан Карон не дожил, погибнув в бою в Алжире, и ему не пришлось решать – в соответствии со своим пониманием о чести – вопрос, является ли предательство политиков (а это было воспринято именно так) поводом для участия в антиправительственном заговоре. Зато в ОАС был Гийо.

Таким образом, по одну сторону судебного процесса – люди чести, по другую – люди… чего? Идеи? Морали? Об их моральности нам ничего неизвестно, пусть будут людьми идеи. Профессор Поле не маргинал, он – светило юриспруденции, его книги стоят в библиотеке дяди-адвоката Патрисии. Возможно, участвуя в сопротивлении, он даже был герой. Возможно, сейчас он сочувствует сопротивленцам из Алжира, это уже тоже не возбраняется, война все равно проиграна, так что Поле – в отличие от своих оппонентов – в тренде.

Стороны на самом деле не склонны к диалогу, но процедура суда такова, что есть вопросы и ответы. Благо, пока еще есть формальная логика. Победитель в суде будет определен, мнение у каждого все равно останется свое.

Действие разворачивается неспешно, военная сторона показана со знанием дела, прежде всего как работа, а не как аттракцион. Карон работает хорошо. Нет, это даже близко не сержант Барнс из «Взвода» – просто хорошо работает, что и показано. Что касается идей профессора Поле – знаете, нету необходимости в этом споре, правда. Но если у уважаемого суда есть вопросы – свидетели на них ответят. Да, когда будет необходимо, Гийо соврет суду. Потому, что он – человек чести. Патрисии, которая и заварила волей режиссера (он же сценарист) всю эту кашу, в финале есть, над чем подумать.

10 из 10

20 марта 2020 | 19:58
  • тип рецензии:

Именно так я бы охарактеризовал этот фильм. Хотя конечно Пьер Шендерффер явно адресовывал свой фильм куда более широкому кругу людей. Впрочем, еще ему была бы неплохой характеристикой «15 лет и 18 дней войны капитана Карона». Примерно столько, он получается воевал, вступив в Сопротивление в 43г. до своей смерти.

В этом фильме сложно увидеть что-то выдающееся, если не принимать во внимание время и место его появления, а так же окружающий контекст, уже сложенный фильмами других режиссеров, работавших над темой Алжирской войны. Сюжетно, он, в общем-то, является обычным военно-судебным фильмом, из такой категории где, суд или расследование становится в руках творца этаким инструментом, что бы докопаться и предъявить зрителю скрытые мотивы закрытого армейского общества, как это повелось, наверное, еще с «Восстания Кейна» и 'Троп Славы', и заодно представить или авторское мнение или же возможность зрителю самому судить, о моральности тех или иных поступков на войне, и границах, между моралью, аморальностью и законностью действий. Надо отметить что, так или иначе, это основная тема для режиссера, прослеживаемая во всех его военных лентах, причем ставить вопросы военной морали, зрителю он начал в довольно ранние времена, когда мало кто из режиссеров этим интересовался. Его «317 - взвод» стал этаким вариантом «Когда молчат фанфары», а под влиянием «Апокалипсиса нау» он снял «Краба-барабанщика», а «Честь капитана» вышел аккурат, перед повальным мировым увлечением Вьетнамом и где так же такие вопросы обыгрывались. Но для французского кино о Алжире он оказался по настоящему уникальным, и несомненно оказавшим влияние на будущие фильмы. А может и не только на французские.

Технически фильм реализован, возможно и без выдающегося блеска, но с вполне убедительными ролями, постановками боев стиле Пьера, напоминающем документальную хронику, тут претензий нет, единственное что могут показаться не вполне убедительными мини-истории «насилий и беззаконий» капитана Карона. Их можно было бы сделать куда более убедительно доказывающими либо невиновность Карона, либо оправданность его насилия. А в получившемся результате даже док конца не понятно, действительно ли одна фраза была случайной, как когда именно вступил в должность капитан, и не прикрыли ли его сослуживцы на суде. Хотя вполне существует вероятность того что так сделано Пьером намеренно, у него слишком часто встречаются такие недосказанные моменты, где не только мораль выносится на суждение зрителя, но и был или не был конкретный поступок. Как финал «317-го взвода». Этакая полная свобода.

Так в чем его уникальность и чем он зацепил других режиссеров, отчего с этим фильмом, к примеру, такие ленты как «Близкие враги» и «Мон колонель» начали спорить, кроме того что он увлекся такой темой которая стала мейнстримом позднее? Наверное, это единственный французский фильм французского режиссера, который защищал французскую армию. Во всяком случае, единственный мной увиденный. Уже к моменту выхода этого фильма у французских режиссеров сложился прямо таки стандарт взглядов, не просто оценивающих эту войну как преступную, но и героям своих фильмов буквально не оставляющих шансов остаться людьми, если не дезертировать, отказаться, исполнять приказ, или не быть убитым. В противном случае превратиться в фашиста и убийцу. Каковые взгляды и находят отражение в «Чести капитана» когда офицера, провоевавшего всего 18 дней в Алжире, и там погибшего, не убившего ни одного невиновного, на телевидении маститый профессор, популярный писатель и мыслитель так величал. Ну и несомненно в этом уже начали перегибать палку. Самое интересное, что сам Шендерффер не факт что считал ту войну справедливой, и он даже не избегнул общего тренда, в его предыдущем фильме «Краб-барабанщик» главный герой тоже отказывался выполнять приказ. Наверное тут Пьер пытался протянуть руку для примирения. Но прогрессивная интеллигенция там наверное сильно походила на нашу, и знала только два мнения свое и не правильное. И тогда он снял этот свой фильм. Нельзя сказать, что не был услышан, с его фильмом как я уже говорил, начали спорить. Но то, что было раньше, только усугубилось в дальнейшем и череда преступлений французской армии в Алжире, стройные ряды палачей и фашистов только росли. Свой бой, в виде адвоката французской армии Пьер, увы проиграл. Как Дьен Бьен Фу. Даже если суд в его фильме вынесет решение в пользу капитана Карона.

Но я воспользуюсь любезной возможностью предоставляемой режиссером, в виде не выданных моральных оценок и несказанных слов, сделать свои, благо он наверное так хотел бы от своего зрителя. Капитан Карон защищал Францию, отправлялся воевать туда, куда она его посылала, убивал и умирал за неё. То ли 12 то ли 15 лет своей жизни(не уверен в дате смерти), старался что бы её сыны вернулись домой живыми, был женат 3 года, жену видел 9 или 10 месяцев. Победил тех, кому его приказали победить. Не убил и не пытал ни одного не причастного. Но после смерти стал убийцей, садистом и фашистом у себя на родине, которая сейчас уже всякие нехорошести по отношению к террористам не осуждает. Пара фраз из фильма. Не дословных. «Армия это пирамида, где нижние должны брать ответственность, а наверху даже не знать что происходило», «Республика должна оставаться невинной как девственница». Т. е. он еще бал на себя грехи республики. А невинная девушка оказалась расчетливой и безжалостной стервой цинично использовавшей тех, кто ей служил, не защитившей их имена и по сути предавшей. В общем то страшная судьба и страшненькая суть фильма получилась. Даже страшнее чем «La Question», который о реальных пытках в ходе войны в Алжире.

Нельзя плевать на солдатские могилы. Никому и никогда. Спите спокойно капитаны Кароны.

Пара моментов. Фильм перекликается с фильмом 77г. «La Question»на основе реальных событий, о пытках применяемых армией в ходе войны в Алжире. Правдивый и жесткий фильм. У которого, собственно один недостаток, он все переключает на низовой уровень, не трогая высшие эшелоны. Здесь так же нам показывают брошюру «La Question» о психологической войне, и в обоих фильмах главную женскую роль исполняет уроженка французского Алжира Николь Гарсиа. Ну и пока единственный известный мне фильм где в кадре французские альпийские стрелки.

8 из 10

17 июня 2015 | 16:26
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: