Чёрный лебедь

Black Swan
год
страна
слоган-
режиссерДаррен Аронофски
сценарийАндрес Хайнц, Марк Хейман, Джон Дж. МакЛафлин
продюсерСкотт Франклин, Майк Медавой, Брайан Оливер, ...
операторМэттью Либатик
композиторКлинт Мэнселл
художникТереза ДеПрез, Дэвид Стейн, Эми Весткотт, ...
монтажЭндрю Вайсблум
жанр триллер, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  13.5 млн,    Великобритания  2.67 млн,    Франция  2.65 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время103 мин. / 01:43
Номинации (4):
Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить все.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.00 (613 582)
ожидание: 84% (13 909)
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
237 + 36 = 273
8.2
в России
64%
9 + 5 = 14
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • По слухам, Рэйчел Вайс и Дженнифер Коннелли могли исполнить главные роли.
    • Венсан Кассель сравнил своего персонажа с Джорджем Баланчином (Георгий Баланчивадзе), один из основателей New York City Ballet.
    • Мэрил Стрип рассматривалась на роль Эрики.
    • Блейк Лайвли проходила пробы на роль Лили.
    • В первой версии сценария героиню Натали Портман звали Александрия.
    • Изначально предполагалось, что действие фильма будет происходить во Франции, а съёмки пройдут в Будапеште, однако от этой идеи пришлось отказаться из-за бюджетных ограничений.
    • Первая версия сценария называлась «The Understudy». История крутилась вокруг Нью-Йоркского театра. Даррену Аронофски понравился сценарий, и он предложил перенести действие в мир балета.
    • Потребовалось десять лет, чтобы сценарий воплотился в фильм.
    • Даррен Аронофски предложил Миле Кунис роль Лили через Skype. Миле даже не пришлось проходить пробы на роль.
    • Для роли в фильме Натали Портман похудела на 9 килограммов.
    • Съёмки всех сцен с участием Вайноны Райдер заняли 10 дней.
    • При подготовке к съёмкам Мила Кунис 3 месяца занималась балетом по пять часов в день, семь дней в неделю.
    • В детстве Вайнона Райдер пробовала заниматься балетом, но выдержала лишь только первое занятие, так как, по её словам, преподаватель был слишком строг.
    • Клинт Мэнселл написал музыку к фильму, являющуюся вариацией на тему «Лебединого озера» Чайковского.
    • Натали Портман рекомендовала Милу Кунис на роль Лили.
    • Во время съёмок Даррен Аронофски пытался настроить Натали Портман и Милу Кунис друг против друга, чтобы еще больше усилить напряжение между их персонажами.
    • Во время съёмок Натали Портман получила травму ребер. Полное выздоровление заняло 6 недель. Также во время съёмок Натали получила сотрясение мозга.
    • За год до начала съемок фильма Натали Портман возобновила занятия балетом. Сначала она занималась по два часа в день шесть месяцев с хореографом Мэри Хелен Бауэрс, готовясь к нагрузкам постепенно, чтобы набрать силу и гибкость и ничего не повредить в процессе дальнейшей работы. Затем стала заниматься по пять часов в день, а также добавили плавание. Где-то за два месяца до занятий с хореографом, она проводила с Мэри Хелен по восемь часов в день.
    • Черный лебедь имеет ряд сюжетных и художественно-выразительных сходств с анимэ «Perfect blue». Это неслучайно. Даррен Аронофски ранее купил права на его экранизацию для того, чтобы снять отдельную сцену в «Реквиеме по мечте». Сам же Даррен отрицает непосредственное влияние «Perfect blue» на фильм.
    • еще 16 фактов
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Про фильм «Черный лебедь» сказано так много слов, написано такое количество замечательных рецензий самого разного толка, что, кажется, нет смысла писать и придумывать что-то еще. Но я все-таки рискну и попробую проанализировать эту картину через призму обществоведческих понятий, я постараюсь доказать, что фильм «Черный лебедь» является не только фильмом об искусстве, но и сам является истинным произведением искусства.

    Для начала вспомним, что искусство — это высшая форма духовной культуры, главной задачей которой является образное освоение действительности. Что ж, с этой точки зрения наш фильм полностью подходит под определение: он действительно является достижением в рамках экранной культуры, представляя собой эталонный и очень качественно и профессионально сделанный психологический триллер. К тому же в фильме поднято множество социальных проблем и общефилософских вопросов, что позволяет нам смело говорить об образном осмыслении и подробном анализе создателями фильма окружающей действительности.

    Таким образом мы доказали, что «Черный лебедь» можно рассматривать в качестве «кандидата» в произведения искусства. Но, чтобы по праву считаться произведением искусства, любой результат творческой созидательной деятельности человека должен выполнять ряд определенных функций:

    1. Познавательная и ценностно-ориентировочная функции. Данный фильм очень ярко иллюстрирует эти функции искусства. У «Черного лебедя» очень закрученный сюжет, повествующий нам о балерине, страдающей раздвоением личности и галлюцинациями. Хоть в фильме и говорится о трудности лицедейства на сцене и его разрушительном влиянии на личность актера (конкретнее о невозможности совмещения ролей черного и белого лебедя одной актрисой в рамках балетной постановки), но фильм наталкивает нас на мысль об образности и метафоричности этой истории. Ведь в реальной жизни человеку также приходится играть несколько ролей и быть не просто двуличным, а многоликим. Фильм доказывает нам пагубность такого отношения к жизни — ведь в итоге одна из ролей, причем не самая положительная, затмит и победит все остальные. Поэтому фильм является не просто познавательным, а буквально служит стимулом для самопознания и глубокого самоанализа.

    2. Информационная функция. Если говорить о содержательной стороне этого фильма, то, очевидно, что из него можно вычленить множество полезной информации. Во-первых, мы можем узнать много нового о причинах, симптомах и последствиях тех или иных психологических отклонений. Во-вторых, во время просмотра фильма мы прослушаем множество классических произведений и откроем для себя что-нибудь новое о балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро». К тому мы станем свидетелями неординарной балетной постановки и сможем сделать выводы относительно общего состояния и тенденциях развития современного искусства.

    3. Эстетическая функция. Что ж, рассуждать про реализацию этой функции можно бесконечно много. Ведь фильм дарит зрителю самые противоречивые эмоции: от отвращения до восхищения. Это достигается за счет многочисленных приемов и задумок замечательного режиссера Даррена Аронофского, который создает очень напряженный, но удивительно красивый и эстетически приятный психологический триллер. Отдельного восхищения, конечно же, заслуживает гениальная, поразительная и убедительная игра Натали Портман. После просмотра я был просто поражен тому, как вообще возможно не просто играть человека искусства, а создавать характер балерины, которая в свою очередь тоже пытается воплотить два противоположных образа. То есть, грубо говоря, Натали Портман сумела в одной роли создать три различных и даже противоположных образа. Безусловно, такая работа заслуживает всех высших наград и безмерного восхищения.

    Определенно фильм выполняет еще ряд функций, свойственных искусству, но для того чтобы расписать их все не хватит и десяти таких рецензий. Я думаю что и так, мы с Вами сумели доказать, что фильм «Черный лебедь» является настоящим произведением искусства.

    К тому же одним из признаков истинного искусства является принадлежность к элитарной культуре, то есть виду культуры, ориентированному на достаточно узкую категорию лиц. Так как данная картина трудна для восприятия и очень сложна по содержанию, то по настоящему понять «Черный лебедь» смогут только люди с высоким уровнем интеллекта, широким культурным кругозором и развитым эстетическим чувством. В принципе этот фильм можно посмотреть любому человеку — любой получит эстетическое удовольствие, но не каждый поймет глубокий смысл этой картины.

    Вердикт: фильм «Черный лебедь» действительно является редким представителем настоящего искусства в современном кинематографе и заслуживает высшей оценки -

    10 из 10

    15 марта 2012 | 13:21

    Нашлось свободное время… Устроившись удобно на диване, с ожиданием интересной истории включила «Черный лебедь». Ожидания не оправдались. Золотой Глобус, Оскар и премии с разных фестивалей за лучшую женскую роль, отзывы знакомых говорили, что фильм стоит внимания. Но увы, кроме игры Портман я даже не знаю, за что ставить оценки! Очень хороший был актерский состав, но сам сюжет… Как-то всё просто и запутанно одновременно. Просто — это то, что нет в истории интриги, не было моментов, которые очень заинтересовали во время просмотра. А запутано — это все эти сдвиги, проявления другой стороны Нины в исполнении Портман. Финал тоже не укладывается в голове. А точнее, слова Нины. И так и не ясно, что с ней было дальше. Остался открытый финал, что здесь мне совершенно не понравилось.

    Этот фильм на один раз и после него остаются домыслы и вопросы. Я считаю, что фильм посмотреть нужно ради того, чтобы убедится, что не всё интересно и захватывающе, что Оскар.

    Что стоит уважения в этом фильме, это — тренировки Натали. Она старалась и у нее получилось.

    Моя оценка 5 за игру Портман и остального актерского состава.

    5 из 10

    20 октября 2011 | 12:45

    Наверное, у меня не хватит слов, чтобы описать всю красоту этого фильма. Я и не буду писать много, потому что все самое главное уже сказано ранее. Он великолепен. И один из тех немногих картин, которые по-настоящему вдохновляют!

    Натали Портман играет восхитительно, но только немного глупо смотрелись в её возрасте все эти ужимки и стеснения, по ней читалось, что она далеко не девчонка, а поведение говорило обратное. Но, не смотря на это, её героине веришь. Венсан Кассель очень притягивает, влюбляет, действительно, по сравнению с балерунами видно, что он уже умелый режиссёр, и делает все на высшем уровне, может, по крайней мере, в эмоциональном плане. Мила Кунис, пожалуй не сильно отличается от своих остальных ролей, но она создаёт образ чёрного лебедя, открытая, страстная, и явная соперница. Фильм с одной стороны выворачивает наизнанку закулисье, интриги, пошлость, зависть, и как трудно робкой, но талантливой девчонке стать кем-то в том мире. А с другой стороны проблема шизофрении, и наверное тут говорится о том что многие великие люди живут своей атмосферой. Ведь такие как Нина редко занимают достойные вершины, обычно к ним воздвигаются открытые, пробивные люди, от этого у неё и начинаются проблемы, которые она старается скрыть. Что касается различных откровенных сцен, мне кажется они очень даже уместны, а почему нет? Ведь как зритель увидит страсть в нераскрепощенной актрисе. Не всегда получает роль та кто самая талантливая, а получает та кто будет самая близкая, к сожалению. И ещё фильм отлично растет, к концу напряжение и темп возрастают, особенно поражает танец чёрного лебедя. Сейчас в театр ходит очень мало людей. Особенно это касается оперы, балета, потому что мы разучились понимать красоту, в данном случае танца. Но ведь этот жанр прекрасен, прекрасна музыка, и люди отдающие себя этому искусству, закрывая глаза на здоровье, личную жизнь.

    Конечно этот фильм стоит смотреть обязательно. Для меня он несомненно стал одним из лучших. И безусловно, стоит внимания.

    10 из 10

    5 ноября 2016 | 11:21

    Ждал этот фильм очень давно — с момента появления первых упоминаний о нем. Даррен Аронофски один из тех немногочисленных режиссеров, работы которых заслуживают самого пристального внимания. И фильм этот все мои ожидания оправдал.

    С первых минут картина приковывает внимание и держит в напряжении до последнего кадра. Отточенность и четкость во всем: движения и мимика актеров, диалоги героев, постановка кинематографических сцен, сюжетные повороты и наслоения. Происходящее на экране не просто видишь — буквально ощущаешь.

    Знаю, для Даррена и Натали балет был не просто декорациями для фильма, а неотъемлемой, возможно, основной, частью его, для меня же — сценой на которой разворачиваются его события (собственно балет мне никогда интересен не был) — постоянное и ежеминутное балансирование между призрачной реальностью и нарастающей мистичностью; и что самое замечательное — баланс этот выдержан до последней секунды фильма.

    Происходящая на наших глазах трансформация главной героини — пугающая и завораживающая одновременно. Личностное перерождение (тесно связанное с профессиональным) ведет нас к развязке, до последней сцены остающейся неведомой.

    Не могу не сказать о Вайноне Райдер — образ ее персонажа крайне важен для всего фильма, без ее героини сложная конструкция фильма просто рассыпалась бы, и исполнила свою роль Вайнона блестяще, впрочем, как всегда.

    А теперь о неприятном. Прошла церемония вручения «Оскара» и в очередной раз в большинстве случаев выбор критиков вызывает лишь недоумение, ведь «Черный лебедь» в значительно большей степени заслуживает быть отмеченным наградами в различных категориях, чем… в общем, получившие их.

    А пропустившие поход в кинотеатр, непременно должны посмотреть, по крайней мере дома этот подлинный шедевр современного кинематографа и одну из главных лент последних лет.

    10 из 10

    6 марта 2011 | 13:02

    Фильм о том, что не приняв и не поняв все свои стороны (не только сильные, но и слабые, положительные и негативные) нельзя стать настоящими, цельными — самими собой. На этом пути «возвращения» к себе — очень важно расставлять приоритеты — какая сторона (белая или черная) будет главенствовать. В фильме, как мне показалось, героиня Портман этот момент упустила — и не справилась со своей темной сутью, поэтому и погибла. Само рождение черной лебеди в фильме — это нечто шедевральное, получилось очень красиво и образно — от звуков, музыки и до визуального представления!

    Фильм также о том, что наши враги характеризуют нас самих — чем враг (или сила, которой мы противостоим) сильнее, тем и мы более сильны и достойны хорошего поединка, исход которого — победа или поражение — всегда неоднозначны…

    Замечательный фильм, красивый актерский состав, Оскар Портман, безусловно, заслужен кропотливым трудом и отличным исполнением роли!

    9 из 10

    8 июня 2011 | 16:32

    Человек, желающий посмотреть кино о балете и насладиться эстетикой высокого искусства, рискует сильно разочароваться, как в самом фильме «Черный лебедь», так и в балете, показанном в нем. Не совсем понятно, зачем режиссер с упорством идиота каждую минуту пытается уверить зрителя в том, что сила эмоциональной убедительности балерины, как артистки, прямо пропорциональна высоте шкалы её либидо. Действительно, ведь можно было бы снять фильм про уличные танцы, бальные или любые другие, и с такой же авторской смелостью показать то, как главная героиня пытается справиться со своими сексуальными переживаниями и внутренними противоречиями, чтобы помочь себе раскрыться в танце. Но если не переносить сюжет этого фильма на другой, то возникает вопрос: а при чем здесь, собственно, балет? Режиссер старательно пытается скрыть либо сам ответ на этот вопрос, либо его незнание, представив свою картину, как череду пошлостей, где одна затмевает другую. Причем пошло и нелепо показана не столько стремительно сходящая с ума Портман, сколько собирательный образ балета и балерин в целом. Если кинематограф, как литература и искусство — отражение эпохи и ее нравов в данный момент, то что же может узнать зритель о современном балете, посмотрев фильм? Он увидит, что директор театра — развратник, который, откровенно говоря, насилует танцовщиц труппы своего театра, а балерина — обязательно женщина с неуравновешенной психикой (достаточно вспомнить характер каждой из героинь). Почему от шизофрении этих женщин должен страдать зритель — еще один открытый вопрос.

    Вряд ли в этом фильме можно увидеть перерождение белого лебедя в черного, показанного, как путь к обнаружению в себе спектра новых чувств и эмоционального роста личности главной героини.

    Напротив, будучи ничем не оправдано, на глазах любого адекватного человека рушится чистый и неприкосновенный образ балерины. Последние её слова о том, что идеал-таки достигнут, ничего кроме усмешки не вызывают. Что ж, если все выше описанное и есть тот самый идеал в понимании автора картины, то, возможно, эта фраза имеет хоть и сомнительный, но смысл.

    В общем, подойдя к завершению отзыва, на ум пришла излюбленная цитата про искусство, требующее жертв, которая могла бы стать вполне себе оправданием киноленты. Но не станет, потому что в данном случае — искусство и есть жертва.

    29 мая 2015 | 00:09

    Для начала отмечу, что я увидела в фильме 3 реальности: та, которую мы привыкли называть реальностью, духовная и реальность балета «Лебединое озеро». Все три перепутаны, заменяют одна другую. Очень интересно, что имена чёрной и белой лебедей также перепутаны: в фильме Одетта — чёрный лебедь, белый лебедь — Одиллия. Если мы обратимся к либретто балета, то там наоборот: Одетта — добрая фея, королева белых лебедей, а Одиллия — двойник Одетты, чёрный лебедь.

    В фильме Нина разрушает свою духовную сущность, насилует естество Одиллии и становится Одеттой. С изменением духовного состояния меняется и реальность мира: мир Одиллии рушится, на его место приходят зло и боль.

    Нина не способна сама прийти к саморазрушающей мысли, что её главный враг — она сама, иными словами, её естество добра. Поэтому эту мысль ей внушает «злой гений» — Лерой, который стал настоящим Ротбартом (здесь реальность балета становится реальностью мира).

    Возникает вопрос: ради чего Нина приносит себя в жертву? Ответ очевиден: слава мира. За краткий миг пустой славы она платит безмерно высокую цену. Поэтому, как ни печально, но Нина ошиблась, совершенство она не познала, зло далеко отстоит от совершенства.

    Для нас также существуют две реальности: духовная и видимый мир. И только по глупости можно не замечать, не придавать значения духовной, той, что намного важнее, от которой зависит мир чувственный. Одна и та же материальная реальность может быть разной в зависимости от того настроя духа, через который ты на неё смотришь.

    «Парочка» ремарок: 1. фильм смотреть лучше в кинотеатре и лучше одному; 2. от музыки Чайковского мурашки; 3. Натали Портман великолепно сыграла, по Станиславскому, я ей верила; 4. местами было даже жутко: сцены ужаса на высоте; 5. Даррен Аронофски, БРАВО! (и всем создателям, конечно).

    10 из 10

    17 февраля 2011 | 21:46

    Вторая часть своеобразной дилогии производственных драм Аронофски «Черный лебедь» посвящена приме-балерине в привычном для режиссера амплуа «фаза надлома». Новый проект американца представляет собой лукавый гипертекст, в котором гиперссылки более важны, чем напечатанные буковки.

    Девочка-переросток Нина, выполняющая свою работу в театре более чем прилежно, мечтает заполучить роль в новой постановке «Лебединое озеро». Для этого ей нужно сделать совсем немного — перебороть деспотичную мать, раскрыть в себе сексуальность и, наконец, стать женщиной, воспарившей над остальными представительницами слабого пола.

    Если Тарантино не дает спокойно спать перфекционизм, то Аронофски определенно страдает нарциссизмом. Даррен воспроизводит элементы слэшера, джалло и прочих низких жанров, подчеркнуто предпочитая вести разговор на языке «pulp fiction», добиваясь при этом поразительных результатов — критики вовсю бранят/хвалят американца за чересчур оголтелый и по тому ныне немодный постмодернизм, простые зрителя полагают, что кино про балет так круто/бестолково еще никто не снимал. При этом Аронофски буквально выжигает под собой почву, доводя фильм до состояния какофонии, а зрителя — до механической асфиксии.

    Но дело даже не в том, что «Лебедь» крут или не крут, важно, что всего его перышки с любовью вырваны из крыльев мертвых птичек Ардженто, де Пальмы, Кроненберга и остальных братьев угарного трэша 70-80-х. Сейчас про это помнят лишь немногие упертые киноманы, для остальных же все как в первый раз. Часть первоисточников успела безвозвратно устареть или сгинуть, но, умирая, они оставили Аронофски сладкий и густой сок, сосредоточенный в буйстве «геометрических» красок, брызг спермы, алой крови и бархатного безумия. Эти сливки Даррен и снимает, отбрасывая ненужные прогорклые коржики. Мертвые лебеди танцуют — публика хлопает и смеется.

    В то время как Анастасия Волочкова и Карина Саркисова привлекают к себе внимание разве что обнаженными фотосессиями на пляжах и глянцевых журналах, Нина борется на сцене и в жизни с перфекционизмом с такой бешеной силой, что вполне может встать вровень с великой Анной Павловой. Пусть не по таланту, но по самоотреченности. Именно с этим чувством и живет героиня Натали Портман, находящаяся в постоянном психологическом контакте с собственным «Я», но порой сдаваясь более сильному оппоненту, одному из базисов фрейдистской психологии. «Черный лебедь» больше и похож на акт любви, только с самим собой. Именно любви, а не бездушной мастурбации (в чем так и хочется уличить режиссера). Высвобожденная Ниной энергия, уходя по большому счету в космос, принадлежит уже не только ей одной, а всем сопричаствующим. Тем, кто сидит в опере или перед экраном телевизоров. Энергия режиссера, по большому счету, тешит его самого (несовпадение творческих посылов весьма диссонансно играет в общем материале, образуя привычную для Аронофски двойственность и наложение дополнительных смыслов).

    Впрочем, режиссер, намеренно создавая ситуацию многочисленных трактовок своего эпического полотна, все же снимает кино не о характерах, а о «рюшечках», внимательно рассматривая пуанты, пачки, хищного Касселя, надломленную Портман и безумно сексуальную Кунис. Язык для американца первичен по той простой причине, что сама история ему неинтересна — ее избитость и вторичность очевидны даже для Аронофски. Постмодернистская оболочка «Лебедя» наоборот вызывает у режиссера восхищение — ведь можно радостно жонглировать такими понятиями, как «фрейдизм», «сексуальная революция», «духовная пенетрация», не вкладывая в это ровным счетом никакого смысла. Искусство мертво, слова пусты, осталась только одна пародия и чрезмерная говорливость. Хотя не стоит забывать, что Вирасетакун, Лопес и их друзья модернисты по всему миру понемногу начали поднимать головы и разрабатывать новые каноны для творчества.

    И все же, несмотря на неутешительный диагноз, благодаря всему этому балет смотрят теперь гораздо больше людей, чем «крещенные балетом» россияне во время трехдневного стояния ГКЧП. Модернистское искусство, отраженное в кривом зеркале постмодерна, кажется, зажило новой, независимой жизнью.

    15 февраля 2011 | 05:32

    Фильм «Чёрный лебедь» я посмотрел случайно: увидел в комментариях, что его сравнивают с Бойцовским клубом. Решил просмотреть. Несмотря на свою привычку критиковать фильмы, и изначально искать в них косяки, нестыковки и проколы, Этот фильм на удивление чёткий и свежий. Совершенно не вымученный сюжет, с логичной динамикой. Нет массы глупых спецэффектов. Всё очень в меру.

    Аж слишком сахарно описал…

    Но! Пункт «Но» всё же можно найти в любой идеальной истории.

    БОЙЦОВСКИЙ ЛЕБЕДЬ

    Но N1: Как оказалось после просмотра, с Бойцовским клубом фильм имеет весьма далёкое сходство. Раз уж их сравнивают, то попытаемся понять, в чём же связь. Клуб — это фильм, показывающий внутренний комплекс понятий, налаживание эгоцентрической гармонии. Отрицая все внешние факторы, показывает нам, на что способен человек по отношению к себе.

    Лебедь в свою очередь — это борьба с внешним миром. Попытка реорганизации собственного позиционирования в суровой среде. Здесь на первом плане стоит Общество, и лишь за ним прячется самолюбивое «Я», не способное дать себе объективный отчёт. Ситуация осложнена глубокой сексуальной фрустрацией, которая является одним из толчков к динамике патологии.

    СУМЕРЕЧНЫЕ МОТИВЫ

    НоN2: Героиня в образе чёрного лебедя от чего-то имеет красные глаза. То ли это влияние модных штучек или таких фильмов как «Сумерки», где красные глаза весьма уместны. Здесь же… Где автор сценария видел лебедей с красными глазами?

    Да и сама попытка накинуть на фильм некую мнимую мистическую вуаль — весьма хлипкая. Ведь те, кто ожидал увидеть в фильме некие силы Добра и Зла, мифических существ и прочую начинку, остались весьма разочарованы. Но с другой стороны, то, что фильм не перешагнул за грань реальности, в мир сказок, и остался в колоде научно-психологических триллеров — это смело можно назвать плюсом.

    ЧЁРНЫЕ ЭМОЦИИ

    Мир Нины очень однообразен: балетная труппа, жёсткие тренировки, развратный хореограф, соперничество, а после этого всего — квартира, где мать в роли добросердечного надзирателя, якобы старающаяся ради самой же Нины, ну и естественно, пустые улицы и метро. Вот, собственно, и всё то, что она видит. Такие эмоциональные краски, смазанные страхом, напряжением и усиленным сердцебиением — являются весьма весомым поводом для нервного срыва и прочих последствий. НО! Тут возникает то самое «НоN3»: Не смотря на свою интересную эмоциональную нагрузку — это фильм, который вряд ли может захотеться посмотреть второй раз. Кстати, это весьма характерная особенность для всех фильмов Даррена Аронофски: большинство его фильмов действительно «разовые»: они настолько щедро пропитаны чёрными эмоциями, что желание посмотреть их ещё раз прячется где-то в разделах мозга, отвечающих за самосохранение.

    ОЗЕРО ОДНОГО ВЗГЛЯДА

    И даже несмотря на вышеперечисленные нюансы, фильм в любом случае имеет право пройти фейс-контроль с пометкой «рекомендовано к просмотру», и конечно, же, если вы его ещё не смотрели — то однозначно есть смысл сделать это. Хотя бы, тот самый один раз.

    Идея — имеется. Спецэффекты — лаконичны. Игра Натали Портман как всегда на высоте. Режиссура фильма превосходна. Музыка — сами понимаете, классика. А классике тяжело что-то противопоставить.

    Итого:

    8 из 10

    16 января 2011 | 14:42

    Нина- типичная «маменькина дочка», носящая одежду только светлых тонов и спящая на исключительно розовом постельном белье, живущая в окружении бесчисленных плюшевых игрушек(которыми завалена вся её комната) и беспокойной прородительницы, которая потворствует инфантилизму дочери, держа её в «ежовых рукавицах» постоянного контроля. Мечта у девушки одна- стать «первой пачкой» нью-йоркской труппы и станцевать главную роль в предстоящем дебютном сезоне. Именно поэтому, она нездоровой работоспособностью изводит, и так отмеченный болезненной худобой, организм- добиваясь отточенности техники. Теряя при этом самое главное- лёгкость и естественность движений, которых от неё, никак не может добиться её бонвиан-балетмейстер, специально изводящий(сразу видно- тонкий психолог парень) Нину, происками противостояния с более раскрепощённой дублёршей.

    Фильм начинается, казалось бы, традиционной драмой из творческой среды и столкновением, двух центральных женских персонажей за заветную роль «примы». Но режиссёр оказывается «хитрым лисом», обманчиво вводя в сюжет, отвлекающим манёвром, неявную соперницу главной героини Натали Портман. Наделив первую часть картины интригой противоборства двух танцовщиц, он резко меняет жанр ленты, во второй её части- обнажая предыдущую фикцию и обозначая поворот действия в сторону психологического триллера, в котором конфронтация сведётся, к дуэли Нины- с самой собой. И действительно, как только она оденет на себя, что-то чёрное- тут всё и начнётся…

    Ловко смешав, знакомые мотивы из таких канонических триллеров, как «Пианистка» Михаэля Ханеке и «Отвращение» Романа Полански, Аронофски снимет современный эталон жанра и свой лучший(пока) фильм одновременно.

    Напряжение создаётся целой россыпью функциональных деталей, идеально работающих на характер этого кино. Отчуждение и страх закомплексованной интроверки пред матерью, отдаётся в чёткой прорисовке образа Нины-Портман. Её постоянная зажатость, тревога на лице, хронические галлюцинации и нервная чесотка- обостряются всё сильнее по ходу картины. А главный парадокс озвученный Аронофски, состоит в неспособности воплотить на сцене два противоположных характера(белого и чёрного лебедей), так нужных для её роли, при том, что героиня мучается раздвоением личности.

    В итоге получилась мрачная и волнующая экспрессионистская кинопритча, о страхе и одновременно желании близости. И как выразились бы светилы психоанализа- о агонии воспалённого сознания в вышей точке эйфории.

    8 из 10

    23 марта 2011 | 15:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: