К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«По долинам и по взгорьям» военной Италии пробирается к своему отряду партизан Марко по кличке Волк. Все его товарищи, вышедшие с ним в рейд, погибли, по следам идет эсэсовская зондеркоманда во главе с фанатичным нацистом Гансом Вернером, но никакие преграды не остановят героя и патриота. И пусть над ним веют «вихри враждебные», пускай «враги сожгли родную хату», но с каменным лицом и пылающим взглядом он не перестанет произносить зажигающие сердца речи о борьбе за свободу, о чести и гордости настоящих итальянцев, о стойкости и мужестве партизанских воинов. Эти речи не прекратятся ни на минуту: даже в постели с любимой женщиной, даже в окружении сонма врагов, даже тогда, когда нормальные люди, вообще-то начинают действовать. А когда «враг будет разбит», он смахнет скупую слезу и сожмет в крепких мужских объятиях своего старого друга, капитана Мастроянни, который поймет свою ошибку и повернет оружие против немецко-фашистских оккупантов…

Да уж! Если кто думал, что подобные фильмы про войну даже в СССР перестали снимать еще в пятидесятые, то знакомство с «Длинной тенью Волка» от итальянского режиссера и актера Джанни Манера развеет это заблуждение. Да что там пятидесятые – скорее это кино напоминает пропагандистские фильмы 30-х годов, в которых враг рисовался в условно-карикатурной манере, а положительные герои разговаривали исключительно лозунгами, уставившись напряженными глазами прямо в камеру. Про то, что в 70-х снимать подобным образом являлось моветоном, сказать взвалившему на себя обязанности сценариста, продюсера, режиссера и исполнителя главной роли синьору Манера, похоже, было некому. А сам он, видимо, даже не подозревал, что за предшествующие съемкам его картины лет сорок в кино кое-что изменилось. И если на экране два персонажа ведут между собой диалог – это не значит, что смотреть при этом они должны исключительно на зрителя, словно бы спрашивая у того правильно ли он усвоил прозвучавшие тезисы. Да и реплики свои произносить словно с трибуны партсобрания желательно немного пореже…

Впрочем, справедливости ради, следует сказать, что большинство занятых в фильме актеров, в отличие от своего шефа, пытались хоть что-то сделать со своими картонными характерами. А у Ивано Даволи в роли капитана Мастроянни это даже получилось. Его персонаж, разрывающийся между служебным долгом, любовью к сестре Марко и своим собственным пониманием патриотизма, вышел почти живым. Особенно на фоне словно сошедшего с пропагандистских плакатов вроде «Раздавим фашистскую гадину!» Волка. Вот только война закончилась двадцать пять лет назад, и то, что было уместно сразу после ее окончания, в 1971-м году выглядело нелепо и странно.

Особенно если добавить к этому поставленные с огромной долей условности батальные сцены; за каким-то бесом приплетенный в сюжет американский десант, сброшенный в расположение партизан без всякой цели и конкретных задач; словно заимствованных у Кукрынисов (или скорее из «нацисплотэйшен») гитлеровцев; сусальный мелодраматизм финала… Продолжать можно до бесконечности. А вот найти в «Длинной тени Волка» хоть что-то положительное кроме «наши победили!» будет очень затруднительно. Про актерскую работу Ивано Даволи я уже сказал – она здесь как луч света в темном царстве… Все остальное – это итальянский вариант «Ленина в Октябре». С опозданием десятка на четыре лет.

18 июля 2011 | 12:28
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: