«Прощенный» МакДоны-старшего: постколониальный фильм-притча о белых господах в Северной Африке

Обсудить0

Новая картина Джона Майкла МакДоны доступна на мировых стримингах, и, судя по ее бодрому сарказму, режиссер снова в форме. Его драмеди о трагических последствиях столкновения западного и арабского мира не щадит никого: ни европейцев, ни аборигенов, ни левых, ни правых, ни зрителя.


Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Британская светская пара — доктор Дэвид (Рэйф Файнс) и его жена Джо Хеннингер (Джессика Честейн) — прибывает в Марокко в отпуск. Их старый приятель, богатый декадент (Мэтт Смит), живет здесь во дворце посреди пустыни со своим американским любовником (Калеб Лэндри Джонс), который любит устраивать пышные костюмированные вечеринки. Среди гостей — скучающий плейбой-финансист (Кристофер Эбботт), прогрессивная французская журналистка (Мари-Жозе Кроз), похабник-лорд, русские модели и так далее. На пустынной ночной дороге уставший и не очень трезвый Дэвид насмерть сбивает арабского юношу, который собирался то ли ограбить туристов, то ли продать сувенир.

После двух отличных фильмов, снятых в Ирландии («Однажды в Ирландии» и «Голгофа»), и одного никудышного в Америке («Война против всех») Джон Майкл МакДона, он же МакДона-старший, направился в Африку, впрочем, в компании соотечественников. «Прощенный» — также первый случай, когда он написал для себя сценарий на основе чужого материала, взяв одноименный роман Лоренса Осборна, современного представителя почтенного британского подвида литераторов-путешественников, кочующих по отдаленным уголкам планеты с виной белого человека в котомке.

Что с виной все будет в полном порядке, понятно уже по первым секундам. Хеннингеры подплывают к Танжеру на пароме. «L’Afrique», — веско изрекает полиглот Дэвид и отхлебывает джин-тоник. Джо, отложив томик Андре Жида, утомленно снимает с холеного лица дизайнерские очки. Белые герои фильма — очень обеспеченные, прекрасно образованные снобы, презирающие всех и вся, в том числе, справедливости ради, и самих себя. Их ремарки относительно местного населения и культуры по нынешним временам настолько возмутительны, а взаимные обвинения в фашизме настолько игривы, что быстро становится ясно: это не столько мировоззрение, сколько усталая поза, выученный нигилизм, еще одна привилегия в постколониальную эпоху (между тем один из центральных персонажей, как неожиданно выясняется, в юности был леваком).

Название анонсирует не только угрызения, но прощение, и здесь до самого конца сохраняется интрига. Более того, не исчезает она и с финальными титрами, поскольку развязку можно трактовать по-разному. «Прощенный» начинается как сатирическая комедия, потом превращается в почти что триллер — в конце первого акта на сцене появляется отец погибшего юноши в сопровождении еще пары мужчин и предлагает Дэвиду отправиться с ними в пустыню на похороны (так принято). А затем картина сворачивает в любимый жанр МакДоны — религиозную притчу о грехе, мести и искуплении. Все эти грани фильма вырублены резко, даже грубо, особенно сатирическая: большинство героев выглядят карикатурами на самих себя. Причем смехотворны и бледнолицые, и берберы: приезжие предаются излишествам и сочатся ядом, местные тайком плюют им в стаканы и мечтают о снеге. Культурные клише доведены до абсурда — один слуга-марокканец, например, изъясняется почти исключительно туманными восточными поговорками, на что второй советует ему срочно завести Twitter. Это, конечно, сознательный авторский выбор: на фоне такого гротеска человеческие реакции героев — решение мужа поехать в пустыню с отцом убитого мальчика или измена жены — выглядят особенно странно и выпукло.

Рэйф Файнс и Мэтт Смит

На плечи Файнса тут ложится многое: он практически единственный в фильме, кому приходится играть, а не позировать, и он заставляет нас почувствовать к своему несчастному, все прекрасно понимающему цинику если не симпатию, то что-то вроде нее — искреннее сожаление, что все так случилось. Остальные артисты просто получают удовольствие: высокомерный Смит, маслянистый Эбботт, злющая Честейн… Одна из самых удачных шуток «Прощенного» в том, что его героиня оказывается детской писательницей в многолетнем творческом кризисе.

Для по-настоящему хорошего фильма в «Прощенном» все же не хватает нюансов: ковбойская стрельба МакДоны во все стороны оставляет мало пространства для маневра и зрителю, и самому автору. Однако радостно, что из собственного многолетнего кризиса МакДона, кажется, выбирается. «Прощенный» даже в самые мрачные моменты не перестает быть остроумным и парадоксально развлекательным кино — то ли сафари, то ли Нагорная проповедь.

Легендарная гильдия волшебников берется за самые опасные задания в королевстве. Лихое аниме о магии дружбы
В главных ролях:Тэцуя Какихара, Ая Хирано, Риэ Кугимия, Саяка Охара, Юити Накамура, Хатано Ватару, Синпати Цудзи, Рёко Оно
Режиссер:Синдзи Исихира, Хироюки Фукусима, Киити Судзуно
Смотрите по подписке

Смотрите также

12 августа 202210
22 августа 202232
19 августа 20229
17 августа 20224

Главное сегодня

Вчера1
10 минут назад0
13 минут назад0
Вчера3
Вчера25
Сегодня2
2 мая1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации