Статьи

Сигарев о фильме «Иди и смотри»: «Будет правдиво и больно. Очень больно»

9 июля исполнилось бы 85 лет Элему Климову. О самом страшном его фильме рассказывает режиссер Василий Сигарев, научившийся у Климова предельно безжалостному обращению со зрителем.
Сигарев о фильме «Иди и смотри»: «Будет правдиво и больно. Очень больно»
«Иди и смотри»

Элем Климов начинал как комедиограф — кроме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», в его фильмографии «Похождения зубного врача» с Мягковым, два сюжета для сатирического киножурнала «Фитиль», пара веселых короткометражек. А закончил он едва ли не самым страшным фильмом в истории советского кино — невыносимо жутким антивоенным хоррором «Иди и смотри». Натуралистическая хроника визита немецкого отряда карателей в русскую деревню была снята Климовым во всех кровавых подробностях, и только финальный приход партизан позволяет зрителю хоть как-то вынести кромешный экранный ад с расстрелами, издевательствами, сожжениями заживо и общим ощущением конца света.

По просьбе КиноПоиска Василий Сигарев, автор не менее страшных фильмов «Волчок» и «Жить», рассказал, как в 9 лет увидел это кино и что потом из него позаимствовал для своих картин.

«Иди и смотри»

«Иди и смотри»

Апокалипсис Элема Климова

«Иди и смотри» — это фраза, предшествующая появлению каждого из четырех всадников Апокалипсиса. Фраза звучит после снятия первых четырех печатей с Книги жизни. И также это очень точное название фильма Элема Климова о войне. Я не представляю у этого фильма другого названия, потому что он в несколько этапов снимает печати жизни с тебя. Как будто лишает некой невинности. Раз — и ты уже другой; раз — и ты уже никогда не будешь прежним; раз — и ты забыл все остальные фильмы о войне; раз — и ты БОЛЬШЕ НЕ ХОЧЕШЬ ВОЙНЫ.

Я посмотрел «Иди и смотри» лет в восемь-девять в кинотеатре и сразу понял, что больше не хочу даже играть в войнушку. Такой силы правды я не встречал до этого в кино ни разу. Такая правда воспринимается интуитивно, высшим человеческим аппаратом, который имеется у каждого. И правда начинает тебя пробирать с самых первых фраз: «Отвыкайте! Привыкайте! Дупу пальцем подтирайте!». И вот эта вот «дупа» тебе как бы сразу говорит: будет правдиво и больно.

Да, будет больно. Очень больно. Но ты выйдешь с сеанса другим человеком. Ты изменишься вместе с Флерой, главным героем фильма. Ты ментально поседеешь, ментально покроешься морщинами, ментально превратишься в старика. И реально поймешь, что не хочешь больше повторения. И все эти «можем повторить» для тебя станут страшным кощунством и оскорблением на всю жизнь. С тобой произойдет даже не катарсис, а апокалипсис. Потому что катарсис лишь создает ощущение очищения, а апокалипсис сжигает тебя дотла и создает заново, другого. По этой причине я очень хочу, чтобы «Иди и смотри» показывали в школах примерно в том возрасте, когда фильм посмотрел я.

Наверное, очень странно — считать любимым столь невыносимый фильм. Соглашусь, но у меня с ним какая-то своя история. Например, производство «Иди и смотри» запустили в 1977 году. В год моего рождения. Я точно знаю, что фильм этот мне для чего-то был нужен и дан. И, возможно, именно он сформировал во мне эстетическое, художественное и человеческое. Неспроста на свой дебют «Волчок» я хотел позвать оператором Алексея Родионова и даже отправлял ему сценарий, а потом разговаривал по телефону. Но не срослось. Тогда я украл из «Иди и смотри» эффект полулинзы. Полулинза позволяет одновременно держать в фокусе героев, находящихся на разных расстояниях от камеры. В «Иди и смотри» это сцена встречи Флеры с девушкой со свистком после сожжения деревни. Эффект, в современном кино практически не встречающийся, но в «Волчке», на мой взгляд, он пришелся очень кстати.

Вообще Родионов сделал для «Иди и смотри» очень много. Например, он одним из первых в СССР использовал стедикам. И сцены, сделанные со стедикамом, получились именно в той неповторимой стилистике ужаса и отстраненности, какой мы до этого не видели в нашем кино. Это проход через толпу на острове (субъектив Флеры), это летающая камера среди фашистов в деревне и, наконец, это гениальный вылет в зиму в финале. Все круто, все на месте, все по-настоящему.

А по-настоящему в фильме многое. Я, например, первый раз в жизни увидел взрывы, которым веришь, которые перед носом у камеры срубают и разносят в щепки толстенные деревья. Это вам не всплески земли, к которым мы привыкли. Это взрывы. Как на войне. И от них страшно. А сцена расстрела коровы трассирующими пулями рядом с лежащими на земле героями и оператором? Там уже страшно за актеров и оператора.

Элем Климов на съемках фильма «Иди и смотри»

Элем Климов на съемках фильма «Иди и смотри»

Но страшнее всего в фильме — то зло, которое способен творить человек, homo sapiens. Ага, тот самый, созданный по образу и подобию. Как на портрете, в который отказывается стрелять Флера. Человек, которого можно вернуть к этому подобию только такими фильмами. А если не получится, есть для человечества еще один сценарий. Он прописан в неплохой книге — Откровении Иоанна Богослова, откуда, собственно, и фраза «Иди и смотри». Сценарий очень простой: Господь, жги!

Возвращаясь к моей странной связи с «Иди и смотри», сознаюсь, что в фильме «Жить» я хотел добиться подобного эффекта, когда зрители переживают в зале ровно то же, что и герои на экране. Только так, я думал, этот фильм можно понять до конца. Не могу судить, насколько это получилось у меня. У Климова и команды это получилось на 100%.

Спасибо Элему Климову за фильм, и с днем рождения!

Читайте также
Новости Николай Басков стал зомби в короткометражке Василия Сигарева В сети появилась короткометражка «Z» Василия Сигарева, в которой Москву атакуют зомби, а Яна Троянова пытается спасти своих детей.
Статьи Иметь или не иметь: Как Андрей Мягков играл трагедию обычного человека 8 июля актеру исполняется 80 лет. Рассказываем о персонажах Мягкова и их трансформации из героев-идеалистов в обывателей, анекдотических махинаторов и бандитов.
Статьи Кошмар на нашей улице: Как русский хоррор выходит из подполья В российском кино революция фильмов ужасов. Почему только сейчас? И чем нас будут пугать?
Комментарии (25)

Новый комментарий...

  • 8

    audiovideofil 9 июля 2018, 14:02 пожаловаться Спустя 13 лет…

    #

    А сцена расстрела коровы трассирующими пулями рядом с лежащими на земле героями и оператором?
    «Спасти рядового Райана»

    ответить

  • 1

    audiovideofil 10 июля 2018, 08:40 пожаловаться

    #

    8 человек не смотрели эти фильмы. Странно и удивительно!

    ответить

  • Все очень правильно сказал Сигарев, умный мужик.

    В фильме «Жить» я хотел добиться подобного эффекта, когда зрители переживают в зале ровно то же, что и герои на экране. Только так, я думал, этот фильм можно понять до конца. Не могу судить, насколько это получилось у меня.

    По-моему — многое очень даже получилось, «Жить» зацепил сильно. А главное — что все-таки оставляет надежду и свет, в отличие от «Бубен-барабан», напр.

    Жена Климова — Лариса Шепитько, кстати, тож выдающийся режиссер. «Крылья» и «Восхождение» — шедевры русского кино на военную -и не только- тему.

    ответить

  • 7

    ex69 9 июля 2018, 18:45 пожаловаться

    #

    Добавлю, что «Восхождение» снят по отличной книге Василя Быкова, который написал еще много отличных произведений о той войне.

    ответить

  • Спасибо за статью!

    п. с. и за фильм «Жить» — спасибо Сигареву! Потрясающая работа.

    ответить

  • 3

    yanby 9 июля 2018, 14:39 пожаловаться

    #

    пардон, но не на тот «Жить» в статье ссылка

    ответить

  • 7

    ЗлойКот 9 июля 2018, 17:10 пожаловаться

    #

    А я не понимаю а чем прикол фильма «Жить». Пусть бы собака трупы детей еще обглодала, а че, она же тоже жить хочет.

    ответить

  • 5

    ВНЧ 9 июля 2018, 19:05 пожаловаться что за дела?

    #

    1. «Иди и смотри» 8,072 (23449) — в Топ-250 не входит. В то же время с 202-го по 250-е места находятся фильмы с рейтингом от 8,071 до 8,029. Почему?
    2. Лучший фильм 1987-го («Советский экран»), призы ММКФ-1985, награда Венеции за реставрацию, а блю-рэй выпущен в Японии. Странно…

    ответить

  • 2

    redponick 9 июля 2018, 21:59 пожаловаться

    #

    Потому что в топе не те же оценки, что на страницах фильмов, можете посравнивать. Наверху топа ссылка «Как рассчитывается топ»: https://www.kinopoisk.ru/top/#formula

    ответить

  • ВНЧ 10 июля 2018, 18:37 пожаловаться

    #

    Получается 8,054, должен быть на 220-м месте.

    ответить

  • redponick 2 августа 2018, 21:42 пожаловаться

    #

    Я не знаю, в чём дело, но предположу, где что-то могло пойти не так в вычислениях. Вы использовали оценку со страницы фильма как среднее арифметическое всех оценок в формуле? Это несколько неверно, потому что оценка на странице — это среднее только тех, что не были отсеяны алгоритмами КП как недобросовестно выставленные. Судя по тому, что в формуле используется число всех оценок, добросовестных и нет, среднее арифметическое там тоже нужно подставлять общее. Второй вариант — могли забыть обновить среднюю оценку всех фильмов, требуемую для расчёта

    ответить

  • ВНЧ 2 августа 2018, 23:01 пожаловаться

    #

    Если на странице фильма указывается «грязная» оценка, а для расчётов в Топ-250 берётся «очищенная», то тень на плетень получается. Почему бы КиноПоиску не оперировать и там и там «чистой» оценкой?
    Посчитал несколько фильмов — разброд и шатание, например, «Крупная рыба» с 7,951 должна съехать вниз, а «Старший сын» с 8,153 — подняться вверх. Разница между моими вычислениями и рейтингом в Топ-250 то в «+», то в «-», значит, закравшейся ошибки в расчётах нет. Спишу это на задержку в обновлении списка или на скрываемые от нас «очищенные» оценки. В любом случае разница получается ±0,1. «Иди и смотри» по-любому должен попасть в список. Не могут же алгоритмы КП отсеять половину высоких оценок.
    http://sendpic.org/v…XqWJrz5U2st1r6Hh.gif

    ответить

  • redponick 5 августа 2018, 16:57 пожаловаться

    #

    Нет, на странице фильма — очищенная, просто не тем же алгоритмом, что в Топе, а другим. «Грязную» можно вычислить, ручками сложив оценки, умноженные на проценты их поставивших, на странице с подробностями оценки. Не совсем прозрачно, да) Ну и странно, если для такой важной вещи, как Топ, берётся эта «грязная» оценка, а вся надежда на отфильтровывание накруток возлагается на саму формулу. Но с этим фильмом даже в этом предположении баланс не сходится, вы правы. Не знаю, в чём дело) Попробуйте написать кинопоиску

    ответить

  • 1

    ВНЧ 5 августа 2018, 19:24 пожаловаться

    #

    Там ещё и алгоритмы разные? Писать не буду, походу там всё в ручном режиме. Например, у фильма «Завтрак у Тиффани» (8,114 при 78874 голосах) по моим расчётам получается 8,108, у фильма «Детский час» (8,165 при 3298 голосах) получается 8,034. Обоих нет в Топ-250. Возможно, голосов маловато. Но как тогда объяснить такое с фильмами Чарли Чаплина (не считал, просто посмотрел в его фильмографии): «Цирк» (8,02 при 13996) попал в Топ-250 (196 место), а «Великий диктатор» (8,06 при 20256 — оба показателя выше, чем у «Цирка»!!!) не попал. Крутят мОзги и себе и людям.

    ответить

  • 2

    MikolaPaganini 9 июля 2018, 20:26 пожаловаться начинается

    #

    «Натуралистическая хроника визита немецкого отряда карателей в русскую деревню. ..»
    НУ если знать кто автор сценария, то никак не русскую.
    Вики
    «Иди и смотри» — советский двухсерийный художественный фильм режиссёра Элема Климова, снятый в жанре военной драмы по сценарию Алеся Адамовича и самого Климова совместными усилиями киностудий «Беларусьфильм» и «Мосфильм». Действие картины разворачивается на территории Белоруссии в 1943 году.

    ответить

  • 3

    deliriumgenerator 9 июля 2018, 21:07 пожаловаться

    #

    Поддерживаю. В основе фильма история о Хатыни

    ответить

  • 2

    andpost 10 июля 2018, 06:45 пожаловаться

    #

    Это же всё Русь и люди и деревня русские.

    ответить

  • 1

    NoRetreatNoSurrender 12 июля 2018, 16:41 пожаловаться

    #

    ну если ты такой знаток национальностей, то должен знать, что на территории современной Белоруссии никаких белоруссов отродясь не было, а были поляки, русские и литвины. Вот теперь и выбирай о ком снят этот фильм.

    ответить

  • 1

    MikolaPaganini 13 июля 2018, 23:24 пожаловаться

    #

    Ну смотрю ты геополитик и историк «знатный».
    1. Нету никакой современной Белоруссии. Есть Беларусь.
    2. Мы не рассматриваем события произошедшие в 18 веке или раньше. Так как только в 19 веке люди проживающие на данной территории в приказном порядке стали называться беларусами. И на данной территории проживали не только «поляки, русские и литвины», а еще и татары, евреи и многие другие.
    2. А. Адамович как не крути беларуский -советский писатель, и он описывает трагедию произошедшую на территории современной Беларуси (в то время БССР), а не территории Руси иль Польши иль еще где.

    ответить

  • 1

    NoRetreatNoSurrender 14 июля 2018, 09:42 пожаловаться

    #

    ну то есть если в деревне, расположенной на территории Белоруссии, живут татары или евреи, то она все равно будет белорусской? скажи это татарам или евреям, они посмеются. и еще, слово Белоруссия это русскоязычное произношение и написание, упомянутого выше государства. как это название звучит на других языках мне не интересно, я по русски разговариваю.

    ответить

  • MikolaPaganini 14 июля 2018, 10:18 пожаловаться

    #

    «.. как это название звучит на других языках мне не интересно, я по русски разговариваю»

    Тема закрыта, мне ясна ваша ограниченность

    ответить

  • 3

    NoRetreatNoSurrender 14 июля 2018, 11:20 пожаловаться

    #

    слив засчитан, белорус))

    ответить

  • спасибо, Василий, благодаря Вашему «Жить» и его достоверности Вы навсегда отбили у меня охоту ездить в электричках или рассматривать их как безопасный способ передвижения.

    ответить

  • 1

    ом-тата-сат 10 июля 2018, 09:15 пожаловаться

    #

    Я одного года рождения с Сигаревым, и в таком же возрасте посмотрела в кинотеатре «Иди и смотри»… Согласна с КАЖДЫМ словом в статье. Этот фильм изменил меня навсегда. Посмотрев его, вы уже никогда не будете прежним.

    ответить

  • deliriumgenerator 16 июля 2018, 21:05 пожаловаться

    #

    Очень правильно Сигарев упомянул идиотов с наклейками «Можем повторить» на автомобилях.
    Пожалуй, Климов создал самую достоверную картину войны, после просмотра которой укореняется мысль «Лишь бы не повторилось».

    ответить

 
Добавить комментарий...