На Кинопоиске вышла последняя серия «Конца света» — комедийной фантасмагории про кассира супермаркета в Чертанове, который внезапно узнает, что его отец — Князь Тьмы и что он хочет устроить на земле апокалипсис. Рассказываем, как были придуманы эпатажные образы героев сериала.
Одежду героям в сериале подбирала Татьяна Княжева, которая присоединилась к команде, когда работа над сериалом уже началась. Режиссер Александр Незлобин и художница-постановщица Екатерина Ястремская сразу определили с художницей по костюмам общую цветовую концепцию сериала. Задачей Татьяны было связать образы персонажей с пространствами, в которых они появляются, продумать символику, которую могут нести их костюмы, показать с их помощью характеры и их трансформацию. Княжева была художницей по костюмам в сериалах «Игра на выживание» и «Обратная сторона Луны», но работала и в фэнтезийном жанре («Ночные стражи», «Темный мир: Равновесие» и «Вратарь Галактики»).
Сатанинский красный
Все злодеи «Конца света» живут в мире роскоши. По мнению Княжевой, так проще показать порок: «Мир зла контрастирует с чертановским миром Демьяна». По сюжету Князь Тьмы захватывает роскошную квартиру бандита Белова (Даниил Воробьев) в доме «Патриарх» на Патриках и, по сути, крадет его гардероб — пафосный и очень китчевый. Так что все вычурные наряды Сатаны будто принадлежат Белову, характеризуя таким образом и его тоже.
Безусловно, красный — главный цвет в сериале. Это не только любимая краска антагониста (Юрий Колокольников) — по мере перехода его сына Демьяна (Семен Трескунов) на сторону зла красного становится все больше и больше в его образе. Красный появляется и на других героях, так или иначе связанных со злом. Например, у Азика, приспешника Князя Тьмы, красные волосы. «Это интенсивный, агрессивный и эмоциональный цвет. Он первым приходит на ум, когда представляешь дьявола, поэтому постоянно присутствует в костюмах и образах сил зла», — комментирует Княжева. При этом красный костюм-тройку, в котором щеголяет герой Колокольникова, ей пришлось сначала отстаивать: «Все боялись, что Юра в нем будет выглядеть как большое яркое пятно, но в итоге вокруг этого пятна моментально компонуется любой кадр».
Самым сложным в производстве оказался черный плащ, в котором Сатана появляется в финале сериала. Художникам нужно было его самим сконструировать и создать макет. «Это была интересная головоломка. Нижняя часть плаща скроена в форме черепа. Когда плащ наполнялся воздухом, череп становился объемным, с глазницами и скулами», — объясняет Княжева.
Жестокий каракуль и кольца с AliExpress
У Сатаны немало меховых изделий. В 1990-х падший ангел носит волчью шубу, затем появляется в овечьей, то есть он буквально волк в овечьей шкуре. «Его пальто украшено каракулевым воротником, а это один из самых бесчеловечно добываемых материалов. Каракуль — кожа с мехом, снятая с новорожденных ягнят, то есть символ жертвенного ягненка. Сатана настолько циничен, что носит его на себе. В финале появляется каракуль кроваво-красного цвета», — рассказывает Княжева.
Кроме того, у Князя Тьмы много украшений. На нем, например, можно разглядеть брошку со змеем, перстень с козлиной головой, значок с драконьей лапой и подвеску с уроборосом — свернувшимся в кольцо змеем, пожирающим собственный хвост. «Это очень древний символ, который встречается у ацтеков, древних греков, вавилонцах, египтян, китайцев, — говорит Татьяна. — У него есть разные трактовки: это символ и саморазрушения, и цикличности, и бесконечного движения, и перерождения. Мне ближе всего скандинавская версия — змей Ёрмунганд, главный антагонист всего пантеона богов, который во время Рагнарёка вступает с ними в схватку. Мне нравится думать, что Рагнарёк не означает конец всего, а после него возникает другая жизнь», — объясняет Княжева. Эти дьявольские изделия покупали повсюду, в том числе на AliExpress.
Адские трансформеры
У Демьяна (Семен Трескунов) по замыслу дизайнера сначала нет собственного цвета, он никакой — серый, бежевый, песочный. Носит робкую ботанскую рубашку в клеточку и дурацкую жилетку из магазина. Однако его красная униформа по задумке уже является дьявольской меткой. «Отец меняет сыну имидж. Количество и качество цвета меняется, и Демьян постепенно становится похож на Сатану. Когда Демьян превращается во властителя дум, у него появляется красная безрукавка, напоминающая униформу из супермаркета — по сути, тот же образ на новом витке развития героя. Еще он начинает носить водолазку — это такая закрытая одежда для тех, кому есть что скрывать», — делится художница по костюмам. Трансформация Демьяна закончится в финале, когда он надевает черный костюм с красным галстуком. «Герой под влиянием событий мрачнеет. Прежде чем свет в нем победит, мрак должен дойти до своей кульминации».
Большая часть вещей для проекта была сшита командой Княжевой. На двухметрового Колокольникова сложно найти готовые вещи — актер носит нестандартные размеры. Огромный красный кардиган крупной вязки создан модным домом SHAPAR. В мастерской Милы Андерст сшили шелковое платье цвета марон для героини Ксении Раппопорт — ведьмы Нелли, а также плащ с черепом и красное пальто Колокольникова. Андерст помогала создавать и образы знаменитостей для финального бала. Предметы одежды Нелли подсмотрели в ЦУМе и мелких малоизвестных шоурумах, но, так как на дорогой шопинг бюджета не было, художники сшили несколько вещей по образцу оригинальных. Например, в сцене, где подвыпившая Нелли сговаривается с Марией (Ксения Кутепова), на ней надета копия платья Rick Owens. А черный полушубок, кожаные брюки и блуза с вышивкой на плечах купили в цумовском аутлете. «Нелли у нас всегда сексуальна и элегантна. Ее темно-фиолетовое шелковое платье с разрезами на плечах сделали на заказ, вдохновившись модными показами. Кожаные штаны и блузки нашли в разных бутиках, компонуя образы на примерках», — рассказывает Княжева.
С Нелли также происходит трансформация по ходу действия: в начале на ней деловой брючный костюм (хоть и с шифоновыми рукавами и глубоким вырезом). В ее образе проявляется женственность, когда она начинает ревновать Князя Тьмы к Марии (взрослую маму Антихриста играет Ксения Кутепова). Сатану она соблазняет в длинном струящемся платье. Кроме того, героиня Раппопорт носит тиару в виде вороньих черепов — тоже символ ведьмы. Так Княжева хотела придать Нелли царственности: «Она же в финале триумфатор, победительница».
Дева Мария
Мария — персонаж с библейским именем — сначала предстает перед зрителем в красно-сине-белых цветах (молодую версию героини играет Ольга Бодрова). В иконописи синий и белый символизируют чистоту, непорочность и принадлежность к небесам, а красные и пурпурные оттенки — плоть и кровь, земное происхождение. «В нашей Марии земное начало преобладает. Ее красная длинная юбка — яркий акцент, как, к примеру, туника на разных картинах Рубенса. Мы хотели, чтобы Мария излучала в этом кадре свечение, и договорились с оператором, что он поставит контровой свет, а мы найдем героине самый пушистый свитер из ангоры. Такие свитера были модными в 1990-х», — рассказывает Княжева.
В повзрослевшей Марии художники хотели показать простодушие: героиня погрязла в своих бытовых проблемах и окончательно запуталась. «Наивность в образе Марии выражается в очевидности и предсказуемости ее трансформаций. Изменения ее образа очень прямолинейны. Когда Сатана ей дарит кашемировое пальто, она мгновенно забывает о своих пожеланиях — и о мире во всем мире, и о свободе политзаключенных. Она носит на протяжении всего сериала это пальто, и оно сильно контрастирует с ее чертановским бытом. В какой-то момент возникает неуместная короткая юбка: Мария так отчаянно хочет быть любимой, что становится не слишком разборчива в одежде. Орнаменты в ее костюмах вроде цветочков и мелкого гороха помогают дополнить этот наивный образ», — разбирает героиню Княжева.
Ангелы и демоны
Одежда ангелов — Ветхого и Нового (Николай Шрайбер и Антон Рогачев) — по-советски старомодна. Княжева хотела, чтобы она напоминала униформу, но при этом между героями чувствовалась разница поколений. Отличия спрятали в деталях и фактуре: Ветхий выглядит потрепанным, а Новый — аккуратно. В сериале должен был быть флешбэк из 1960-х с Ветхим на ВДНХ, когда он прилетел «Юру Гагарина страховать». Благодаря своему классическому тренчу и шляпе-федоре он одинаково органично выглядит как 60 лет назад, так и в наши дни.
На контрасте с красными оттенками зла простая одежда следователя Светы (Светлана Листова), напротив, приглушенных цветов — синего и голубого, которые символизируют, по словам Княжевой, небесную избранность и… полицейскую форму. Похожие цвета носит бабушка Демьяна, молодеющая с каждым визитом к Богу: из больной старушки она превращается в железную леди.
Самый разнообразный гардероб был у Владимира Канухина, сыгравшего Азика — тиктокера и помощника Князя Тьмы, напоминающего булгаковского демона Азазелло. Все актеры, смеется Княжева, Канухину ужасно завидовали. Гардероб Азика она называет радостью художника: «сочетание несочетаемого, нагло, броско, вызывающе». Рваный фрак со змеями и с крыльями из драных кусочков ткани и булавок, в котором Азик отмечает звание самого молодого человека года, был подсмотрен в луках Lil Peep. Рэпер не единственный источник вдохновения для создания образа Азика. Княжева признается, что он «собирательный персонаж, сотканный из многих тиктокеров, музыкантов и медийных личностей». Черное блестящее пальто из плащевки с огромным воротником — вещь питерского бренда ValBer, которая стала самым узнаваемым костюмом Азика.
Белые кроссовки Maison Margiela, сделанные в виде копыта, для Азика нашел Александр Незлобин. На тот момент Канухин не был утвержден на роль, поэтому режиссер на всякий случай купил самые большие, 46-го размера; Канухину они оказались чрезвычайно велики. «Хорошему актеру такое не мешает», — смеется Княжева. По ее словам, это единственная вещь крупного бренда во всем сериале. А вот азиковская Balenciaga — фейк. Художники напечатали на готовой рубашке надпись EBALENCIAGA, но буква «E» в кадр не попала.
Образ наглого криминального авторитета Белова искали «долго и мучительно». Он сложился после того, как Незлобин увидел в американском магазине велюровый спортивный костюм, который идеально подошел персонажу: «Это абсолютно отрицательный герой, который притворяется белым и пушистым. Спортивный костюм Белова, штаны от которого он не снимает даже в телеинтервью, отдает цыганской роскошью. Это вещь на грани китча, но Белов в ней себя чувствует максимально комфортно».
Боди-хоррор
По словам художника, настоящей инженерной задачкой стал костюм Володи (Владимир Маркони) — душного начальника из супермаркета, чья голова застревает в его же заднице. К ее решению подключилась команда художника по пластическому гриму Юрия Жукова. «Они сделали из пены и силикона скрученное тело, которое замыкается в кольцо как уроборос, — рассказывает Татьяна. — Это тело мы уже соединяли со специальным костюмом. Руками управлял каскадер. А верхняя половина туловища — это каскадер, одетый в хромакейный костюм, который потом затирают на посте». Переодевать скрученный муляж тела было крайне сложно.
Володя не единственный герой «Конца света», будто позаимствованный из уморительного боди-хоррора. Гоша, «новый мужчина Марии», буквально врастает в узорчатый диван. Такой диван не создавали специально для фильма, его выбрали из-за стиля, цвета и фактуры, а Княжева работала над рубахами и футболками, которые вшивались в мебель вместе с актером и затем доделывались с помощью грима.
«Такой фэнтезийный мир развязывает руки художнику по костюмам в плане творчества. Тут огромный простор для воображения, но и больше трудностей. Требовалось гораздо больше эскизов, все создавалось практически с нуля», — резюмирует Княжева. Вот так в «Конце света» — редкой попытке сыграть на жанровой территории «Люцифера», «Благих знамений» и «Пацанов» — работали с социальными подтекстами и религиозными смыслами на уровне костюмов.
Автор: Михаил Моркин
Фото: Предоставлены художницей по костюмам Татьяной Княжевой