«Почка»: сериал, который покушается на негласные табу, не нарушая их

Обсудить0

«Почка», вышедшая в январе в онлайн-кинотеатре Kion, стала громким событием. История прожженной коррумпированной чиновницы Натальи, которой за десять серий нужно найти себе донора почки, выделяется даже на фоне прочего российского премиум-контента своей саркастической лихостью, едкими диалогами, харизмой Любови Аксеновой, играющей главную роль. Ну и, конечно, атмосферой тотального цинизма и беспредела. Но так ли смел и нов подход создателей «Почки»? Разбирается Андрей Архангельский.

Андрей Архангельский

Кинокритик, публицист

Наталья Кустова (Любовь Аксенова) работает в пожарной инспекции; мастерски придираясь к мелким недочетам, она вымогает взятки. Днем аккуратно делится прибылью с начальством, а по вечерам прожигает заработанное в ночных клубах. Всюду ей фарт — долго так продолжаться не может. В ходе планового медосмотра героиня узнает, что у нее отказывают почки и требуется пересадка. Наталья поначалу пытается решить проблему так, как она привыкла — в мире, где все покупается и продается. Но деньги и связи, как выясняется, тут бессильны: официальная очередь на почку железная, трехзначная, как ей объясняют, и втиснуться в лист ожидания обманом никак нельзя.

Правда, можно найти донора самому, но, согласно закону, ими могут быть только близкие родственники. У  Натальи есть двое братьев, сестра и мать, только вот в прежней жизни Наталья с ними не церемонилась — присвоила общее наследство.

Поначалу все уговоры близких в духе: «Можно пожертвовать почку. У тебя их две. Как бы есть такой вариант» — заканчиваются фиаско. На фразу «Это я, мама» из-за закрытой двери доносится: «Пошла вон». Родные Наташи — натуральная семейка Аддамс, однако инспекторше в итоге удается примириться с родными и  даже отыскать блудного отца.

Николай Фоменко

О «Почке» начали говорить еще до ее выхода на стриминге, потому что там вроде как нарушают множество негласных табу, существующих в российском кино и сериальном производстве (например, явный политический месседж, хотя формально сериал задумывался как легкая драмеди/черная комедия). Ну что сказать: и пожарный надзор, и правоохранительные органы тут показаны не в лучшем свете (подлог, шантаж, бюрократия), но все недочеты, перегибы и злоупотребления — как всегда, в нашем социальном кино и сериалах — происходят на низовом уровне. Главная коррупционерка — начальница Натальи с подполковничьими погонами, но уже едет ревизор, который накроет всю шайку. Так что можно вздохнуть с облегчением: скоро коррупции конец. Тем более что окружающий антигероев мир по контрасту населен избыточно хорошими людьми, которые прилично и честно зарабатывают или, наоборот, наслаждаются своей пусть бедной, зато праведной жизнью.

Такой бытовой, что ли, взгляд на борьбу добра и зла характерен для российского сериала и кино да и для русской культуры вообще. Даже едкий Салтыков-Щедрин в своих сатирах не покушался ни на кого статусом выше провинциального градоначальника. Тут «Почка», правда, заходит дальше: дело происходит в Москве (обычно в сериалах про коррупцию фигурирует условный городок N в некотором федеральном округе), но Москва эта максимально обезжиренная, лишенная жителей — вместо них сплошные клише, включая мигрантов. Да и пожарную безопасность жертвы Наташиных проверок, признаемся честно, действительно нарушают.

Интересно в «Почке» другое: повторяющаяся тема «наказания за грехи», когда коррупционера настигает не столько формальная, сколько высшая кара. В прошлом году вышел сериал «Чиновница»: героиня покрывала производство фальшивых таблеток, от которых умер в итоге ее близкий. Там чиновница, здесь — пожарная, а нравственное перерождение у обеих сопоставимо с катарсисом помещика Нехлюдова из «Воскресения» Толстого.

Святых в «Почке» нет (примечательно, что РПЦ, в которой служит один из героев сериала, представлена тут без особого пиетета, как сугубо бюрократическая структура), но святость все же существует. Она невидима, неуловима и проявляется в самых неожиданных местах. Прощение можно заслужить, только если делать добро без расчета. Смерть нельзя коррумпировать; лишь личная катастрофа способна повернуть человека к праведной жизни. Без катастрофы никак нельзя быть хорошим — этот привычный апокалиптический мотив также типичен для российского сериала (см. ту же «Эпидемию» или «Выживших»). Мы вынуждены сочувствовать ужасно плохой, но смертельно больной коррупционерке; это должно как бы усложнить и поднять наше сочувствие почти на религиозную высоту.

А душа коррупционера-грешника — потемки, так что тут «никто не виноват, или все виновны». Как это бывает в российских сериалах, уже прозревшая Наталья пару раз добивается справедливости с помощью подлога, применяя привычные способы профессиональной разводки к заведомым негодяям (например, к строительной компании, обманувшей вкладчиков), что окончательно запутывает нас в вопросах разделения добра и зла. Это напоминает случай Юрия Деточкина, который угонял машины у спекулянтов и барыг, а выручку от их продажи переводил в детдом.

Любовь Аксенова

Нужно отдать должное снявшей и придумавшей «Почку» Марии Шульгиной. Она умело заземляет пафос этих идей той особенной сериальной интонацией, которую можно назвать русским ноу-хау: ничто не может быть сказано абсолютно всерьез (это еще одна работающая уловка, позволяющая обходить негласные табу). О трагическом и даже фатальном у нас принято рассказывать с глумливым смешком и закадровым попурри из классических хитов, даже когда речь про жизнь и смерть. Нет времени на раскачку: благодаря короткому метражу (каждая серия по 25 минут) мы избавлены от раздражающих боковых сюжетов, в итоге ритм сериала соответствует мироощущению человека, который знает, что ему осталось примерно месяца три. Все скачет прямиком к фатальной развязке в бодром темпе, отчего сериал, как принято говорить, затягивает.

Глядя на циничную, талантливую и решительную Наташу, которая еще и обладает потрясающими навыками коммуникации, думаешь, что гораздо естественнее она бы смотрелась в роли владелицы того же ночного клуба, сети фитнес-залов или, на худой конец, хозяйки благотворительного фонда. Именно в этом месте политика и проникает в «Почку»: жалеть железную бизнесвумен, видимо, было бы слишком неолиберально, а вот раскаявшийся грешник на госслужбе вполне соответствует той картине мира, покушение на которую могло бы создать сериалу проблемы цензурного характера.

В общем, «Почка», как и любой современный российский сериал критического направления, имеет двойственную природу. Модная история в саркастически легком жанре, играющая всеми неоновыми огнями цинизма и чистогана новой Москвы, прочно покоится на фундаменте старой морали из канона русской литературы и советского кино. Результат: смело, но не революционно. Настоящая революция контента случится только тогда, когда шоураннеры социально значимых сериалов закроют томик Толстого и попытаются понять, что движет их реальными современниками.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

1 января 20229
29 сентября 202114
14 января 202029
28 декабря 20218

Главное сегодня

Вчера20
Вчера11
23 апреля12
58 минут назад0
Вчера0
Вчера52
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации