Сигарев о фильме «Иди и смотри»: «Будет правдиво и больно. Очень больно»

Обсудить0

6 мая в повторный прокат выходит фильм «Иди и смотри». По этому поводу мы заново публикуем текст 2018 года, выпущенный к юбилею режиссера Элема Климова. О самом страшном его фильме рассказывает режиссер Василий Сигарев, научившийся у Климова предельно безжалостному обращению со зрителем.

Элем Климов начинал как комедиограф — кроме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», в его фильмографии «Похождения зубного врача» с Мягковым, два сюжета для сатирического киножурнала «Фитиль», пара веселых короткометражек. А закончил он едва ли не самым страшным фильмом в истории советского кино — невыносимо жутким антивоенным хоррором «Иди и смотри». Натуралистическая хроника визита немецкого отряда карателей в русскую деревню была снята Климовым во всех кровавых подробностях, и только финальный приход партизан позволяет зрителю хоть как-то вынести кромешный экранный ад с расстрелами, издевательствами, сожжениями заживо и общим ощущением конца света.

По просьбе КиноПоиска Василий Сигарев, автор не менее страшных фильмов «Волчок» и «Жить», рассказал, как в 9 лет увидел это кино и что потом из него позаимствовал для своих картин.

«Иди и смотри»«Иди и смотри»

Апокалипсис Элема Климова

«Иди и смотри» — это фраза, предшествующая появлению каждого из четырех всадников Апокалипсиса. Фраза звучит после снятия первых четырех печатей с Книги жизни. И также это очень точное название фильма Элема Климова о войне. Я не представляю у этого фильма другого названия, потому что он в несколько этапов снимает печати жизни с тебя. Как будто лишает некой невинности. Раз — и ты уже другой; раз — и ты уже никогда не будешь прежним; раз — и ты забыл все остальные фильмы о войне; раз — и ты БОЛЬШЕ НЕ ХОЧЕШЬ ВОЙНЫ.

Я посмотрел «Иди и смотри» лет в восемь-девять в кинотеатре и сразу понял, что больше не хочу даже играть в войнушку. Такой силы правды я не встречал до этого в кино ни разу. Такая правда воспринимается интуитивно, высшим человеческим аппаратом, который имеется у каждого. И правда начинает тебя пробирать с самых первых фраз: «Отвыкайте! Привыкайте! Дупу пальцем подтирайте!». И вот эта вот «дупа» тебе как бы сразу говорит: будет правдиво и больно.

Да, будет больно. Очень больно. Но ты выйдешь с сеанса другим человеком. Ты изменишься вместе с Флерой, главным героем фильма. Ты ментально поседеешь, ментально покроешься морщинами, ментально превратишься в старика. И реально поймешь, что не хочешь больше повторения. И все эти «можем повторить» для тебя станут страшным кощунством и оскорблением на всю жизнь. С тобой произойдет даже не катарсис, а апокалипсис. Потому что катарсис лишь создает ощущение очищения, а апокалипсис сжигает тебя дотла и создает заново, другого. По этой причине я очень хочу, чтобы «Иди и смотри» показывали в школах примерно в том возрасте, когда фильм посмотрел я.

Наверное, очень странно — считать любимым столь невыносимый фильм. Соглашусь, но у меня с ним какая-то своя история. Например, производство «Иди и смотри» запустили в 1977 году. В год моего рождения. Я точно знаю, что фильм этот мне для чего-то был нужен и дан. И, возможно, именно он сформировал во мне эстетическое, художественное и человеческое. Неспроста на свой дебют «Волчок» я хотел позвать оператором Алексея Родионова и даже отправлял ему сценарий, а потом разговаривал по телефону. Но не срослось. Тогда я украл из «Иди и смотри» эффект полулинзы. Полулинза позволяет одновременно держать в фокусе героев, находящихся на разных расстояниях от камеры. В «Иди и смотри» это сцена встречи Флеры с девушкой со свистком после сожжения деревни. Эффект, в современном кино практически не встречающийся, но в «Волчке», на мой взгляд, он пришелся очень кстати.

Вообще Родионов сделал для «Иди и смотри» очень много. Например, он одним из первых в СССР использовал стедикам. И сцены, сделанные со стедикамом, получились именно в той неповторимой стилистике ужаса и отстраненности, какой мы до этого не видели в нашем кино. Это проход через толпу на острове (субъектив Флеры), это летающая камера среди фашистов в деревне и, наконец, это гениальный вылет в зиму в финале. Все круто, все на месте, все по-настоящему.

А по-настоящему в фильме многое. Я, например, первый раз в жизни увидел взрывы, которым веришь, которые перед носом у камеры срубают и разносят в щепки толстенные деревья. Это вам не всплески земли, к которым мы привыкли. Это взрывы. Как на войне. И от них страшно. А сцена расстрела коровы трассирующими пулями рядом с лежащими на земле героями и оператором? Там уже страшно за актеров и оператора.

Элем Климов на съемках фильма «Иди и смотри»Элем Климов на съемках фильма «Иди и смотри»

Но страшнее всего в фильме — то зло, которое способен творить человек, homo sapiens. Ага, тот самый, созданный по образу и подобию. Как на портрете, в который отказывается стрелять Флера. Человек, которого можно вернуть к этому подобию только такими фильмами. А если не получится, есть для человечества еще один сценарий. Он прописан в неплохой книге — Откровении Иоанна Богослова, откуда, собственно, и фраза «Иди и смотри». Сценарий очень простой: Господь, жги!

Возвращаясь к моей странной связи с «Иди и смотри», сознаюсь, что в фильме «Жить» я хотел добиться подобного эффекта, когда зрители переживают в зале ровно то же, что и герои на экране. Только так, я думал, этот фильм можно понять до конца. Не могу судить, насколько это получилось у меня. У Климова и команды это получилось на 100%.

Спасибо Элему Климову за фильм, и с днем рождения!

Чтобы сбежать от реальности, они изобрели свой мир — с колдунами и лесниками. Панк-сказка о легендарной группе
В главных ролях:Константин Плотников, Влад Коноплёв, Даниил Вахрушев, Илья Ловкий, Данила Рассомахин, Валери Зоидова, Дарья Мельникова, Васса Бокова
Режиссер:Рустам Мосафир
Смотрите по подписке

Смотрите также

Николай Басков стал зомби в короткометражке Василия Сигарева

Николай Басков стал зомби в короткометражке Василия Сигарева

19 апреля 201739
Иметь или не иметь: Как Андрей Мягков играл трагедию обычного человека
Портрет героя

Иметь или не иметь: Как Андрей Мягков играл трагедию обычного человека

8 июля 201817
Кошмар на нашей улице: Как русский хоррор выходит из подполья

Кошмар на нашей улице: Как русский хоррор выходит из подполья

4 июля 201886
«На солнце, вдоль рядов кукурузы»: что показали и чего не показали в новом фильме Сарика Андреасяна
Как это смотреть

«На солнце, вдоль рядов кукурузы»: что показали и чего не показали в новом фильме Сарика Андреасяна

21 марта17

Главное сегодня

Книги

«Маньяк Фишер»: реальность была куда ужасней

Вчера9
«Маньяк Фишер»: реальность была куда ужасней
Пацанская одиссея «Экспресс» — один из лучших российских фильмов прошлого года. Теперь его можно посмотреть на Кинопоиске!
Рецензии

Пацанская одиссея «Экспресс» — один из лучших российских фильмов прошлого года. Теперь его можно посмотреть на Кинопоиске!

Сегодня5
Выходит четвертая «Любовь-морковь». Препарируем франшизу, герои которой доменялись телами уже до роботов
Мнение

Выходит четвертая «Любовь-морковь». Препарируем франшизу, герои которой доменялись телами уже до роботов

Вчера5
«Королева Шарлотта»: что мы знаем о спин-оффе «Бриджертонов»?
Сериалы

«Королева Шарлотта»: что мы знаем о спин-оффе «Бриджертонов»?

Вчера4
Кто такой Кэл Кестис? Рассказываем про главного джедая из видеоигр по «Звездным войнам»
Игры

Кто такой Кэл Кестис? Рассказываем про главного джедая из видеоигр по «Звездным войнам»

Вчера11
Вышла шестая серия «Короля и Шута». Давайте обсудим ее тут!
Смотрите на Кинопоиске

Вышла шестая серия «Короля и Шута». Давайте обсудим ее тут!

Сегодня55
Как «Терапия» осмысляет горе в форме ситкома
В предыдущих сериях

ПодкастКак «Терапия» осмысляет горе в форме ситкома

Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации