Статьи

Дама ваша убита

«Дама Пик» Павла Лунгина должна была стать мистическим триллером, но на премьере в Калининграде зрители чаще всего смеялись.
Дама ваша убита

Премьера долгожданной «Дамы Пик» по мотивам повести Пушкина и оперы Чайковского прошла на открытии фестиваля короткометражного кино «Короче» в Калининграде. Прошла в отсутствие съемочной группы — ни исполнители главных ролей Иван Янковский и Ксения Раппопорт, ни режиссер Павел Лунгин в Калининград не приехали. За всех отдувался продюсер Дмитрий Рудовский, сказавший перед переполненным залом (а даже ступеньки в кинотеатре «Заря» были заняты): «Это долгая работа, которая длилась четыре года, и я надеюсь, что мы не подведем вас».

Однако первые зрители начали покидать зал через несколько минут после начала. Вторая волна уходящих случилась примерно через полчаса. Со словами «Как же так? Бедный Пушкин!» зрители — скорее всего, участники самого фестиваля «Короче», то есть молодые режиссеры — без сожалений уходили. «Что за колхоз?» — возмущалась девушка в вечернем платье, строча что-то в мессенджере, но потом и сама последовала примеру уходивших. Их можно понять: искушенному зрителю будут резать слух прямолинейные фразы, настойчиво объясняющие детали сюжета и отношение персонажей друг к другу («Моя мать много лет назад из-за вас сорвала голос!», «Я вас ненавижу!», «Мне не везет, потому что у меня нет денег, а денег нет, потому что не везет!»), а интрига с постановкой «Пиковой дамы» на сцене московского оперного театра покажется бледной копией «Черного лебедя».

«Дама Пик»

«Дама Пик»

В Москву после долгих лет, проведенных за рубежом, возвращается оперная дива София Мейер (Ксения Раппопорт). Когда-то эмигрировавшая из СССР, теперь она хочет поставить в родном театре «Пиковую даму», причем на роль Германна взять близкого к пенсионному возрасту Владимира Головина (Владимир Симонов). Это приводит в бешенство молодого тенора Андрея (Иван Янковский), который по совместительству является бойфрендом Лизы (Мария Курденевич), племянницы Мейер. Мать Лизы когда-то из-за вероломной сестры сорвала голос, о чем Лиза напоминает тете и зрителю несколько раз за два часа. Мейер партию Лизы великодушно отдает племяннице, а сама, конечно, планирует играть Графиню.

Мейер живет в роскошном загородном доме у своего любовника (Игорь Миркурбанов) и держит в одной из комнат восковые копии себя в образах из различных опер. На ужине у тети Лиза робко пытается протолкнуть Андрея на роль Германна с помощью нелепой истории из его детства: мальчиком он провалился под лед, восемь минут провел в состоянии клинической смерти, его связки сомкнулись, и так родился его голос. Волнующая история про клиническую смерть Софию не убеждает. Но, когда выясняется, что Головин от репетиций отлынивает, ссылаясь на больное горло, Мейер начинает искать нового Германна, и вот тут, конечно, наступает звездный час Андрея.

«Дама Пик»

«Дама Пик»

Андрей уверен, что несправедливо обижен судьбой, ведь ему не достаются роли даже во втором составе. Деньги он зарабатывает оригинальным способом, разбивая на спор в гараже у армянских мафиози электрические лампочки силой собственного голоса. Когда оказывается, что Мейер — любительница просадить все деньги в подпольном казино («Тебе же закрыт вход во все казино Европы», — заботливо сообщает Софии и зрителю герой Миркурбанова), молодой тенор включается в игру, повторяя путь пушкинского Германна. Тройка, семерка, туз — все как положено. Мейер такое погружение в роль только поощряет, и снова вспоминается «Черный лебедь».

«Дама Пик» разгоняется к финалу, когда на авансцену все-таки выходят Пушкин и Чайковский, заслоняя собой условности и натяжки сценария. Правда, их быстро прогоняет вдруг выстреливающее ружье в виде армянских мафиози, которые не только поставляют Андрею коньяк в пластиковых канистрах, но и одалживают денег на роковую финальную ставку.

«Дама Пик»

«Дама Пик»

«Ты превратила оперу Чайковского в балаган, в китч!» — возмущается в адрес Мейер Головин, в то время как именно актерская игра Ксении Раппопорт не позволяет сказать то же самое о фильме Лунгина. Юный тенор с повадками паренька из спального района, оперная дива, путешествующая по миру с восковыми куклами-двойниками, невесть откуда взявшиеся к финалу китайцы, развлекающиеся подпольными поединками в русскую рулетку — герои «Дамы Пик» существуют в параллельном мире, далеком от реальности. Возможно, именно так фильм и стоит воспринимать — как фантазию режиссера о молодом и жаждущем легких денег и славы поколении.

Читайте также
Статьи Шалом, Цыганов: Как Тодоровский снимает «Одессу» Побывали на съемках новой картины Валерия Тодоровского об эпидемии холеры в Одессе 1970-х.
Статьи «Кино» в кино: Цой, БГ и другие рокеры на экране Кто киногеничнее — Майк Науменко или Рома Зверь? К премьере «Лета» Кирилла Серебренникова вспоминаем, как советские рок-музыканты снимались в кино.
Статьи Путин, Ленин и кислота: 10 главных фильмов «Кинотавра-2018» «Подбросы» Твердовского и «Дело Собчака» Кричевской, главная роль Александра Гордона, режиссерский дебют актера Горчилина и другие интригующие фильмы фестиваля.
Комментарии (53)

Новый комментарий...

  • renod 21 августа 2016, 12:30 пожаловаться

    #

    Возможно, именно так фильм и стоит воспринимать…

    Тут статья была о позиционировании… режиссёр постановки, судя по всему, о таком термине не слышал…

    ответить

  • Это кино, как Искусство — в этом сегменте авторы вообще не заморачиваются никакими аспектами продвижения своих картин зрителю, они сосредоточены исключительно на создании фильма, а все последующие его приключения их не заботят.

    Да и в коммерческом кино, вообще-то, это не режиссёра задача — думать о позиционировании и прочих тонкостях маркетинга. Это дело продюссера.

    ответить

  • 14

    overlord768 21 августа 2016, 12:53 пожаловаться

    #

    Т. е. в нашей стране смешные комедии снимают только когда режиссер позиционирует их как что-то другое (и желательно серьезное)? Хм.
    Нужно будет взять на заметку.

    ответить

  • 49

    Galadan 21 августа 2016, 14:11 пожаловаться

    #

    Верить на слово подобным «репортажам» таких делегатов КП, как Цулая или, например, Шорохова, вообще нельзя. Давно уже проверено перепроверено. Почитаешь, так и Малика в Венеции чуть ли не тухлыми яйцами закидали, хотя ничего подобного не было, и вполне нормально там приняли его последний фильм. Зато про фон Триера или Линклейтера могут неделями дифирамбы петь, с вдохновением распинаясь о том, как от невыражаемого восторга весь зал бился в экстазе на очередной премьере. Короче говоря, куда ветер дует, туда и они. В этом плане (формирование общественного мнения) ребята недалеко ушли от пресловутого Киселева. Что касается, Лунгина, то он у них давно в критикуемых ходит, так что здесь без сюрпризов. Не факт, что годным фильм получился, но ориентироваться на эту бла-бла-блайку про «волны уходящих» (скорее всего пара человек по нужде отлучилась) и возмущенную девушку в вечернем платье (наверняка, сама про себя Цулая) я точно не буду, когда станет вопрос: смотреть или не смотреть, и как оценивать.

    ответить

  • 7

    sergeu76 21 августа 2016, 14:43 пожаловаться

    #

    Лунгина люблю и уважаю. Смотреть фильм точно буду. Статья не понравилась — автор однобок.

    ответить

  • Ну, знаете, вполне возможно, что это — символы. Не обязательно сразу вещества..

    Режиссёр вообще не обязан быть реалистом, и тем более, Лунгин. Режиссёру даже лучше бы быть чем-то, помимо реалиста-бытописателя. Его работа — создавать миры, чтобы поведать зрителю что-то, а лучше всего, чтобы навести зрителя на какие собственные новые размышления, собственные открытия. Потому, он вполне может создавать образы, символы, для каких-либо целей ему необходимые, а не просто быть близким тексту, дословным, или просто досконально воспроизводить реальность.

    ответить

  • 16

    Vasily Bezrukov 21 августа 2016, 15:57 пожаловаться

    #

    я помню в 2009ом одногрупницы рассказывали что ушли не досмотрев фильм,
    сказали какая-то хрень, это были хранители,

    ответить

  • 9

    Costa Lupus 21 августа 2016, 16:55 пожаловаться

    #

    во время просмотра Неонового демона ушла половина зала — такое наблюдал второй раз в жизни, первый раз — на Древе жизни.

    ответить

  • На самом деле, хоть это и чудовищная бестактность, но это — ещё везение! Потому что, когда я ходил на «Неонового демона», надо сказать, из тех шести человек, не считая меня, что пришли на сеанс, четверо были удивительно выдержаны — досидели до самых финальных титров и не то, что молчали, а даже не переглядывались, хотя это были две пары (видимо, девушки потащили своих ребят), причём обе, по виду, старшего школьного возраста. Но вот ещё две девушки лет тридцати — уж лучше бы ушли!!! Всё равно, их хватило не более, чем на час, но на всём его протяжении они обсуждали всё, что только было возможно, и вообще, всяческим образом транслировали на весь зал то, насколько им скучно, и насколько непонятно, что вообще за нафиг творится на экране. Это было НЕВЫНОСИМО!!! Чем так, лучше сразу уходить!

    ответить

  • 4

    Snyder 22 августа 2016, 09:21 пожаловаться

    #

    Вот самая главная причина, почему я предпочитаю смотреть кино дома. Последний раз был в кинотеатре в 2011 году. То что вы описали очень раздражает!!!

    ответить

  • 1

    Miss Bulsara 22 августа 2016, 17:27 пожаловаться

    #

    Вот почему я считаю, что школьники — это очень даже симпатичная компания в кинозале. Гораздо меньшее зло, нежели взрослые люди, которые вообще не реагируют на какое бы то ни было замечание.

    ответить

  • 5

    nordic_master 21 августа 2016, 19:50 пожаловаться

    #

    Правильно

    ответить

  • 3

    Андрей С Иванов 21 августа 2016, 16:17 пожаловаться

    #

    Чего удивляться… «Современное российское кино — это ужас» (Сергей Урсуляк).

    ответить

  • 4

    ROLO TOMASI 22 августа 2016, 10:22 пожаловаться

    #

    Да тут ужас то в квадрате. Представляете себе Голливудскую премьеру, на которую не пришел ни режиссер, ни исполнители главных ролей ? Это же как надо» любить и уважать» зрителя, что бы полностью проигнорировать Российскую премьеру своего фильма ?

    ответить

  • Sisley1991 26 сентября 2016, 05:17 пожаловаться

    #

    Они просто не захотели ехать в Калининград;)

    ответить

  • orangeice 21 августа 2016, 17:50 пожаловаться

    #

    До этой статьи не было интереса к картине, но теперь обязательно пойду, даже если всё сомнительного качества — заинтриговали

    ответить

  • 7

    minthaus 21 августа 2016, 17:55 пожаловаться

    #

    Ни Лунгина, ни Раппопорт (псевдонародную актрису) не люблю и не уважаю.
    Пусть в своем Израиле фильмы свои лепят.

    ответить

  • 4

    Лог-а-Лог 21 августа 2016, 19:28 пожаловаться

    #

    Ну я не знаю чего там, про что кино у Лунгина, и вообще кто чем занят, а вот у нас в кинотеатре зрители ржут на каждом фильме, независимо от его жанра. Чья-нибудь драматическая смерть на экране тоже сопровождается гоготом. Хотя, наверно, это всё не имеет отношения к теме сей статьи, но… какое кино не сними, плохое или хорошее, качественное или не очень, грустное или весёлое — зрительская реакция масс всегда идентична.

    ответить

  • 2

    ROLO TOMASI 22 августа 2016, 10:14 пожаловаться пожалейте Пушкина

    #

    Режиссеру Лунгину видимо не дает покоя» слава» Дантеса, и он решил самолично сделать» контрольный в голову» Александру Сергеевичу. Чем его обидел еще и Петр Ильич не понятно совсем. У Лунгина не только не простые отношения с русской Историей (" Царь»), но и с Литературой и Оперой, и тем и другим надо отомстить побольнее да по жестче, само собой за счет Фонда Кино, Минкульта и налогоплательщика. К Глобе не ходи — картина в прокате провалится, платить свои кровные рубли за галиматью Серебренниковых и Лунгиных желающих уже нет давно, да и судя по всему предназначена сия фильма для зрителя (а в первую очередь для критика) Западного. Как никак, постпродакшн делался аж в самом Риме. Раппопортиха к сожалению превратилась давно в памятник самой себе, и той живой и удивительно пластической Ксении из» Цветов календулы» нет уже давно. И поэтому фильм Масленникова, снятый в далеком 1982 году так и останется непревзойденной вершиной в ряду экранизаций» Пиковой дамы».

    ответить

  • 1

    Galadan 22 августа 2016, 13:12 пожаловаться

    #

    В чем же непростые отношения Лунгина с русской историей в «Царе»? Поясните.

    ответить

  • 3

    ROLO TOMASI 22 августа 2016, 17:45 пожаловаться

    #

    Для этого надо хотя бы знать предмет — русскую историю. Переврано 2/3, начиная от возраста Ивана Васильевича (который на момент показанный в фильме в два раза моложе актера его играющего), костюмы, декорации, царский быт, персонажи — в общем косяков и несуразностей миллион, вся картина это сплошная ладонь — лицо. Ну и самое главное — нескрываемая ненависть к России и Русской истории как таковой, сплошная кино русофобия.

    ответить

  • 1

    Galadan 23 августа 2016, 09:14 пожаловаться

    #

    «Переврано 2/3» сильно сказано, только осталось аргументировать, что именно. Всего лишь навсего. Возраст Иоанна IV на момент, показанный в фильме? Но, во-первых, насколько я помню, фильм затрагивает ни какой-то отдельный момент, а период его царствования в 1560х. Во-вторых, нужно ли доказывать, что в то время люди в 30-40 лет выглядели намного старше, чем сейчас? В-третьих, ничего что сорокапятилетний Сергей Бондарчук играл двадцатилетнего Пьера Безухова во всемирно признанной экранизации «Войны и мира»? Или есть необходимость привести другие примеры из мирового кинематографа, благо их масса? Костюмы, декорации, царский быт, персонажи? Да неужели вы тот самый изобретатель машины времени, который только вчера вернулся из покоев царя, и теперь пытается доказать, что канделябр со свечами, показанный в фильме, не в том углу стоял, и «царь то ненастоящий»? А если нет, то на чем основываетесь, с чем сравниваете? Уж ни с комедией ли Гайдая…
    Про предмет это вы правильно сказали, только вот с ним, как видно, у вас проблемы. Уж извините, но складывается впечатление, что вы основываетесь на чьем-то мнении, а не на конкретных источниках. Где-то когда-то кто-то сказал или написал про несоответствие, и понеслось. Сарафанное радио. Осмелюсь спросить, вы про Карамзина и Ключевского слышали? Знаете вообще, кто это такие? Если нет, то рекомендую ознакомиться на досуге. Вот сейчас под рукой «История государства российского» Карамзина. Том IX, если не быть голословным. Много деталей, в том числе показанных в фильме. Как резюме:
    Вероятно ли, чтобы государь любимый, обожаемый мог с такой высоты блага, счастия, славы, низвергнуться в бездну ужасов тиранства? Но свидетельства добра и зла равно убедительны, неопровержимы; остается только представить сей удивительный феномен в его постепенных изменениях.
    Что касается русофобии. Странно видеть такое в комментарии пользователя с аваторкой М. С. Горбачева. Сразу какой-то диссонанс получается. Кроме того, я сам себя считаю патриотом (в разумных пределах), и готов отстаивать русский мир и российскую историю, когда это требуется. Однако, хоть убейте, в «Царе» не увидел и намека на русофобию. В чем она там проявляется по вашему мнению — для меня загадка.

    ответить

  • 3

    dmutrod 22 августа 2016, 11:14 пожаловаться

    #

    Зачем кинопоиск публикует подобные статьи? Я уверен, что фильм получился отличный, а то что начинающие режиссеры не оценили его по достоинству это их проблемы. Лично я пойду в кино на этот фильм.

    ответить

  • dda708500 22 августа 2016, 19:57 пожаловаться

    #

    да ради бога идите, в статье не говорят «ни в коем случае, не смейте смотреть это кино». Нет, в статье говорится о реакций зрителей, таких же, как и все мы.

    ответить

  • 1

    Verba Volant 22 августа 2016, 14:56 пожаловаться

    #

    надеюсь таки увидеть своими глазами.

    ответить

  • 2

    ROLO TOMASI 22 августа 2016, 17:46 пожаловаться и на этом спасибо

    #

    Отсутствие Петра Мамонова — единственный плюс кинокартины

    ответить

  • 1

    dda708500 22 августа 2016, 19:59 пожаловаться

    #

    он настолько ужасный актёр, что его присутствие вызвало бы тошноту, а не просто насмешки, или же хорошо что такой хороший актёр не участвовал в таком балагане? Просто я не знаю, кто такой Мамонов

    ответить

  • ROLO TOMASI 22 августа 2016, 21:07 пожаловаться

    #

    Это его» талисман», как Жан-Пьер Лео для Трюффо. С Мамоновым в главных ролях Лунгин взял приз за режиссуру в Каннах в 1990 году за» Такси блюз» и одержал полный триумф с» Островом» взяв» Нику» с" Золотым Орлом» в 2007

    ответить

  • 1

    Миша-35 23 августа 2016, 00:26 пожаловаться

    #

    Что-то накрутил режиссер с сюжетом. Сначала хотел посмотреть это кино, но теперь уже не уверен. Далековато что-то от Пушкина вышло. Если ошибаюсь, искренне буду рад.

    ответить

  • ROLO TOMASI 23 августа 2016, 23:30 пожаловаться

    #

    В 2005 Лунгин то же самое проделал с Гоголем, это у него отношение к русской классической литературе такое.

    ответить

  • 1

    cyberlaw 25 августа 2016, 07:20 пожаловаться

    #

    Нормально, что нам фиксируют реакции зрительного зала. Жаль, что рассказывая про уходящих ни слова нет про общую численность. Впрочем, есть ли мнение у самого журналиста? Где оно? Ему понравилось или нет? Возможно, уж слишком он отвлекся на «возмущающуюся девушку в вечернем платье»?

    ответить

  • Klivi 10 октября 2016, 22:30 пожаловаться

    #

    Про общую численность как раз написали. Так как это было на фестивале «Коротко» зал был полон и люди даже сидели на ступеньках. Но во время фильма многие ушли

    ответить

  • 5

    PeterV_ 11 ноября 2016, 23:34 пожаловаться

    #

    Только что вернулся с показа фильма в Архангельске. В рамках проекта «Кино в театре» Архангельского молодежного театра. Премьера фильма 17,11, поэтому увидеть раньше и впервые в живую послушать режиссера было очень интересно. В наличии полный зал на 540 мест и никто не уходил. А после фильма Павел Лунгин час отвечал на вопросы из зала, рассказывал о фильме и себе.
    «Дама пик» не экранизация Пушкина, фильм в фильме, вернее опера в фильме, используется как прием, да и развитие сюжета непосредственно ей подталкивается. Задумка началась именно с этой возможности два в одном и с того, что Лунгин придумал финал — Андрей-Герман по-настоящему режет горло и истекает кровью на сцене, а Софья и Лиза выходят на бис, зритель думает, что все идет как задумано. И чтобы выделить оперу специально «лунный пейзаж и необычные декорации использовали». «Актрис подобно Софье, сжигающих и ломающих все вокруг себя для достижения цели, при этом заставляющих свой талант ли, голос ли достигать максимума возможностей, отдаваться людям полностью сейчас уже не осталось. Раньше были Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Мария Каллас» — почти дословные цитаты автора. Не подумайте только, что Лунгин сравнивает Ксению Раппопорт с вышеперечисленными — это он объясняет поступки и мотивы Софьи Майер. Она и любит и презирает и использует Германа и даже деньги на него ставит — все для достижения своей цели премьеры оперы Пиковая дама.
    В итоге кому как, а мне фильм понравился.

    ответить

 
Добавить комментарий...