Ленту Хавьера Агирре «El Consenso» сегодня нередко включают в список фильмов т.н. «Clasificada S» (испанского эротического кино рубежа 70-х – 80 х годов прошлого века). Но куда больше у нее имеется сходства с фривольными комедиями «про ЭТО» в итальянском духе (например, с той же Эдвидж Фенек в главной роли), чем с откровенно заостренными на показе сексуальных сцен фильмами братьев Бальтасар, Игнасио Икино или Энрике Гевары. Да и сюжет, основанный на традициях плутовского романа, уходящего корнями еще в Средневековье, ничего общего не имеет со сляпанными на коленке сценариями «Класификады». Другое дело, что сегодня едва ли не все испанские фильмы, снятые между 1977-1985 годами, в которых эротика занимает на экране более-менее значительное место, принято заносить в тот самый кондуит, расширяя его рамки до совсем уже фантастических размеров.
В «Консенсусе» действительно много обнаженного женского тела, да и снимавшиеся в нем актрисы (Асусена Эрнандес, Хельга Лине, Линн Эндерссон) никогда не отказывались от сцен «с раздеваниями», но только последняя из этого списка регулярно снималась в фильмах «Класификады». Впрочем, это особого значения не имеет. Тогда как история ушлого аптекаря Кармело, умудрившегося, живя двойной жизнью, сначала поссорить всех жительниц своего городка, а затем столь же ловко их помирить, действительно забавна, и в некотором роде даже поучительна. Что, опять же возвращаясь к классике плутовского романа, является его неотъемлемым свойством.
Как бы там ни было, а несчастного героя испанского комика Рикардо Мерино (вот он-то как раз по большей части снимался именно в незатейливых «рискованных» комедиях в духе Мариано Осореса), стоит пожалеть. Супруга ему досталась – не приведи, Господь! Суровая набожная Асунсьон не позволяет своему мужу даже в мыслях уйти с праведного пути, попутно возглавляет местную Ассоциацию католических женщин и борется с заполонившими все окрест бесстыжими проститутками. К которым, само собой, тайно бегает ее муж… И все бы было тихо и спокойно: мало ли мужей втихомолку обманывает своих жен! Но на маленький испанский городок надвигаются выборы, пройти мимо которых актив прихожанок местной церкви никак не может. Под лозунгом «Нет – простиуции!» Асунсьон при поддержке товарок выдвигает в мэры своего богобоязненного мужа. С противоположной стороны фронта проститутки тоже выдвигают Кармело, но уже в другой его ипостаси. И два этих Кармело радостно взрывают ситуацию, к ужасу своей супруги.
Все дальнейшее действие превращается в набор забавных (а иногда и по-настоящему смешных) гэгов, характерных для эксцентричной комедии… С одной маленькой поправкой: сцен с раздеваниями от этой эксцентричности нисколько не уменьшается. Тем не менее, Хавьеру Агирре удалось избежать (или почти избежать) пошлости, часто портящей подобные сюжеты. Есть, конечно, пара моментов, способных исказить впечатление, но заострять внимание на них не стоит, тем более, что со второй половины фильма на авансцену выдвигается героиня мисс-Каталония 1977 года Асусены Эрнандес. И ее очаровательная служанка Пура, под чьим чутким руководством суровая католичка Асунсьон превращается в чувственную львицу, является настоящим украшением картины. Бойкая субретка, как и ее патрон Кармело, успевающая помогать «и нашим, и вашим» – еще один персонаж, явившийся в «El Consenso» прямиком из плутовского романа. И явившийся необычайно удачно. Чего не скажешь об образе хитроватого священника, который одной рукой благославляет ханжеских дам, а другой гладит обнаженную грудь проститутки. Без толстого попа подобный жанр ведь тоже немыслим – но уж слишком этот поп в данном случае получился хрестоматийно-вставным.
Впрочем, в соответствии с традициями, ведущими свой отсчет еще с площадных представлений, не говоря уже о Гольдони с Бомарше, субретка дело свое знает туго. И можно не сомневаться, что после многочисленных забавных приключений, ее господа найдут и поймут друг друга. Что же до морали и ханжества – то, ребята, давайте жить дружно! Давайте верить в Бога, если верится, давайте любить женщин – если любится, а главное – давайте не будем никому указывать как надо жить. Какой бы правильной не была ваша мораль, если она навязывается соседу насильно – она становится аморальной. Как бы вам не хотелось свободы – она должна заканчиваться там, где начинается личное пространство другого. Все люди разные, каждый живет по своим правилам, но найти консенсус можно всегда. Даже между католичками и проститутками.