«Суспирия» Луки Гуаданьино: Смерть во дворце культуры

Обсудить0

Ремейк культового джалло, за который взялся режиссер «Назови меня своим именем», оказался чересчур культурным.

В Венеции показали долгожданную «Суспирию» Луки Гуаданьино — ремейк хоррора Дарио Ардженто 1977 года, вдохновленного, в свою очередь, произведением Томаса де Квинси «Зловещее дыхание». Намерение Гуаданьино переснять классику джалло вызывало понятный скепсис в синефильской среде. Опус Ардженто о Трех Матерях — Лакримарум, Суспириорум и Тенебраум, — в котором визуальные изыски сочетались не только с авангардной музыкой прог-рок-группы Goblin, но и с необходимой долей иронии, моментально породил культ. Что же смог добавить к шедевру неистового Ардженто погруженный в унылую ностальгию по достижениям предыдущих поколений кабинетный эстет Гуаданьино?

«Суспирия»«Суспирия»

В первую очередь, Германию с ее историей и культурой. Место действия тут — Берлин 1977-го. Город разделяет стена, а его жителей — преступления прошлого. Настоящее, однако, тоже пусто и темно. В телевизоре и по радио разговоров только о Красной армии Баадера-Майнхоф. За окном то дождь, то снег, то взрываются бомбы. Сьюзи Бэннион (Дакота Джонсон) — мечтающая о карьере танцовщицы провинциалка из Огайо — прибывает в западный сектор города. У нее назначено прослушивание в Театре Хелены Маркос, где главным хореографом служит гениальная мадам Блан (Тильда Суинтон). Ее выступления Сьюзи видела еще ребенком в Нью-Йорке. Прослушивание пройдет успешно, и вот рыжеволосая американка с волооким взглядом — уже член исключительно женской труппы. Под чутким руководством мадам Блан и ее полусумасшедших ассистенток начнутся изнурительные репетиции. Скоро станет ясно, что в этом храме искусств поклоняются не только Терпсихоре.

«Суспирия»«Суспирия»

Снобизм и одновременно детский восторг Гуаданьино перед богатствами мировой художественной культуры чувствуется с первых кадров. Действие перенесено из Фрайбурга в Берлин не только ради Стены. Основной декорацией вместо тесного средневекового Дома кита в ремейке выбран интерьер ар-деко с характерным тоталитарным привкусом. Понятно зачем: тут киногении, и культурологических аллюзий сразу на порядок больше. Самая очевидная — Фассбиндер. Цветовой гаммой новая «Суспирия» вовсе не напоминает страшную техниколорную сказку (сам Ардженто ссылался на диснеевскую «Белоснежку» как на один из главных стилистических референсов фильма). Это, скорее, сильно огрубленная «Лили Марлен»: стальная серость (сцены на открытом воздухе — это и вовсе «Шпионский мост») и желтый электрический свет — что ж, в конце концов, «джалло» значит «желтый».

Персонаж Тильды Суинтон явно списан с великой Пины Бауш (вплоть до портретного сходства), однако хореография ее спектаклей почему-то пущена на самотек. Вместо драматической экспрессии, которой славилась основательница танцтеатра в Вуппертале, — какое-то пошлое кривляние, знакомое нам по представлениям шоу-балета «Тодес».

«Суспирия»«Суспирия»

Антропософская теология, у Ардженто обозначенная эскизно, в новой версии выливается в утомительную и бессмысленную говорильню, из которой зритель должен понять два в общем-то избитых и примитивных соображения — о фаустовской сути искусства и о магической силе женского естества. Наконец, откровенно притянутая за уши линия холокоста смотрится какой-то совсем беспомощной спекуляцией.

Единственной удачей можно считать сцену первого убийства, когда Сьюзи танцует лидирующую партию балета Volks (опять же изуродованная Гуаданьино «Весна священная»), а в соседнем зале ее коллега Ольга извивается словно на дыбе — каждое па зарифмовано со смертельным ударом темных сил.

«Суспирия»«Суспирия»

Финальная оргия, напротив, провалена. Такое впечатление, что снимал ее Гильермо дель Торо: оккультные действа больше напоминают новогодний утренник в детском саду, когда кто-то из родителей пришел без костюма, просто с похмелья.

Но главный недостаток «Суспирии» Гуаданьино все же в переизбытке цитат и полном отсутствии юмора. Если раньше он занимался лакировкой прекрасного, то теперь ретуширует ужасное. Напрасно.

Суровый боевик о немногословном инкассаторе: новый фильм Гая Ричи уже онлайн
В главных ролях:Джейсон Стэйтем, Холт Маккэллани, Джош Хартнетт
Режиссер:Гай Ричи
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Я есть кино: Почему Тильда Суинтон больше чем просто великая актриса
Портрет героя

Я есть кино: Почему Тильда Суинтон больше чем просто великая актриса

26 мая32
Тимоти Шаламе и режиссер «Назови меня своим именем» воссоединятся для романтического фильма ужасов

Тимоти Шаламе и режиссер «Назови меня своим именем» воссоединятся для романтического фильма ужасов

29 января22
«Ход королевы», «Перевал Дятлова» и продолжение «Мандалорца»: 10 главных сериалов осени
Выбор редакции

«Ход королевы», «Перевал Дятлова» и продолжение «Мандалорца»: 10 главных сериалов осени

4 декабря 202010
Как Тома Харди превратили в Аль Капоне? И зачем Джаред Лето набрал 30 кг? 12 актеров, которые сильно изменились для роли

Как Тома Харди превратили в Аль Капоне? И зачем Джаред Лето набрал 30 кг? 12 актеров, которые сильно изменились для роли

13 ноября 202013

Главное сегодня

#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD

18 июня5
#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD
Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

18 июня12
Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»

18 июня1
Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

18 июня17
Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

18 июня2
Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

18 июня2
9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

18 июня2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт