Лучшее на Beat Film Festival: От Грейс Джонс до Артемия Троицкого

Обсудить0

Главные хиты основного российского фестиваля фильмов о музыке, спорте и жизни вообще.

На Beat Film Festival проходят российские премьеры лучшего иностранного доккино. В сферу интересов его отборщиков входят вся современная ноуброу-культура, и рядом с картиной о скейтерах вполне может стоять рассказ об истоках русского рока или зарисовка из жизни футболисток из Владикавказа. Кроме международной программы, на Beat Film Festival есть и национальный конкурс, который выдержан концептуально — тоже кино о культуре, понятой, правда, очень широко, от музыкальной до физической. В этой бескрайней программе не так просто сориентироваться, но мы выбрали 12 фильмов фестиваля, которые обязательно нужно успеть посмотреть с 31 мая по 10 июня.

«Лица, деревни», режиссеры Аньес Варда, JR

«Лица, деревни»«Лица, деревни»

Одна из главных жемчужин фестиваля — номинант последнего «Оскара», новый фильм Аньес Варды. Вернее, ее совместная работа с фотографом JR (читается как Жэ-Эр). Варда — бабушка французской новой волны, ее имя давно уже вошло во все учебники. А вот про JR нужно рассказать подробнее. Он фотограф, концептуально немного похожий на Бэнкси: тоже работает в черно-белой палитре, провокационно и остроумно высказывается на актуальные темы, в том числе и политические, сторонится публичности (правда, не так радикально, как Бэнкси, а просто не снимает на людях черные очки). Фотограф и режиссер путешествуют по Франции в маленьком фургончике-лаборатории, украшая стены домов в провинциальных городках огромными портретами местных жителей — шахтеров, официанток, фермеров. Такой вот памятник маленькому человеку. Идея и реализация этой акции целиком принадлежит JR, но фильм-то снимает Аньес Варда, и у нее свои планы. В частности, заставить художника снять эти ненавистные очки, как когда-то она уже заставила это сделать Жан-Люка Годара на съемочной площадке «Клео от 2 до 5». Годар, кстати, незримо присутствует в кадре на протяжении всего фильма: о нем говорят в самом начале; сцену из его «Банды аутсайдеров» JR и Варда инсценируют в середине; именно к нему в швейцарский Ролле едут через Францию соавторы, чтобы в финале обнаружить лишь записку маркером на стекле.

«Наперегонки со временем», режиссер Финлай Претселл

«Наперегонки со временем»«Наперегонки со временем»

О велогонке «Тур де Франс» снято множество ярких картин, в том числе такими классиками, как Луи Маль («Да здравствует Тур де Франс») и Йорген Лет («Воскресенье в аду»). В наше время о ней тоже рассказали много интересного: «Ложь Армстронга»» о допинге как неотъемлемой составляющей «Тур де Франс» или «Прекрасные лузеры. Особый мир» о травмах и авариях на этом крутом маршруте. «Наперегонки со временем» снят по образцу знаменитого фильма Ричарда Ликока «Эдди». Это история о том, как стареющий гонщик, который за много лет так и не стал чемпионом, понимает, что прямо сейчас у него последний шанс победить в соревновании. Мы следим за его подготовкой, нервничаем вместе с ним и благодаря камере GoPro на шлеме даже участвуем в гонке. Конечно, субъективной камерой сегодня никого не удивишь, но тут она драматически усиливает и без того увлекательную личную драму спортсмена, который нервничает, адски устает и, кажется, вот-вот сломается от нарастающего стресса.

«Грейс Джонс: Хлеб и зрелища», режиссер Софи Файнс

«Грейс Джонс: Хлеб и зрелища»«Грейс Джонс: Хлеб и зрелища»

Фильм открытия Beat Film Festival снят методом длительного наблюдения за одной из самых влиятельных певиц ХХ столетия, королевы поп-культуры декадентских 70-х, холодной андрогинной негритянки с низким голосом — ее имиджу до сих пор пытаются подражать современные поп-звезды вроде Lady Gaga и Rihanna. Режиссер Софи Файнс, сестра Рэйфа и Джозефа Файнсов, известна своими фильмами с философом Славоем Жижеком (тоже, в общем-то, поп-звезда). Путешествуя с пожилой (в этом году певица празднует 70-летний юбилей) Грейс Джонс по многим странам, Файнс создала сложный портрет, в котором канонический инопланетный образ певицы, зафиксированный в видеоклипах для фильма, сталкивается с бытом, когда Джонс, скажем, сидит за столом со своими самыми что ни на есть обычными родственниками на Ямайке и они вместе травят семейные байки. При этом уникальность героини все равно видна в каждом кадре: Джонс излучает такую ауру, словно она не человек, а полубогиня. Ну, или произведение искусства. И, как настоящая богиня, она не боится войти в кадр обнаженной.

«Критик», режиссер Андрей Айрапетов

«Критик»«Критик»

Словно разогревая публику для «Лета» Кирилла Серебренникова, «Критик» предлагает еще раз вернуться в советские 70—80-е и убедиться в том, что любые попытки демифологизировать эту эпоху только укрепляют миф о русском роке. Это кино — рассказ об одном из главных творцов этого мифа — Артемии Троицком.

Троицкий считается летописцем русского рока, но он сам был его неотъемлемой частью, а не сторонним наблюдателем. А еще мистификатором, диджеем, гитаристом и просто панком. Достоверных свидетельств той поры осталось мало: несколько часов хроники, заляпанные пивом фотографии, записи ужасного качества. Все остальное — легенды и анекдоты. Поэтому новые фильмы о русском роке и превращаются в сборники фольклора, баек, которые выжившие свидетели и участники пересказывают с нескрываемой иронией. «SOS матросу!», «40:0 в пользу БГ», фильмы Дмитрия Завильгельского, даже недавний хит «Про рок» — все они существуют в этой парадигме поющих легенд и их веселого окружения. Так же, в формате эпических анекдотов, об Артемии Троицком в фильме рассказывают все звезды русского рока — от Макаревича до Гребенщикова. Очень кропотливая и фундаментальная работа.

«Тем летом», режиссер Горан Олссон

«Тем летом»«Тем летом»

А вот редкий случай документального приквела. Фильм Олссона — познавательное дополнение к знаменитым в Америке «Серым садам» (1975) братьев Альбертаи Дэвида Мэйслесов. Правда, в России это кино известно разве что синефилам, поэтому немного расскажем о нем. Героини «Серых садов» — знаменитые американские фрики, две немолодые эксцентричные родственницы Жаклин Кеннеди, уединенно и в безденежье проживавшие в запущенной усадьбе «Грей Гарденз» среди руин, котов и диких енотов. Снимавшие их Мэйслесы постарались показать жизнь обеих женщин максимально объективно, то незаметно наблюдая за ними, то предоставляя им микрофон, чтобы услышать их версию происходящего. Для поп-культуры »Сады» был очень значимым фильмом. В Голливуде по его мотивам даже сделали игровое кино, имеется также соответствующий мюзикл.

Слава и перемена участи пришла к обитательницам «Серых садов» после статьи в The New Yorker 1972-го. Кеннеди обратила внимание на бедственное положение родственниц, а в усадьбу нагрянули не только уборщики, плотники и документалисты, но и богема. Шведский документалист Олссон (на Beat Film Festival уже показывали его «Фонко» — энергичный док о новой африканской поп-музыке) нашел хроники 1972 года, где довольные героини Мэйслесов тусуются с Трумэном Капоте и Миком Джаггером (снимают все это Уорхол с Мекасом). Из этих материалов и смонтирован «Тем летом» — настоящий приквел «Серых садов». Их, кстати, тоже покажут на фестивале.

«Шоу Рейгана», режиссеры Сьерра Петтенджил и Пачо Велес

«Шоу Рейгана»«Шоу Рейгана»

Один из самых обсуждаемых в США документальных фильмов прошлого года, «Шоу Рейгана» — собранная из архивных кадров картина о президентстве как главной роли для американского актера (напомним, что Рейган начинал в кино) и о шоу как самом эффективном методе управления страной. Белый дом стал декорацией для телешоу и глянцевой фотосъемки еще при Кеннеди, но именно Рейган превратил власть в эффектную картинку в телевизоре (при нем в Белом доме прописалась постоянная съемочная группа). Сопоставляя удачные и неудачные дубли, частную и официальную хронику, фильм показывает, как американская политика превратилась в чисто медийный феномен и как хорошо поставленный голос и правильный жест президента стали лучшей маскировкой непопулярной политики. Про Горбачева в фильме, кстати, тоже довольно много материала, и наш Михаил Сергеевич выглядит там шоуменом не хуже Рейгана.

«Без кубков и медалей», режиссеры Тимоти Джордж Келли, Александра Кулак, Ростислав Смирнягин, Филипп Задорожный, Таир Полад-заде

«Без кубков и медалей»«Без кубков и медалей»

Beat Film Festival тоже готовится к чемпионату мира по футболу. Вот альманах из трех документальных новелл про неожиданные грани и культурные контексты этого вида спорта. География — Москва, Владивосток и Владикавказ. Герои — люди, которых совершенно не ожидаешь встретить в фильме про футбол. Московские герои — арт-группа Zuluwarrior, кавказские — девушки, которые бросают на поле вызов многовековым патриархальным традициям, а во Владивостоке (этот фрагмент снят Сашей Кулак, прогремевшей недавно со своим стильным дебютом «Саламанка») живет парень, который стыдится детдомовского прошлого и стремится войти во взрослую жизнь через взрослую игру. Все три сюжета «Без кубков и медалей» — свежая попытка ответить на вопрос «Легко ли быть молодым?», который всегда актуален.

Skate Kitchen, режиссер Кристал Мосилль

Skate KitchenSkate Kitchen

«Документальное» не всегда значит «неигровое». Уже один из первых документалистов, Роберт Флаэрти, устраивал для своих фильмов кастинги, придумывал не просто обстоятельства, но сюжет, заставлял реальных людей превращаться на экране в поэтические образы. Так же снят фильм Skate Kitchen: реальная компания девушек-скейтеров получила от режиссера Кристал Мосилль сценарий, где у каждой была своя приблизительно прописанная роль. Героини катались на скейтах по Нью-Йорку, болтали друг с другом на заданные темы и время от времени импровизировали. Так сложился рассказ о городе, скорости, молодости и о самих девчонках, которые существуют в кадре естественно именно благодаря тому, что расслаблено играют самих себя.

«Баския: Взрыв реальности», режиссер Сара Драйвер

«Баския: Взрыв реальности»«Баския: Взрыв реальности»

Андерграундная культура Нью-Йорка рубежа 70—80-х глазами человека, который сам помнит об этом лучше, чем кто бы то ни было. Сара Драйвер, многолетняя подруга Джима Джармуша, продюсер и актриса его первых фильмов, объединила свои мемуары с рассказами друзей. Формально фильм о граффитисте и современном художнике Жан-Мишеле Баския (его каракули вы точно видели на майках Uniqlo). Но среда здесь не менее важна, чем герой. Хотя бы потому, что Баския погиб, а мы слушаем многочисленных выживших, свидетелей, комментирующих эпоху, хронику, фотографии. Особенно старается Джармуш. В какой-то степени это вообще фильм и о нем, а не только о Баския.

«50», режиссеры Даниил Зинченко, Тихон Пендюрин

«50»«50»

4 ноября 2016 года, день народного единства с Пахомом (Сергеем Пахомовым). Нет, кроме шуток — в день своего пятидесятилетия, совпадающий с государственным праздником, шоумен, псевдоэкстрасенс и настоящий художник Пахом выходит с древним посохом на Тверскую, чтобы 50 раз пройти по ней — от Белой площади до Красной и обратно. Полицейские и пенсионеры, школьники и студенты, панки и будущие филологи — все узнают Пахома, приветствуют его, делают с ним селфи. Режиссеры Зиниченко и Пендюрин превратили хронику этого прямого общения таланта и поклонников в умеренно экспериментальный фильм. Уличные сцены перемежаются трогательными эпизодами общения Пахома с мамой и смешными анимационными клипами на песни героя. Такой вот портрет художника в зрелости.

Читайте также: Пахом о Пахоме: «Я убедительно создаю образ своей личной шизофрении»

«Пространство музыки», режиссеры Артем Ожогов, Петр Келептришвили

«Пространство музыки»«Пространство музыки»

Молодые российские документалисты решили совместить очень приятное с очень полезным — отправились на велосипедах из Ливерпуля в Лондон, чтобы по дороге найти и снять как можно больше наследников группы «Битлз». Нет, ребята не снимали музыкальных реконструкторов поп-музыки 60-х, а просто фиксировали на камеру молодых талантов, желательно дерзких и оригинальных. Музыка таких ребят и вошла в саундтрек картины.

Depeche Mode: 101

Понятно, что все фанаты Depeche Mode уже по сто раз посмотрели этот фильм на видео, потому что это главный фильм о группе, снятый за всю ее многолетнюю историю. Понятно, что те, кто интересуется документальным кино, тоже знают эту картину, потому что ее снял американский классик Д.А.Пеннебейкер в 1989 году, и этот фильм продолжает его кинематографическую галерею звезд, в которой есть Боб Дилан, Дэвид Боуи, Джими Хендрикс и многие другие легенды. Пеннебейкер и его жена и соавтор Крис Хегедус даже шутят, что живут за счет мертвых рок-звезд, переиздавая свои фильмы в новых форматах и показывая их по всему миру. Может быть, фильм о концертном туре Depeche Mode 1988 года — не самый лучший и не самый глубокий, но, пожалуй, самый зрелищный, потому что здесь камера Пеннебейкера не столько сосредотачивается на закулисье, сколько предлагает оказаться с Depeche Mode на одной сцене и как будто отыграть их 101-й концерт тура вместе с группой, наслаждаясь видом ревущей толпы на стадионе. Поэтому каждый показ фильма Depeche Mode: 101 на большом экране — это событие, которое нельзя пропустить.

Смотрите также

«Артдокфест» переносит основной конкурс из Москвы в Ригу

19 мая 2018
«Артдокфест» переносит основной конкурс из Москвы в Ригу

Фредди Меркьюри, Аквамен и Дамбо: Новые подробности о грядущих хитах

21 апреля 2018
Фредди Меркьюри, Аквамен и Дамбо: Новые подробности о грядущих хитах

Мамонты и люди: Якутский документалист — о победе на «Сандэнсе»

30 марта 2018
Мамонты и люди: Якутский документалист — о победе на «Сандэнсе»

Дэвиду Линчу вручили почетный «Оскар» за вклад в кинематограф

28 октября
Дэвиду Линчу вручили почетный «Оскар» за вклад в кинематограф

Главное сегодня

На Disney+ появились предупреждения об «устаревших культурных стереотипах»

Вчера
На Disney+ появились предупреждения об «устаревших культурных стереотипах»

Дель Торо, Эдгар Райт и Леа Сейду: Кто сыграл в «Death Stranding» Кодзимы

Вчера
Дель Торо, Эдгар Райт и Леа Сейду: Кто сыграл в «Death Stranding» Кодзимы

Педро Паскаль раскрыл имя главного героя в сериале «Мандалорец»

Вчера
Педро Паскаль раскрыл имя главного героя в сериале «Мандалорец»

Кадры из сериала «Ведьмак»: Геральт с мечом, монстр в болоте и Цири в пути

Вчера
Кадры из сериала «Ведьмак»: Геральт с мечом, монстр в болоте и Цири в пути

Вестерн в далекой Галактике: Что нам ждать от «Мандалорца»

12 ноября
Вестерн в далекой Галактике: Что нам ждать от «Мандалорца»

Музыкальный альбом Люка Эванса и еще 10 новостей дня

Вчера
Музыкальный альбом Люка Эванса и еще 10 новостей дня

Концепты сериалов Marvel для Disney+: Барон Земо и подопечная Соколиного Глаза

Вчера
Концепты сериалов Marvel для Disney+: Барон Земо и подопечная Соколиного Глаза
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт