«Вызов»: прошли ли Клим Шипенко и Юлия Пересильд испытание невесомостью?

Обсудить0

20 апреля в российский прокат выходит то самое космическое кино Клима Шипенко, ради съемок которого режиссер и исполнительница главной роли летали на МКС. Мы его посмотрели. Пересильд отличная, но у нас остался один вопрос.

Хирург Женя (Юлия Пересильд) потеряла в ДТП мужа и никак не может прийти в себя. Но время лечит все, и у Жени крепнут отношения с загорелым и симпатичным коллегой, доктором Владом (Милош Бикович). Правда, воспоминания никак не дают ей перейти границу просто близкой дружбы, а судьба готовит еще одно испытание: Влада и еще нескольких хирургов отбирают для проведения сложной операции, однако в итоге делать все придется Жене. Какими они оба будут, когда между ними закончится товарищеское соревнование? Получится ли справиться с застарелой болью? И как пройдет сама операция?

Да, сюжетом «Вызов» похож на классическую производственную мелодраму и, может, даже на сериал для дневного вещания, если бы не одна деталь, радикально меняющая все. Операцию Женя проводит в космосе, и это реальный космос, куда реально слетали реальная Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, потратив на фильм более 1 млрд рублей, и в эту сумму не входят непрямые расходы, лежавшие на «Роскосмосе». «Вызов», несомненно, снят в традициях советской драматургии. Примеров множество — от знаменитой пьесы Виктора Гусева «Слава» (хит довоенного сталинского театра про героических летчиков, несколько лет назад скандально поставленный Богомоловым) до корпуса оттепельных фильмов о геологах и физиках. А теперь представьте себе ту же «Славу», в которой к веселым шуткам про котлеты и проблему выбора между хорошим и лучшим добавятся реальные кадры реального полета пилота в центр грозового шторма. На что вам захочется смотреть — на шторм или на коммунальные разговоры? Ответ очевиден.

Юлия Пересильд

Именно контраст между выдуманной историей о Жене и реальной историей полета Пересильд и Шипенко в космос (сцены в невесомости смотрятся совсем по-другому, когда понимаешь, что актеров от ледяной смерти в бесконечной темноте отделяет лишь хрупкая стенка толщиной в 3 мм) и составляет главную проблему «Вызова».

Фильм условно состоит из четырех сюжетных блоков-сеттингов, три из которых на земле: очень любимый режиссером флешбэк с аварией (его показывают столько раз, что он долго будет сниться вам после просмотра), тренировочная база и центр управления полетами (тут сидит герой Владимира Машкова, главный по космосу; это его подчиненному требуется операция на орбите, это он выбрал Женю для полета, и он будет нервничать и пить коньяк, пока она будет оперировать). В целом ничего особо интересного на земле не происходит: ну дочка Жени подралась в школе, ну пожилая мама требует от нее сувениры из Иркутска (миссия в космос окружена предельной секретностью, и о реальном месте своего пребывания Жене приходится врать даже семье), ну Влад эффектно выгуливает свое идеальное тело по улицам.

А вот на МКС действительно интересно. Тут виден тот вызов, который бросил себе сам Шипенко: да, в иллюминаторе нереальная красота (а тут есть еще и несколько видов открытого космоса), но сама станция напоминает несколько соединенных труб, заваленных каким-то хламом. Здесь надо еще умудриться ни во что не врезаться, пока добираешься до «туалета», «хирургического стола» или гамака, похожего и на спальник, и на смирительную рубашку. Страшно представить, как во всем этом еще было и снимать-то! И зачем было тратить усилия на полет и работу в нечеловеческих условиях? Ведь все, что ты снимешь в космосе, можно нарисовать на компьютере или выполнить в павильоне. Более того, лучшие фильмы о космосе, включая «Космическую одиссею», «Звездные войны» и «Солярис», были сняты на земле самыми простыми техническими средствами. И всевозможные «Интерстеллары» и «К звездам» тоже были сделаны тут. 

Юлия Пересильд

Собственно, «Вызов» и должен был ответить на этот вопрос, и выводы его неутешительны, но не окончательны. Итак, главная проблема в том, что Юлия Пересильд оказалась слишком хорошей, практически великой актрисой. И на ее фоне остальные участники проекта выглядят очень бледно. С одной стороны — реальные космонавты, предельно убедительные в невесомости, но не очень способные разыграть сценку в вымышленных обстоятельствах. С другой стороны — профессиональные актеры, изображающие суету на космодроме; их через несколько минут уделают своей аутентичностью люди на МКС.

Фикшен и реальность в «Вызове» взболтаны, но не смешаны, и материя фильма расслаивается: мы смотрим одновременно как будто два фильма, игровой и док, и очень трудно переключаться между двумя режимами восприятия, предполагающими совершенно разные аттракционы. Грубо говоря, одно дело — смотреть на то, как реальная еда плавает в настоящей невесомости (большое дело, сколько мы такого видели в новостях), и другое — восхищаться симуляцией невесомости в павильоне. Одно дело — смотреть на актрису, изображающую хирурга на земле, но другое — смотреть на актрису, делающую что угодно в полуметре от безвоздушного пространства. А Шипенко постоянно бросает нас из режима в режим: вдруг камера резко отлетает от МКС до самой Земли, но мы знаем, что это CGI, и ощущение фейка переносится и на МКС. Или героиня проводит операцию, а Влад, сидя во дворе своего дома, следит за ней на экране мобильника, как будто смотрит стрим в YouTube. И всё, мы тут же падаем на землю из космоса, а эффект соприсутствия теряется.

Однако надо признать: это технически прекрасное кино. Видно, как виртуозно Шипенко выстроил траекторию камеры: перемещения Пересильд по МКС даны идеальными, совершенно студийными тревеллингами, точно разыграны все сцены хирургической операции. И тут нестерпимо хочется, чтобы в кадр вошел сам Шипенко, чтобы мы увидели, как они работают на МКС, инструктируют космонавтов, делятся непосредственными переживаниями и мыслями. Хочется дождаться кинодневника, документалки о съемках, которая, уверен, будет смотреться еще мощнее, чем сам фильм и в конце концов объяснит нам, зрителям, зачем надо было отправлять съемочную группу в космос.

Фильм в прокате с 20 апреля 2023 г. 


Автор: Алексей Пасюгин

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Виталия Корниенко, Елизавета Арзамасова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин
Смотрите по подписке

Смотрите также

Выбор редакции

Календарь-2023: главные фильмы, сериалы, книги, игры, фестивали и спортивные события сезона

20 сентября21
Индустрия

Из актеров в режиссеры: какие проекты снимают Дарья Мороз, Маруся Фомина и их коллеги

19 сентября0
Смотрите на Кинопоиске

Майор Гром соревнуется с машинами! Что происходит на съемках продолжения кинокомиксной франшизы

15 сентября37
Как это смотреть

«На солнце, вдоль рядов кукурузы»: что показали и чего не показали в новом фильме Сарика Андреасяна

21 марта18

Главное сегодня

100 великих игр: места 100–71

Сегодня21
В фокусе

«Континенталь»: ретробоевик по мотивам «Джона Уика»

Сегодня0
Смотрите на Кинопоиске

Билет до «Кибердеревни»: как устроен сериал по мотивам YouTube-хита

23 сентября14
Индустрия

«Солдат»: в кинотеатры прокралась кассовая сенсация международного проката. Это боевик из Индии

Сегодня0

ВидеоИстория казахстанского кино — от рождения до современности

23 сентября1
Книги

Как читать Пелевина? Гид по книгам писателя — с вайбами и бонусом

22 сентября15
Крупным планом

ПодкастПочему «Элементарно» не банальный ромком, а универсальный фильм о толерантности

Сегодня0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации