Здрасьте, я ваша бабушка: Станислав Зельвенский о том, как трудные времена дали новый шанс критике

Обсудить0

Несколько лет назад на Кинопоиске принципиально не было профессиональных рецензий: казалось, что пользовательские мнения делают лишним любое высказывание критика. Но время менялось, менялась вся система кинематографа, менялись зритель и читатель. В эпоху переизбытка цифрового контента, волны сериалов, неодушевленных рекомендательных алгоритмов и одиночества домашнего просмотра фигура критика вновь стала актуальной. Так, в нашем медиа сперва появились рецензии, потом — пул постоянных и любимых приглашенных рецензентов. И вот, наконец, голос Кинопоиска начинает звучать еще громче: нашим постоянным кинокритиком стал Станислав Зельвенский. О том, почему критики нам еще пригодятся, Станислав рассказывает сам в первой колонке.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Никто не знает, каким будет кинематограф после пандемии, но он совершенно точно не будет прежним. Кино — одновременно гигантская неповоротливая индустрия и самое трепетное, самое подвижное из искусств, реагирующее на малейшие изменения температуры воздуха. Помните, совсем недавно нужно было постараться, чтобы попасть на сеанс не в 3D, а сегодня чудо-очки пылятся в подсобках кинотеатров. Литература или, скажем, музыка могут прожевать мировую войну и не подавиться; кино склонно корректировать курс из-за изобретения новой камеры, или особенно звонкого финансового провала, или набравшего популярность хештега, или перемены настроения.

Но в эти месяцы и дни стремительно мутирует не только экономика шоу-бизнеса, но и психика аудитории. Вирус, разумеется, сидит в нас самих. Локдауны и ограничения — это болезненно, но временно; зритель, зрительский взгляд, вне которого фильм (предположительно) не существует, меняется необратимо и постоянно. И именно эта бесконечная мутация придает смысл существованию кинокритики: если мы все время видим кино по-новому, то и говорить, и думать о нем мы все время должны стараться по-новому. Для этого требуются специально направленные интеллектуальные и материальные ресурсы.

Как для обычных, так и для профессиональных зрителей это были странные, сюрреалистические два года. Растерянность первых месяцев: кинотеатры закрыты, премьеры переносят, все сидят по домам, пересматривают сериалы и «Заражение» Содерберга. Одновременный или с минимальным шагом выпуск блокбастеров в кино и в интернете. «Снайдеркат» как символическая победа онлайна над офлайном: в прокате вы посмотрели какую-то фигню, а настоящее — вот оно.

По опыту каждый понимает, что поход в зал и поход на сайт — совершенно разные истории. Не только потому, что дома можно нажать на паузу, а в зале купить попкорн. Это и две разные формы отношений, которые выстраиваются с фильмом — сакраментальное «в кино не пойду, дома потом гляну», конечно, не только и не столько про деньги на билет. Пандемия учит зрителя новому уважению: фильм в интернете не второй сорт и не вторая очередь, а первая и зачастую единственная.

Критика, которая работает с текущим репертуаром, вдруг обнаружила, что обзоры онлайн-релизов из необязательного аппендикса вдруг стали основным жанром, и это вызывает серьезную психологическую ломку. Ведь наша профессия накрепко привязана именно к кинотеатральному переживанию, и трудно не задаться вопросом: а зачем вообще кинокритик, если нет кинотеатра?

Критику хоронили многократно, особенно пышно — лет десять назад, когда по полной расцвели соцсети и пользовательский контент. Довольно быстро стало понятно, что места хватает всем, и основная конкуренция за внимание идет не столько между пользователями и профессиональными экспертами, сколько между одними и другими пользователями. А выигравшие эту «игру в кальмара» счастливцы сами так или иначе превращаются в критиков.

Другой грозный конкурент, искусственный интеллект, пока грустно уперся в потолок: эффективные алгоритмы так невысоко ценят зрителя, что вечно рекомендуют ему одни и те же три с половиной фильма и в лучшем случае ловят тухлую рыбку в омуте ключевых слов.

Если что-то и умерло в эпоху алгоритмов, то, как ни странно, популярная идея критического консенсуса: Rotten Tomatoes, Metacritic и другие агрегаторы довели ее до трагикомического абсурда. Непонятно кто просеивает тексты непонятно кого и по непонятным методичкам сводит их к некоему знаку. В этом случае критики перестают быть сообществом самостоятельно мыслящих личностей, а становятся единицами и ноликами в чужом коде, причем сломанном. Где сигнал, что нужно бежать в кино, — 6.7 из 10? 7.1? Где граница между бездарностью и талантом — 51% одобрения? 75%, может быть? Что нужно сделать сериалу, чтобы набрать на «Томатах» меньше 90%? Массовые народные рейтинги — IMDb или Кинопоиск — сейчас действительно сообщают больше критических; сообщают хоть что-то.

И все же мы еще пригодимся даже и в практическом смысле. В первую очередь, кажется, где-то вокруг стримингов, на сегодня превратившихся, как знает уже двухлетний ребенок, в главные места силы в киноиндустрии: тут и прокат; и ностальгическая тоска по телевизору с тремя кнопками, где вся страна, а иногда и весь мир, может одновременно посмотреть свежий сериал; и коллекции разного рода антиквариата. Последнее для многих из нас особенно важно: никогда еще путь от мультиплекса до библиотеки не был таким коротким, и задача всякой порядочной бабушки (а честный критик в душе, конечно, бабушка) — помочь посетителю этот путь преодолеть.

Кинотеатральный прокат как-нибудь да выкарабкается — кино должно и будет жить в кинотеатрах. Но тоталитарная, в сущности, вертикальная система, где есть диснеевские исполины, выходящие в мае, сентябре и под Рождество, есть компания их бедных родственников, а все остальное — лишь прах у их ног, благодаря тем же стримингам неизбежно и значительно просядет, и туда ей и дорога.

Может быть, нынешние печальные обстоятельства — удачный момент для критика, чтобы слегка расправить сутулые плечи, протереть очки и оглядеться по сторонам. И попытаться напомнить скептически настроенному читателю, что он, критик, не дементор, охраняющий тайное знание, не анонимное топливо для «гнилых помидоров» и даже не программа для рекомендации. А живая часть живого организма кинематографа, болеющая и выздоравливающая вместе с ним. Или в крайнем случае просто друг, который желает вам добра, к которому иногда можно прислушаться, но не обязательно; который в конечном счете, так же как вы, всего лишь хочет посмотреть хороший фильм и, в отличие от вас, готов посмотреть ради этого сто плохих.

Специально для наших читателей мы попросили Станислава собрать любимые фильмы и сериалы. А вот подборка в нашем онлайн-кинотеатре — добавляйте то, что заинтересовало, в «Буду смотреть»!


Иллюстратор: Александр Черепанов

Шпион-гедонист, язвительная хакерша и кинозвезда пытаются сорвать продажу супероружия. Экшен-комедия Гая Ричи
В главных ролях:Джейсон Стэйтем, Обри Плаза, Джош Хартнетт
Режиссер:Гай Ричи
Смотрите по подписке

Смотрите также

Какими показаны русские герои в кино Рубена Эстлунда? И зачем они нужны в его вселенной?
Мнение

Какими показаны русские герои в кино Рубена Эстлунда? И зачем они нужны в его вселенной?

9 января13
Чемпионат мира по футболу: зачем смотреть, за кем следить и кто победит по версии Уткина и Зельвенского
Спорт

Чемпионат мира по футболу: зачем смотреть, за кем следить и кто победит по версии Уткина и Зельвенского

17 ноября 20226
Десять тысяч одних курьеров: как и зачем показывают наркотики в российских сериалах
Мнение

Десять тысяч одних курьеров: как и зачем показывают наркотики в российских сериалах

22 сентября 20224
«Жену путешественника во времени» закрыли после первого сезона. Объясняем, почему сериал нужно продлить
Мнение

«Жену путешественника во времени» закрыли после первого сезона. Объясняем, почему сериал нужно продлить

1 августа 202220

Главное сегодня

Индустрия

Он заставлял сотрудников доставать из мусорных корзин скрепки для повторного использования: почему уволили главу Marvel Entertainment Айзека Перлмуттера

42 минуты назад1
Он заставлял сотрудников доставать из мусорных корзин скрепки для повторного использования: почему уволили главу Marvel Entertainment Айзека Перлмуттера
Что смотреть дома: «Аватар: Путь воды», новый сериал Федора Бондарчука и матч «Бавария» — «Боруссия»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Аватар: Путь воды», новый сериал Федора Бондарчука и матч «Бавария» — «Боруссия»

Сегодня1
«Фишер»: шоураннеры Сергей Кальварский и Наталья Капустина — о шоканье Янковского, пиратстве и Талькове
Сериалы

«Фишер»: шоураннеры Сергей Кальварский и Наталья Капустина — о шоканье Янковского, пиратстве и Талькове

Сегодня1
«Подземелья и драконы: Честь среди воров»: доброе кино для ролевиков и не только
Рецензии

«Подземелья и драконы: Честь среди воров»: доброе кино для ролевиков и не только

Сегодня1
Игорь Тальков, которого мы потеряли. Что хотелось бы увидеть в сериале Федора Бондарчука про загадочную советскую поп-звезду?
Мнение

Игорь Тальков, которого мы потеряли. Что хотелось бы увидеть в сериале Федора Бондарчука про загадочную советскую поп-звезду?

Сегодня4
Симметрия, инопланетяне и ретрофутуризм: что показали в трейлере «Города астероидов» Уэса Андерсона и что известно о проекте
Трейлеры

Симметрия, инопланетяне и ретрофутуризм: что показали в трейлере «Города астероидов» Уэса Андерсона и что известно о проекте

Сегодня1
Вышла шестая серия «Короля и Шута». Давайте обсудим ее тут!
Смотрите на Кинопоиске

Вышла шестая серия «Короля и Шута». Давайте обсудим ее тут!

Сегодня62
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации