Кирилл Плетнев: «Я рыдал на всех фильмах Михалкова»

Обсудить0

Мужской разговор с режиссером мелодрамы«Без меня»: о моногамии, разборках на площадке и цене фестивальных наград.

В российском прокате стартует «Без меня» — сентиментальная мелодрама про двух девушек (Любовь Аксенова и Полина Максимова), которые когда-то были соперницами, а теперь вынуждены вместе отправиться в дальнее путешествие в надежде вернуть своего возлюбленного (один из продюсеров картины — «Яндекс»). Вслед за драмой «Жги!» режиссер Кирилл Плетнев (широкой аудитории известный, скорее, своими сериальными ролями крутых бандитов и силовиков) продолжает снимать трогательное кино про женщин и для женщин (мужчинам тут отводятся исключительно технические функции). Для России это уникальная ситуация.

КиноПоиск поговорил с Плетневым на фестивале «Движение» в Омске за несколько часов до того, как стало известно, что жюри решило оставить «Без меня» без наград.

Кирилл Плетнев / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаКирилл Плетнев / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

— Кирилл, вот вы взрослый самодостаточный мужчина, у вас борода, сыновья и роли в «Десантуре» и «Диверсанте». Почему вас так привлекают сентиментальные истории о том, как устроены женщины?

— В каждом из нас есть что-то мужское и что-то женское. И я честно могу сказать, что во мне женского достаточно много. Я сентиментальный человек и часто плачу на фильмах. Я рыдал на всех фильмах Никиты Михалкова. Когда смотрю «Сибирского цирюльника» и дохожу до эпизода, где Ильин кричит: «Юнкер Толстой, ко мне!» — слезы сами включаются.

Важно и то, что меня воспитали две женщины — мама и тетя. Отец ушел довольно рано. Наконец, женщины более осязаемые и внятные в своих проявлениях. Мужики — закрытые, а мне интересно иметь дело, так сказать, с проясненным материалом.

«Десантура»«Десантура»

— Когда вы плакали в последний раз?

— Совсем недавно, буквально неделю назад, но это личная ситуация, не буду рассказывать. Рыдал навзрыд один в квартире. А если говорить про кино, то это был «Ла-Ла Ленд» — в том месте, где она отправляется на кастинг и рассказывает про свою тетю, а он ждет ее. В тот момент я понял, что их судьбы пойдут в разные стороны, что они не будут вместе, что так бывает. Меня больше всего накрывает от словосочетания «так бывает» — когда происходит не так, как ты бы хотел. Я плакал навзрыд, а когда взглянул на других людей в зале, то увидел, что кто-то спал, кто-то ел попкорн, кто-то просто сидел с недовольным лицом... У всех разная степень толстокожести. У меня она, видимо, минимальная.

— «Без меня», помимо прочего, гимн моногамии. У вас героини очень четко обозначают, где заканчивается верность и начинается предательство. Насколько эти принципы важны для вас лично? Что для вас предательство?

— Приведу пример. Когда я учился в институте, то против меня был весь курс. И у меня была девушка. Но она заняла нейтральную позицию: я вроде как с ним, но я и не против вас. Вот это для меня и есть предательство. Верность — это когда ты встаешь на сторону человека, даже когда он не прав. А физическую измену я изменой не считаю. Это не значит, что я сам изменяю. Просто я убежден, что в глубине души мы все животные, значит, в нас всегда могут возобладать инстинкты. Не знаю, как моя жена отреагирует, прочитав эту статью. Но я пытаюсь обсуждать такие моменты честно и с ней, и с остальными.

«Без меня»«Без меня»

— Вам с женщинами проще работать, чем с мужчинами?

— Тут интересный парадокс. Все спектакли, где, как мне кажется, у меня были лучшие актерские работы, были поставлены женщинами-режиссерами. А вот работать с актрисами мне бывает очень тяжело. Потому что женщина-актриса — это адская смесь. Все они истерички и манипуляторы, все с биполярным расстройством. Я этого не скрываю и могу сказать актрисе открыто: ты шизофреник. И у нас из-за этого возникнет ненависть, перетекающая в любовь и обратно.

— В «Без меня» у вас были две молодые амбициозные актрисы, которые играли конфликтные ситуации, боролись за внимание одного мужчины. На площадке с ними тоже было тяжело? Была ли между девушками ревность, конкуренция?

— Даже если конкуренция и была, она никак не мешала съемочному процессу, и я ее не заметил. Тут стоить отметить, что Полина и Люба — люди разного зажигания. У них разная природа. Полина вспыхивает на раз, а Люба — человек долгой настройки, ей иногда требовались паузы, чтобы подготовиться. При этом с Полиной у нас поначалу были на площадке разборки. В какой-то момент она, например, не выдержала и сказала: «Ну что, Кирилл, что я должна здесь делать?!» — «Тебе показать, что ты должна делать?» — ответил я и сыграл это.

«Без меня»«Без меня»

На самом деле это нормальный рабочий процесс. Слава богу, на этой картине мне не попались актрисы, которые жрут других, в отличие, скажем, от моего первого фильма.

«Без меня» мы сняли всего за 28 смен — для такой картины это мало. На этих съемках мы все время находились в стрессовых условиях, и мне кажется, они только сплотили нас. Полина и Люба, например, вдвоем купались в ноябре в горном озере. Мы снимали без перекрытия на дорогах, где свободно ездили машины. Было много пролетов, снятых с дрона, когда наши героини ехали в потоке и было видно, кто на самом деле сидит за рулем, то есть нельзя было обойтись привычными в таких случаях автоплатформой или дублерами.

— Это вы настояли на том, чтобы Полина похудела на 10 килограммов и радикально сменила имидж?

— Я настоял только на стрижке, но мы вместе к этому пришли. В остальном Полина меня вполне устраивала такой, какая она пришла. Но она сказала, что, по ее мнению, Кира, героиня, должна быть анорексичкой. Мы с ней определили ее тип как Эми Уайнхаус — женщина на грани нервного срыва, живущая на бреющем полете. Я был не против совершенно. Чем больше моментов для роли ты делаешь, тем лучше. Даже если что-то потом не войдет в картину.

«Без меня»«Без меня»

— Что дает вам в режиссуре ваш актерский опыт?

— Доверие актеров. Когда я сам как актер прихожу на съемочную площадку, я в первый же день все понимаю про режиссера, будет от него помощь или мне придется выстраивать роль самому. Режиссер может быть косноязычным и каким угодно еще, но он должен дать актеру горячий импульс. В театральном институте нас учат: что такое действие? Действие — это психофизический процесс, направленный на достижение цели с преодолением препятствия. И у меня бывало, что на вопрос, что я здесь делаю, режиссер отвечал: ты здесь ешь. Или идешь. Или говоришь. Но я про это читал в сценарии, мне не нужен пересказ. Я знаю физическую сторону. А что я делаю по действию? Как взаимодействую с партнером? Выдавливаю его? Выжимаю? Выгоняю? Это разные эмоциональные окраски глагола действия. И если ты можешь это сформулировать актеру, то получишь правильный эмоциональный отклик.

Когда актер слышит, что ты разговариваешь с ним на одном языке, у него возникает доверие. Более того, когда я работаю с актерами, я всегда стараюсь знать, что они делали прежде. Не для того, чтобы сказать: «Сделай это как в том-то фильме!» Просто актерам всегда приятно слышать о своих прошлых работах. Значит, ты относишься к ним внимательно.

«Без меня» в этом плане очень отличается от «Жги». Первый фильм был на 100% актерским. Моим главным инструментом были отличные артисты, которые мне достались. Здесь же были и другие: камера, звук, цвет и все остальные элементы киноязыка. Владеть ими я научился на этой картине.

«Без меня»«Без меня»

— Что вам не нравится в профессии режиссера?

— Очень хороший вопрос. (Пауза.) В профессии режиссера мне не нравится одиночество. На мой взгляд, среди творческих профессий эта самая одинокая, я бы даже сказал, она невидима. Если фильм или спектакль получился, то признания требуют все: оператор, композитор, актеры. Если нет, то это твоя персональная вина. Ты вынужден принимать правила игры и идти на компромиссы, связанные с несовершенством нашей производственной и прокатной системы, а спрашивать будут с тебя. И никому не объяснишь потом, что тебе не хватило денег, не дали стедикам или не нашлось нужного объектива. В этом всем ты одинок. Почему продюсеры довольно часто убирают режиссера с монтажа? Потому что на площадку выйти им, пардон, яиц не хватает, они не знают, как там себя вести. А потом, когда материал есть, почему бы не посидеть и не покрутить его с опытным монтажером?

Кирилл Плетнев на премьере фильма «Без меня» / Фото: Пресс-службаКирилл Плетнев на премьере фильма «Без меня» / Фото: Пресс-служба

И еще. Мы с вами говорим до оглашения результатов фестиваля «Движение», а решение жюри для меня всегда очень странный момент, потому что оно абсолютно субъективно. Фильм — это твой ребенок, ты его год вынашивал, показал. А член жюри, может, встал не с той ноги сегодня утром, или у него дома проблемы. В конкретные заговоры жюри я не верю. Но я видел своими глазами, например, такую ситуацию. Режиссер снял фильм. До этого он снимал комедии, а тут вдруг раз — и попробовал снять что-то серьезное. И я слышу разговоры: а наш-то молодец, что-то серьезное снял, надо его поощрить! А то, что он снял серьезное говно, никого не волнует.

Или бывает, что фильм выходит, и отовсюду начинают кричать: «Фильм поколения»! А его просто сделали герои модного театра, в который эти люди ходят. Так и зачем тогда вешать лапшу на уши?!

Смотрите также

Создатели «Текста» хотят выдвинуть картину на соискание премии «Оскар»

Вчера
Создатели «Текста» хотят выдвинуть картину на соискание премии «Оскар»

Драма «Сулейман Гора» стала победителем фестиваля «Движение»

1 октября 2018
Драма «Сулейман Гора» стала победителем фестиваля «Движение»

Тимур Бекмамбетов спродюсирует screenlife-хоррор «Воскресшие»

10 сентября
Тимур Бекмамбетов спродюсирует screenlife-хоррор «Воскресшие»

«Преступный человек» Дмитрия Мамулии: Убийство ни о чем

5 сентября
«Преступный человек» Дмитрия Мамулии: Убийство ни о чем

Главное сегодня

«Меня зовут Долемайт» с Эдди Мёрфи: Реально черная комедия

Вчера
«Меня зовут Долемайт» с Эдди Мёрфи: Реально черная комедия

Из чего сделаны клоуны: Как менялся экранный образ Пеннивайза

Вчера
Из чего сделаны клоуны: Как менялся экранный образ Пеннивайза

Создатели «Текста» хотят выдвинуть картину на соискание премии «Оскар»

Вчера
Создатели «Текста» хотят выдвинуть картину на соискание премии «Оскар»

Альтернативная сцена из «Железного человека»: Ник Фьюри о мутантах и радиоактивных пауках

Вчера
Альтернативная сцена из «Железного человека»: Ник Фьюри о мутантах и радиоактивных пауках

Американский бокс-офис: «Щегол» показал худший старт

Вчера
Американский бокс-офис: «Щегол» показал худший старт

Птичку не жалко: Что не так с экранизацией «Щегла»

15 сентября
Птичку не жалко: Что не так с экранизацией «Щегла»

Майкл Фассбендер в новом фильме Тайки Вайтити и еще 10 новостей выходных

Вчера
Майкл Фассбендер в новом фильме Тайки Вайтити и еще 10 новостей выходных
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт