Берлин-2018

«Утёйа, 22 июля»: Пугающее напоминание о теракте Андерса Брейвика

Фильм Эрика Поппе предлагает почувствовать себя в шкуре подростка под прицелом Андерса Брейвика в ужасающем аттракционе, снятом одним кадром.
«Утёйа, 22 июля»: Пугающее напоминание о теракте Андерса Брейвика
«Утёйа, 22 июля»

Теракт в Осло и стрельба в молодежном лагере на острове Утёйа произошли 22 июля 2011 года. Минуло семь лет, и многие уже позабыли о том, что там случилось, уверен режиссер Эрик Поппе. Память о дне, когда от рук правого экстремиста Андерса Брейвика погибло 77 человек, стирается, тогда как националистические настроения в Европе по-прежнему на подъеме. Необходимо напомнить, что произошло тогда, в 2011-м, посчитал Поппе и стал встречаться с теми, кто остался в живых.

Как рассказать о трагедии, в которой погибли десятки детей, с уважением к жертвам и их родственникам? Поппе выбрал неочевидный формат: в его фильме «Утёйа, 22 июля» нет реальных прототипов, все персонажи вымышлены. «Словами не объяснить то, что там произошло, но можно вызвать эмоциональный отклик с помощью кино, поместить зрителя на остров, показать события с точки зрения подростка, который оказался там, его глазами», — с такими мыслями Поппе стал собирать материал, выбрав съемку одним кадром. Таким же приемом сняты, например, «Русский ковчег» и «Виктория».

Опыт тех, кто поделился с режиссером своими историями, переплавлен в историю восемнадцатилетней Кайи (Андреа Бернтцен). После нескольких кадров хроники с камер наружного наблюдения, запечатлевших взрывы в Осло (до того как отправиться на остров, Брейвик устроил взрывы в центе города, у правительственных зданий), зритель видит группу подростков в молодежном лагере Рабочей партии. Они встревожены сообщениями из Осло, строят догадки, кто мог устроить теракты («Надеюсь, это не исламисты. Боюсь представить, что тогда начнется», — вздыхает мусульманин Исса), переживают за родителей, завязывается даже политическая дискуссия.

Кайя замечает, что ее младшая сестра Эмилия ведет себя не очень-то подобающе — весело перекрикивается с ребятами, с которыми только что купалась. Камера следует за Кайей в палатку, где та отчитывает сестру. Возвращаясь из палатки к друзьям, Кайя слышит выстрелы («Фейерверки? Учебная тревога?» — гадают ребята), видит бегущих людей и вскоре уже прячется с остальными в лесу. Но волнует ее только одно: где Эмилия?

Действие длится ровно столько, сколько длилась стрельба в лагере — долгие 72 минуты, полные паники, хаоса и гнетущего ожидания следующего выстрела. Поначалу происходящее вызывает недоумение: что это — эксплуатация трагедии? Чем это отличается от слэшеров, которыми зрители лишь хотят пощекотать себе нервы, находясь в безопасности кинотеатра? Однако по истечении этих 72 минут, сопровождая Кайю в ее отчаянных поисках сестры, зритель понимает, что Поппе хотел (и преуспел в этом) добиться максимальной объективности. Камера неотступно следует за девушкой, не показывая террориста (силуэт Брейвика, кажется, лишь раз мелькнет среди деревьев), не давая никакой дополнительной информации. Стиль съемки был частично вдохновлен опытом работы Поппе фотографом в горячих точках, в том числе в Афганистане и Конго. Это грязное, снятое с рук изображение, но благодаря этому зрителю гораздо легче поверить в происходящее.

Интересно, что картина снята всего за пять дней. В день снимали по одному дублю, однако какой из них стал финальной версией, режиссер не раскрывает. А вот репетиции заняли целое лето. Во время съемок на площадке постоянно дежурили психологи. Как признается Поппе, морально тяжело было всем, и не только молодым актерам.

Хотя фильм уже показали на фестивале, в сети до сих пор нет трейлера или кадров, и это не просчет пиарщиков, а сознательная стратегия продюсеров, опасающихся, что люди начнут судить о фильме, не видя его, по фрагментам. Особенно важным для создателей ленты стало мнение о снятом материале тех, кого те события коснулись лично. «Для тех, кого трагедия 22 июля не затронула напрямую, это большой срок, а для тех, кто пострадал, это как будто было вчера», — говорит продюсер картины Финн Гьёрдрум. Чтобы убедиться, что картина не оскорбит память погибших и пострадавших, Поппе последние три недели перед премьерой проводил закрытые показы для выживших в теракте и родственников жертв. Их комментарии, как объяснил режиссер на пресс-конференции в Берлине, повлияли на финальную версию. Работу над фильмом Поппе закончил всего пару дней назад. Трое человек, чьи истории в числе других стали основой для сценария, прилетели со съемочной группой на премьеру в Берлин.

Журналисты в Берлине ленту Поппе приняли по-разному: в зале звучали и аплодисменты, и весьма отчетливые крики «бу». Однако среди конкурсных картин «Утёйя, 22 июля», безусловно, выделяется и сверхактуальной темой, и необычным художественным подходом к трагическим событиям.

Читайте также
Новости «Профиль» Тимура Бекмамбетова: Не ходите, девушки, в Сирию гулять У Бекмамбетова странное представление о расследовательской журналистике, но его фильм — интересное высказывание о мире, в котором для знакомства с террористом достаточно завести аккаунт в соцсети.
Новости «Довлатов» Алексея Германа-мл.: Большой писатель пытается не потерять себя Помимо прочего, у картины есть исполнитель главной роли, который, кажется, мог бы понравиться самому Довлатову. И весьма небанальная стратегия проката.
Новости «Ева»: В постели с Изабель Юппер (на самом деле нет) В эротическом триллере «Ева» нет ни намека на эротику, а единственный напряженный момент связан с ожиданием того, хватит ли у героя денег на кредитке, чтобы заплатить за отель.
Комментарии (50)

Новый комментарий...

  • 1

    MrHadhod 20 февраля 2018, 08:12 пожаловаться

    #

    Называть кино такого рода аттракционом — такое себе…

    ответить

  • 5

    yoooguurt 20 февраля 2018, 09:22 пожаловаться

    #

    Ну, вот, Титаник — это аттракцион? Я думаю, автор статьи этим сказать, что фильм все же придерживается формальных принципов художественного муви, рассчитан на массовую аудиторию. Ну и, соответственно, не документален ни рази.

    ответить

  • И пускай потом не забудут показать, как убийца невинных детишек отбывает срок в трёхкомнатной камере, рубится в пску и отсуживает 30тыс евро за нарушения его прав в тюрьме.

    ответить

  • 11

    Леха Нелеха 20 февраля 2018, 12:22 пожаловаться

    #

    так уж вышло что в Норвегии социализм, настоящий социализм и потому условия Брейвика вполне стандартны для этой уфсина страны. Человека там считают человеком, что бы он не сделал.

    ответить

  • 3

    Slimercorp 20 февраля 2018, 10:28 пожаловаться

    #

    Позволю себе глупый вопрос. Где можно посмотреть/будет посмотреть? Никакой информации нигде нет

    ответить

  • 3

    miloslavche 20 февраля 2018, 18:02 пожаловаться

    #

    фильм куплен для проката в России, но даты пока нет

    ответить

  • 5

    Леха Нелеха 20 февраля 2018, 12:17 пожаловаться

    #

    Я бы лучше от лица Брейвика глянул.
    ведь он не идиот, не сумасшедший, умен и судя по всему несмотря на это преступление даже не был жесток.
    ИРА кстати действовала, похожими методами отстаивая свою позицию и ничего.

    ответить

  • Stefani Soul 20 февраля 2018, 13:34 пожаловаться

    #

    Если фильм будет снят в стиле недавнего «Снеговика», то есть 1 час 50 минут долгих планов природы Норвегии, бесконечных пьянок в барах, тягучих разговоров ни о чем, а потом 3 минуты, 20 секунд самого действия, то думаю, что охотников смотреть этот фильм, по крайней мере, в России будет не очень много)

    ответить

  • 4

    Гвалиор 20 февраля 2018, 17:37 пожаловаться

    #

    в зале звучали и аплодисменты, и весьма отчетливые крики «бу».
    Интересно, букали по техническим аль идейным причинам?)

    ответить

  • 1

    misterzed 21 февраля 2018, 06:39 пожаловаться

    #

    OMG !!!
    ЛучеЗАРНый Брейвик на Кинопоиске!
    Карму можно сразу сливать!

    ответить

  • Миша-35 26 февраля 2018, 14:05 пожаловаться

    #

    К этому фильму в силу понятных причин нельзя, наверное, подходить с обычными мерками. Лишь предполагаю, так как пока не видел ее, что картина получилась тяжелой, но убежден, что она при любых раскладах была бы такой, с какого ракурса и с чьего взгляда ее не снимай. Однако смотреть, думаю, однозначно стоит, так острота проблемы не снята и по сей день, напротив, все стало еще более сложным, жестким. И возможность повторения трагедии на острове Утейя, как это ни страшно звучит, остается, причем в любой точке Европы, да и не только ее.

    ответить

 
Добавить комментарий...