Статьи

Алексей Гуськов: «Я как пер, так и буду переть!»

Актер, сценарист и продюсер — о своей международной карьере, зрителе в глубинке, работе с Бегбедером и новом фильме «Вечная жизнь Александра Христофорова».
Алексей Гуськов: «Я как пер, так и буду переть!»
«Вечная жизнь Александра Христофорова»

В прокате стартовала «Вечная жизнь Александра Христофорова» — комедия по сценарию актера Алексея Гуськова, который не только исполнил главную роль, но и выступил в качестве главного продюсера. Герой Гуськова, одинокий и немолодой аниматор из парка исторических реконструкций, переживает творческий кризис: на роль полководца-героя Агриппы здоровья уже не хватает, а играть Иисуса как-то неинтересно. Вскоре у Христофорова появятся проблемы и посерьезнее. Но новая любовь в лице Оксаны Фандеры и вражда с дерзким тупым качком в исполнении Романа Курцына помогут ему отвлечься от сиюминутных страхов и расставить жизненные приоритеты.

Алексей Геннадьевич в этом году отметил свое 60-летие, но в соответствии с новейшим государственным трендом на пенсию пока не собирается. В 2019 году выйдет еще один проект Гуськова — «Элефант», сделанный при участии Фредерика Бегбедера.

КиноПоиск встретился с актером и продюсером в день премьеры «Вечной жизни». Еще утром этого дня Гуськов был в Ростове-на-Дону, а до этого побывал со спецпоказами своего фильма в 14 других городах России — от Южно-Сахалинска до Краснодара.

«Вечная жизнь Александра Христофорова»

«Вечная жизнь Александра Христофорова»

«Я хотел посмотреть на зрителя, который выбирает российское кино»

— Алексей Геннадьевич, какие впечатления от тура?

— Фантастические! Вы подписаны на мой Instagram? У меня там весь тур, я старался все отснять, но потом немного подустал. Начиная с Южно-Сахалинска я прошурупил 15 городов: Владивосток, Хабаровск, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Тюмень, Уфа, Казань, Нижнекамск, Краснодар, Ростов-на-Дону... Это был наш ход по продвижению картины, но не только. Мне захотелось посмотреть на зрителя, который выбирает российское кино, понять, кто он, что он любит. Еще я расспрашивал у всех, где и как лучше размещать рекламу, и на местах мне всегда очень четко говорили, условно выражаясь: на правом мосту не бери первый и второй билборды, бери третий — перед ним светофор, обязательно кто-нибудь встанет. Договаривался о бартере, ТВ-спотах. Я независимый продюсер, а это все оптимизация рекламного бюджета.

Перед первым показом я очень волновался. Было непонятно, продастся зал или нет. Я спрашивал, сколько продано, и мне отвечали: допустим, 60%. И я ходил на все местные радиостанции, каналы, в прессу. Я обегал каждый день все, что мог обежать. В какой-то момент представитель кинотеатра говорил мне: все, стоп, 100%. Тогда я спрашивал: есть второй зал? Есть. Давай! Открывай! И так в каждом городе. А дальше у меня в планах есть еще поддерживающий тур. Я хочу поехать посмотреть, что происходит с прокатом после первого уик-энда.

«Вечная жизнь Александра Христофорова»

«Вечная жизнь Александра Христофорова»

— Что конкретно вы узнали о нашем кинопрокате во время поездки?

— Все, что нам говорят в Москве, — неправда. Все, что пишете вы, разные специальные СМИ... Мне большие люди, владеющие киносетями, шептали: мы все понимаем до Екатеринбурга или Красноярска, а что там дальше происходит, как существует, никому не известно. Я поехал посмотреть, чтобы разобраться. И вижу: в зрительском зале на сеансе сидят два-три человека, и есть целая очередь из других картин, но кинотеатры не могут снять непопулярные сеансы — такой договор с прокатчиком. Но это не рынок, а беспредел на зоне! Девяностые! У всех должны быть равные права и возможности, нужно садиться за стол, договариваться. Вот через два дня после нас стартует комедия «СуперБобровы. Народные мстители», которой раньше на этой дате не было. Там даже некоторые актеры те же, что у нас! И у обоих фильмов государственные субсидии. Если бы я был чиновником, я бы разобрался: это же неразумное использование целевых средств. Мне это непонятно, но все равно я как пер, так и буду переть!

«Вечная жизнь Александра Христофорова»

«Вечная жизнь Александра Христофорова»

— Подростки узнавали вас?

— О чем вы говорите? Гуглили! Условно из десяти трое могли какие-то картины назвать. Говорят, что пришли сделать селфи, потому что к ним редко приезжают актеры. А я их спрашивал, какие фильмы они смотрят.

— Вы уверены, что им интересно смотреть кино, в котором главный герой вашего возраста разбирается с фундаментальными вопросами своей жизни и смерти? Это же такой маркетинговый ход — назвать «Вечную жизнь Александра Христофорова» комедией, не добавив в описание слово «драма»?

— Конечно, с одной стороны, это хитрость. Но представьте, допустим, что мы с вами не смотрели великую комедию Серого «Джентльмены удачи» и решили узнать про сюжет. Что мы увидим? Вор-рецидивист сбежал со своими подельниками с зоны. Но это не настоящий побег, а постановка, и вместо вора — переодетый воспитатель детского сада. Его внедрили, чтобы он помог органам найти шлем Александра Македонского, который когда-то похитили его подельники. Это же мрак! Восьмая серия девятого сезона сериала «Ментовские войны».

Или возьмем мой любимый фильм «Не горюй!». Самый великий фильм всех времен и народов с точки зрения актерской игры и режиссерского рассказа. История про человека, который заказал себе гроб, вместе со всеми посмеялся, спел и умер. Вот так комедия!

Каждую картину надо оборачивать и продавать. Сегодня, чтобы картина сложилась, нужно понимать ожидания зрителя и четко знать, в какую аудиторию ты метишь.

«Вечная жизнь Александра Христофорова»

«Вечная жизнь Александра Христофорова»

— Правда, что «Вечную жизнь» вы собирались снимать в вечном городе — Риме?

— Да, но евро бабахнул так, что надо было раздеться, и все равно бы не хватило. Сценарий к тому моменту был давно готов. Невозможно заниматься одним проектом тысячу лет — когда-то надо было поставить точку. В какой-то момент я увидел Джорджа Клуни в форме легионера на анонсах фильма «Да здравствует Цезарь!» моих любимых братьев Коэн и решил, что все погибло. Сходил посмотреть — нет, их кино совсем про другое. Но одни и те же идеи все равно витают в воздухе и быстро улетают. Я знал, что надо в любом случае начинать снимать.

«Вечная жизнь Александра Христофорова»

«Вечная жизнь Александра Христофорова»

«Я родил Серебренникова как кинорежиссера»

— А зачем вам в принципе нужны все эти хлопоты? Вы же народный артист, снимаетесь в Европе. У вас наверняка тонна предложений...

— Да, я получаю дикое количество предложений, но они одни и те же что у нас, что за рубежом. Я постоянно твержу иностранным агентам: давайте что-нибудь особенное! Ментов я и дома могу сыграть — будет дешевле, проще и быстрее, не надо учить иностранный язык. Мне неинтересно бесконечно ползать с одного телеканала на другой. Скучное это занятие. Есть я на телеканале или нет — мне это неважно. Этот тур мне подтвердил: актер, когда-то засветившийся на телевидении, потом никогда от этого образа не отмоется. Все мои коллеги попадают в эту ловушку, только единицы пытаются выкрутиться и все равно не выкручиваются. А прокатное кино — это высшая лига. Если ты собираешь полные залы и не проваливаешься, то ты в топе.

Я занимаюсь продюсированием сколько себя помню, с 1993 года. Я участвовал в создании первого отечественного сериала для вертикального показа «Граница. Таежный роман» и сделал первый в России анимационный сериал «Незнайка на Луне». Я выпустил фильм «Мусорщик», когда проката в России еще не существовало в принципе, и он до сих пор продается. Я сделал первый фильм Кирилла Серебренникова «Рагин», за который мы получили приз на фестивале в Карловых Варах. Родил его как кинорежиссера, по сути, пусть мы потом и разошлись во взглядах.

«Рагин»

«Рагин»

Но в 2008 году все круто изменилось. Из Франции от студии Люка Бессона EuropaCorp мне пришло предложение сняться в фильме «Концерт». Потом было еще много разных ролей, в том числе и папы римского Иоанна Павла II в фильме «Святой человек», который посмотрело 2 миллиарда католиков во всех католических странах мира. Меня теперь везде узнают таксисты как «русского папу римского» и просят сделать селфи. Мне все казалось, что судьба сама вернет меня в Россию, а в итоге я выпал из гнезда на целых 7 лет.

Сейчас мне дико интересно здесь. Я, правда, завелся на арт-мейнстрим, всю жизнь туда стремился. Мои любимые авторы — братья Коэн и Вуди Аллен. Я хочу работать в арт-мейнстриме, и я верю, что арт-мейнстрим российскому зрителю нужен. В Москве считают, что зритель — дебил, но это не так! А у нас сейчас есть либо маргинальный «Кинотавр», фильмы которого любят только пиар-агенты и мы с вами, то есть специальные зрители, либо бесконечное патриотическое кино от государства. Да, оно мастерски сделано по всем законам жанра, я только рад, что такие картины у нас появляются, но у нас нет обычного потока кино, у которого было бы свое лицо.

«Святой человек»

«Святой человек»

«Я приехал к Бегбедеру отказываться»

— Ваш следующий проект с Бегбедером уже готов?

— «Элефант» мы сняли весной в Санкт-Петербурге и приступили к монтажу. Правда, и я, и режиссер Алексей Красовский сейчас взяли паузу, чтобы заняться другими своими проектами, но и срок сдачи у нас только в следующем году. Прежде чем выпускать фильм, я сначала построю его прокат. Теперь я знаю как.

— Со стороны кажется, что вы и Бегбедер — люди из совершенно разных миров. Что помогло вам найти общий язык?

— Я талантливый, и он талантливый. (Смеется.) Когда-то я получил от него через агента предложение, прочитал сценарий фильма «Идеаль» и подумал, что на родине точно не поймут, если я, народный артист, снимусь в таком (фильм рассказывает о похождениях в России французского рекрутера фэшн-моделей, русские девушки представлены автором как самые доступные в Европе, а российские нравы — как самые фривольные — прим. КиноПоиск). Но одно дело, как это написано, и другое — как снято. Я же видел «99 франков» — там нет и намека на пошлость, все сделано со вкусом.

Алексей Гуськов и Фредерик Бегбедер на съемках фильма «Элефант»

Алексей Гуськов и Фредерик Бегбедер на съемках фильма «Элефант»

Я приехал к Бегбедеру отказываться, но в голове держал, что если попаду под обаяние личности, то соглашусь. Наш разговор начался так. Фредерик буквально с порога говорит: вижу, ты приехал отказываться. Что, не нравится? Я отвечаю: не то чтобы не нравится, но вот ты пишешь персонажа, про которого мало что знаешь. А он отвечает: так я для этого и сижу с бумажками! И дальше мы начали обсуждать героя, перешли на литературу. Он вспомнил сатиру Вольтера, за ним, говорит, был ваш Гоголь, следом Салтыков-Щедрин. А я сижу и думаю: я с русским режиссером никогда про Салтыкова-Щедрина не говорил, а тут мне француз про него рассказывает!

Не могу сказать, что мы лучшие друзья, но по крайней мере я могу позвонить ему, пошутить, узнать, как дела. Словом, у нас уважительные творческие отношения. Скоро у Фредерика будет новая картина, посвященная телебизнесу. Рекламный и модельный бизнес он уже замочил, теперь взялся за телевидение! Я ему рассказал несколько историй про Россию, и он мне сразу же ответил: все, работаем, пишем сценарий, снимаем. Мы их сделаем!

Читайте также
Статьи Наталия Мещанинова: «Любой лишний звук — и в вольере могла начаться свара» Режиссер фильма «Сердце мира» — о собаках, притравочных станциях, постельных сценах и «Аритмии».
Статьи Кирилл Плетнев: «Я рыдал на всех фильмах Михалкова» Мужской разговор с режиссером мелодрамы«Без меня»: о моногамии, разборках на площадке и цене фестивальных наград.
Статьи Монеточка Машкова: На съемках фильма «Миллиард» Суперзвезда на электросамокате, ремонтные работы и Бэнкси в новом фильме режиссера обеих частей «Духлесс» Романа Прыгунова.
Статьи «Сумерки», «На районе» и «Криминальное чтиво»: Что смотреть дома в выходные Фильмы для домашнего онлайн-просмотра — выбор редакции КиноПоиска.
Комментарии (5)

Новый комментарий...

  • 10

    Mr NS 19 октября 2018, 19:06 пожаловаться

    #

    Интересное интервью. Побольше бы кинодеятелей так по стране проехалось, посмотрели бы как работает система кинопроката, может, подняли бы голос и, возможно, кто знает, даже были бы услышаны людьми из министерства, если бы это было более-менее массово.

    либо бесконечное патриотическое кино от государства. Да, оно мастерски сделано по всем законам жанра.

    Нет.

    ответить

  • 1

    Gerdraun 20 октября 2018, 02:03 пожаловаться

    #

    Ну надо же — даже неожиданно как-то

    ответить

  • 1

    pahomi 20 октября 2018, 09:31 пожаловаться

    #

    В Мусорщике, Классике и Границе Гуськов жжет напалмом.

    ответить

  • wsad 21 октября 2018, 05:45 пожаловаться

    #

    Про новейшие государственные тренды касательно пенсии — смешно.

    ответить

 
Добавить комментарий...