«Стена» – во многом автобиографичный фильм. Её автор – Роджер Уотерс, — на мой взгляд, является характерным представителем послевоенного поколения. Роджер родился 6 сентября 1943 года, был вторым сыном в семье. Его родители – учителя – были коммунистами. К сожалению, нет сведений о том, насколько последовательны в своих коммунистических убеждениях они были, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что их сын Роджер так и не смог приблизиться к научному (коммунистическому) мировоззрению, но об этом дальше. Отец сражался во Второй мировой и погиб в сражении под Анцио, в дальнейшем Уотерс часто возвращался к теме гибели отца в своих произведениях.
Чтобы понять общественно-исторический контекст, в котором у Роджера Уотерса вызревали идеи, связанные с фильмом, нужно окунуться в атмосферу 1960-х годов. В это время представители поколения Уотерса бунтовали против сложившихся устоев, выражали своё неприятие закоснелого общества. Бурные антикапиталистические выступления студенчества и молодёжи охватили в 1968–1969 годы многие станы Запада. Во Франции они явились одним из важных факторов подъёма массового рабочего движения в мае – июне 1968 года. Студенческие выступления развернулись в Западном Берлине и ФРГ, в Италии, Японии и Испании. Огромный размах приобрело движение против американской агрессии во Вьетнаме в самих США, где сотни тысяч американских юношей и девушек участвовали в антивоенных демонстрациях.
Одним из свидетелей и одновременно исследователем тех событий был советский журналист Э. Розенталь, который в те годы работал за границей и общался с представителями самых разных групп молодежи (гошистов, троцкистов, хиппи и др). В своей книге «В поисках идеала» (1976) он анализирует их мировоззрение, исследуя их политическое сознание и влияние на него различных буржуазных идеологий.
В книге ярко показано, как молодёжь Запада, словно впотьмах, на ощупь делала первые попытки заполнить духовный вакуум, который не давал ей покоя, будучи порождённым бездушным, пронизанным меркантилизмом обществом. Молодежь, вне зависимости от национальности, сближал поиск социального идеала и путей для его достижения. Розенталь подробно разбирает причины этого явления, указывая главным образом на то, что они коренятся в самих устоях буржуазного общества, в особенностях его социально-политического и экономического развития. Свою роль сыграла война во Вьетнаме, расовые проблемы, инфляция, общий экономический спад в капиталистической экономике, невозможность студентам найти работу по специальности, – все эти причины подробно описаны в книге.
Для нашей заметки имеет значение, что сама молодежь в большинстве не понимала глубинных оснований своего недовольства, направляя свой протест против явлений, лежащих на поверхности и не угрожающих капиталистической системе в целом. Это было в интересах буржуазных правительств западных стран, и они всячески подталкивали молодых людей к этому.
Не понимал этого и молодой Уотерс. В своем произведении он лишь отразил всё то, что волновало молодых людей его поколения. На его примере хорошо видно, как человек с рождения оказывается в плену тех общественных отношений, которые сложились до него. Его личность формировалась под их воздействием и заранее была обречена на то, чтобы впитывать и отражать все уродства, присущие конкретному историческому периоду. Так, герой его фильма Пинк, начиная с раннего детства, испытывает на себе все «прелести» капиталистического общественного устройства Англии. Перед зрителями проносится калейдоскоп явлений, которые повлияли на формирование личности Пинка: смерть отца, погибшего на войне; отупляющие мещанские семейные ценности; некомпетентность и грубость учителей в школе; любовь, которая при капитализме приобретает форму проституции – всё это кирпичики в стене отчуждения, которые привели Пинка к сумасшествию.
Здесь мы подходим к вопросу о феномене контркультуры той эпохи. Он является иллюстрацией того, как вполне обоснованный протест против безумия окружающей реальности, возникающий у молодого человека, впервые столкнувшегося с капиталистической анархией, без научной теории борьбы гасится и спускается на тормозах, приводя к «эскапизму» – бегству от действительности, погружению в мир собственных желаний и страстей.
Стена – символ отчуждения индивида в капиталистическом обществе. Её кирпичи – это противоречия, которые с самого рождения уродуют личность человека. Вся западная контркультура XX века была результатом этого отчуждения. Ярко отразив противоречия и их влияние на личность, контркультура так и не смогла указать последовательный путь их разрешения.
Что касается Роджера Уотерса, то он своим творчеством полностью подтверждает вышесказанное. Совсем недавно в России состоялась премьера фильма Roger Waters: The Wall. По жанру это фильм-концерт с элементами документалистики. Он был снят по материалам концертного тура Роджера Уотерса в 2010–2013 годы.
После просмотра фильма, в стену моих представлений о контркультуре встал недостающий кирпич. Дело в том, что меня беспокоил вопрос: почему группа Pink Floyd и, в частности, Роджер Уотерс, как её идейный лидер, создав по своей сути антикапиталистический фильм (речь идёт о «Стене» 1982 года), в котором, кстати, не было и элемента антикоммунизма, всё же дали грандиозный концерт 21 июля 1990 года на Потсдамской площади Берлина прямо на развалинах Берлинской стены. Стена здесь уже выступала символом не отчуждения человека при капитализме, а — победы капиталистической системы над социалистической, гарантией того, что отчуждение теперь точно распространится на весь мир и армия молодых искалеченных Роджеров увеличится в разы. Такая политическая близорукость – результат вполне определенных исторических обстоятельств.
Дело в том, что правящему классу западных стран после Второй мировой войны удалось осуществить самое главное – посредством пропаганды дискредитировать в глазах молодых людей опыт большевиков, которые впервые в истории человечества попытались организовать общество, опираясь на научные знания, накопленные за всю его предшествующую историю. Западная молодёжь не услышала голоса таких писателей, как Фейхтвангер и Стейнбек, которые описывали свои правдивые впечатления от поездок в молодую Советскую Республику, а поверили всяким солженицыным, которые на все лады трубили о ГУЛАГах, репрессиях, культе личности, тоталитаризме и многом другом. Этому способствовала и некоммунистическая политика КПСС и многих просоветских компартий после 1953 года – «мирное сосуществование», «исключительно парламентская борьба» и т.д., что помогало формированию у значительной части западной молодежи, даже антикапиталистически настроенной, взгляда на СССР как на «аналог США, но под другим флагом».
Уотерс и сейчас по своим взглядам остался таким же хиппи, каким он был в 1960-е годы. Для него СССР не стал символом освобождения от противоречий, ведущих к отчуждению личности, а остался тоталитарным царством ГУЛАГа. Для таких, как Уотерс, СССР был не лучше фашистской Германии, для них нет разницы между диктатурой монополий и пролетарской диктатурой. Само слово «диктатура» наводит на них ужас. Это главная причина, почему контркультура осталась мертворождённой, а в 1980-е годы была использована буржуазией для пропаганды антикоммунизма среди молодёжи социалистических стран.
Я был на московском концерте Уотерса, видел много любительских видео, да и сам немного снимал, но давненько хотел увидеть типа официального видео, так и наткнулся на эту ленту.
Что касается «вставок», «врезок», которые некоторых раздражают и кажутся занудными. Они совершенно не напрягают, а еще больше раскрывают замысел этой рок-оперы, позволяют несколько иначе взглянуть на комплексы Уотерса, потерявшего в младенчестве отца. Очень сильна гуманистическая тональность этих «врезок».
... В моей семье тоже есть подобная история - отец моего тестя ушел на фронт, когда тому было 2 года. Это был октябрь 1941-го, в октябре же он пропал без вести под Демянском. Через месяц-полтора после гибели у вдовы родился еще один сын (то есть уже после смерти отца). Останки нашли в 2008 году - совсем немного не дожила до этого вдова, родившийся после смерти отца сын тоже не дожил до этого. Только тесть мой, будучи уже весьма пожилым человеком, узнал о судьбе отца и даже съездил в те места, где погиб его отец.
Тесть расказывает - помню фигуру его, помню даже, как он однажда играл со мной, но вот всматриваюсь в лицо, и не могу его распознать, разглядеть, исчезает оно. Есть однак карточка конечно, и понятно, как он выглядел, но в душе никак не мог уловить его, опознать...
Мне казалось иногда, что Уотрес как-то уж слишком зациклен на теме отца - ну ведь вырос человек уже, родил троих детей, уж пора и перестать везде искать папу, угадывать его лицо. Но, посмотрев этот фильм, лишний раз убеждаюсь, что дело даже не в отце. Дело в этом ужасающем стремлении людей периодически поубивать друг друга. В этой жажде убийства, которая накапливается в нас и заставляет делать страшные вещи. Это все объяснимо теориями сохранения численности популяции, мальтузианством и тд.
Но на другой стороне статистики и этих 'эмалированных частей головных систем' - простой мужик из Уймонской долины, который не видел ничего, кроме своей долины и местных урочищ, которого увезли за несколько тысяч километров от дома и через пять-семь дней убили, а еще 70 лет он лежал там, в болотах, и никто не знал о его судьбе... О нем никто даже не написал письма, в отличие от Уотерса (что, конечно, не умаляет драматизм последнего).
С другой стороны, понимаешь, что не зря жил тот простой шахтер, что был дедом одного из основателей 'Пинк Флойда'. Не зря жил его отец. Они стали источником вдохновения 'Стены' - одного из сильнейших и поистине прекраснейших рок-произведений прошлого века.
Пепел или алмаз, враг или друг – в итоге все оказались равны. (с)
Документальный музыкальный фильм-концерт, снятый режиссером Шоном Эвансом и одним из основателей 'Pink Floyd' Роджером Уотерсом.
Фильм посвящен состоявшейся в 2010-2013 годах серии концертов по мотивам легендарного альбома 'The Wall' прогрессив-рок-группы 'Pink Floyd'.
The Wall Live был признан самым прибыльным туром за 2011-2012 годы (побив рекорд, установленный Мадонной) и одним из самых зрелищных рок-шоу в истории по версии The Daily Mail.
Альбом 'The Wall' был выпущен в 1979 году и 23 раза становился платиновым. По концепции построения он близок к рок-опере и посвящен месту человека в современном обществе. Основным автором идеи выступил Роджер Уотерс, по чьему замыслу должна быть разрушена стена - символ отчуждения и преграды между людьми. Для концертов в рамках The Wall Live на сценах возводили реальную стену, которая постепенно уничтожалась к концу выступлений.
Сюжет фильма построен на поездке Уотерса на место гибели отца. Эрик Флетчер Уотерс погиб в январе 1944 года в Италии, под Анцио, в ходе битвы, длившейся четыре месяца и позднее описанное как 'наибольшая глупость союзников во Второй мировой'. Роджеру тогда было пять месяцев. Смерть отца сильно повлияла на формирование мировоззрения сооснователя знаменитой группы, вдохновив его на создание замечательного альбома 'The Final Cut' и отчасти - великой пластинки 'The Wall'. Трогательная история путешествия музыканта в Италию сопровождается его воспоминаниями и размышлениями о человеческой природе и чередуется с кадрами концертов, прошедших во многих крупных городах мира.
Фильм-протест, протест против войн и несправедливости. В картине вся мощь личной трагедии, душевного надрыва, переживаний и посыла к действию. Звук, постановка, операторская работа, самоотдача - все на впечатляющем уровне. Слезы публики о многом говорят. А меня, как зрителя, пробирало до глубины души.
Бонусом фильма является интервью с Уотерсом и барабанщиком 'Pink Floyd' Ником Мейсоном. Бывшие коллеги в непринужденной обстановке ответили на вопросы поклонников и вспомнили былые времена. Умилительная задушевная беседа заставила улыбаться.
Я надеюсь, что эти показы по всему миру станут отличной возможностью вспомнить не только наших павших близких, но и всех остальных парней. (с)
And the silver in her hair shines in the cold November air
Давеча cходил на фильм 'Роджер Уотерс: The Wall'. Коротко о впечатлениях.
Картина представляет собой некий фильм-концерт с вкраплениями документальных и полудокументальных съемок Уотерса, фрагментов интервью с ним на тему фильма. По сути, обрамленная и разбавленная этими самыми идейными вставками, зрителю предлагается концертная версия исполнения целого альбома 'The Wall' компанией сессионных музыкантов под предводительством Уотерса. Музыкальная составляющая, равно как и шоу - безусловно на высоте, впрочем как и всегда у Уотерса (имхо, он хороший шоумен). Концерт действительно показан великолепно, начиная от визуального ряда (с кучей цитат из одноименного фильма Алана Паркера) и заканчивая первоклассным звуком и суперпрофессиональной командой исполнителей.
Что же касается концептуального скелета фильма, то по большому счёту он не предлагает ничего нового помимо того, что мы уже видели в оригинальной 'The Wall', а также в последующей (памятной и важной лично для меня) сольной работе Уотерса на эту же тему - 'The Final Cut' (я называю её сольной постольку, поскольку это глубоко личный альбом Уотерса, в котором музыканты Pink Floyd играли не как собственно 'PF', а как приглашенные исполнители для альбома Роджера).
Уотерс рефлексирует на тему войны, унёсшей жизнь его отца и ещё кучи людей, перечитывает отрывки писем своего папы, чудом сохранившиеся, а также посещает памятные места, включая территории бывших сражений. Всё это в том или ином виде мы уже лицезрели и раньше. Вместе с тем, надо отдать должное автору в том, что через призму личной утраты, индивидуальной горечи и раны, которая не заживает уже столько лет, он выводит идею и высказывание фильма на общечеловеческий уровень - там в конце есть такой момент со словами 'мы ничем не отличаемся друг от друга'. То есть это действительно антивоенный фильм. Как мне кажется, это важно и актуально в настоящее время.
P.S. Там ещё после основного фильма показали 20-минутное интервью, где Роджер Уотерс и Ник Мейсон отвечали на вопросы от людей с разных концов света, рекомендую не уходить с сеанса и обязательно посмотреть, это было очень позитивно и смешно, старички продемонстрировали отличное чувство юмора и (само)иронии.
P.P.S. Всё вместе, с учётом интервью, длится около 3 часов, так что от зрителя нужна некоторая усидчивость.
Pink Floyd не просто группа, это легенды, чья музыка будет популярна и через 300 лет. Если задуматься, то сейчас на мировой сцене нет ни одной группы, которая могла бы стать именно легендарной. Да, есть попсовые исполнители, которые собирают огромные аудитории, есть менее популярные музыканты, но с хорошими текстами, имеющими смысловую нагрузку. Но тексты и музыка Pink Floyd, написанные в прошлом веке, до сих пор сохраняют свою актуальность, не даром именно они стали теми, кто привнес в песни психоделическое, философское содержание. И года их слушаешь, кажется, что эти песни написаны специально для тебя - потерявшегося в пучине XXI века человека.
Рассуждать о достоинствах этой группы можно бесконечно, но опишу все же свое мнение о фильме. Он получился шикарный, действительно, одно из лучших шоу, которые я видела. Необычайная музыка в купе с художественным оформлением оставляют неизгладимое впечатление. Но еще больше эффект усиливается от того, что это не просто запись концерта, это отлично смонтированный фильм с биографическими вставками, которые позволяют нам заглянуть буквально в душу Роджера Уотерса. И еще раз хочу отметить визуальную составляющую. она просто потрясающая, декорации не просто создают фон, а играют свою роль в шоу, обрамляют его. Те, кто не сходил на этот фильм потеряли очень многое.
После первых просмотров «The Wall» Алана Паркера сострадание к герою и аналогии со своей жизнью не давали в полной мере оценить главный посыл автора альбома Роджера Уотерса. Вышедший в прокат фильм-концерт «Roger Waters the Wall» уже не столь многозначен, но прямолинеен. Кажущаяся калькой со свастики, эмблема со скрещенными молотками теперь больше отсылает к нашему серпу и молоту. И во второй половине концерта они действительно появляются как олицетворение зла, насилия, «кражи» и той самой стены. Вообще момент с бомбардировкой зрителей символикой заслуживает особого внимания. Мы помним, что в фильме крест означает смерть. Современный Уотерс уточняет – крест, – христианство, как и социализм, ислам, иудаизм, поклонение валюте, нефти и брендам – одно и то же. При этом ни слова о фашизме, что странно.
Из фильма мы узнаем, что отец и дед Уотерса погибли в Первой и Второй мировой войне соответственно. Но то, что последняя война шла с гитлеровской Германией звучит невнятно. Зато нарочито всплывают безобидные шутки про Россию. Сначала воспринимаешь их с улыбкой, мол, британский юмор. Но когда со сцены автор прямым текстом говорит, что нужно бы прекратить выпускать автоматы Калашникова, пыль, покрывшая почти сорокалетний альбом, опадает. СТЕНА – это мы. Мы – закостеневшая, обветшалая Россия, возомнившая себя вольной Азия, традиционный мир. И не нужно нам строить стену, ведь культурный половой акт с Европой – это так чудесно. При этом о венерических болезнях Старушки автор не старается скрывать и продолжает.
В концерт вплетена панихида по жертвам правительственных беспределов, ну конечно. Правда без конкретики: кого, за что и при каких обстоятельствах. На этом отсылки к истории второй половины ХХ и начала ХХI века заканчиваются. Мира после окончания Второй мировой в мифологии Стены не существует. Как ни существует понятного определения добра и зла. Уотерс лишь политкорректно кричит «воевать как бы плохо». Словам вторит инсталляция: друг друга сменяют портреты Мао Цзэдуна и Гитлера. Есть предположение, что там был ещё и Сталин, но режиссер взял в это время другой план. Апофеозом становится появление надувной свиньи как на концертах альбома Animals. Черный хряк усеян уже знакомыми крестами, серпами и звездами. Под финальные аккорды порося разрывает озверевшая толпа, стена рушится, а над стадионом, где проходит концерт, застывает вопрос «Роджер, ты что хотел сказать»? И, подумав, получаем понятный ответ. Отрицание «стен» - это сценическая игра, на протяжении десятилетий пополняющая копилку автора. Это - нестареющий альбом. В том плане, что слушатель не стареет. Проблематика песен понятна только в околопереходном возрасте. «The Wall» - жвачка, которую Уотерс и команда продают нам, вынув из своего рта.
Roger Waters the Wall. LIVE. Это фильм, невероятно потрясший меня. Именно с этого хочу начать я.
А фильм между тем начинается со вступления. Актер Лиам Нисон рассказывает о том, как он впервые услышал 'Стену'. Не знаю почему, но уже его рассказ заставил меня еле сдерживаться, чтобы не заплакать. Но я поняла, что можно не стесняться рыдать, когда Лиам сказал, что концерт его самого потряс до слез.
На кадрах с концерта и самом фильме я точно не смогла уже сдержаться. Настолько это меня потрясло. Уотерс сделал 'Стену' такой, чтобы она бесконечно осуждала войну. А тема войны трогает меня каждый раз, пусть даже рассказанные события не касаются моей Родины.
Концертная съемка перемешивается с кадрами фильма. Его сюжет прост: Уотерс едет на могилы своих деда и отца, погибших в разных войнах. И все это до безумия красиво, и все дополняет друг друга, только усиливая эмоциональное воздействие.
Про концерт скажу то, что я до сих пор удивлена этим шоу. Анимация, настоящая стена, салюты, огромные куклы, свинья-дирижабль. Я восхищаюсь теми, кто это все создал. Наверное, я бы просто сошла с ума, если бы увидела это в живую. Ведь именно это сделало, наверное, большинство зрителей. В фильме же показывается публика. Люди кричат тексты, аплодируют, плачут. Если меня потрясло видео, то стоит лишь предполагать, насколько это перевернуло все внутри тех, кто был там. Да, я плакала всю первую четверть фильма. Ну а потом - только иногда уже.
Я скажу еще раз, что это лучший фильм, который я видела. Это фильм-вау с безумным шоу, невероятной музыкой и прекрасной операторской работой.
«Каждое изготовленное ружье, каждый военный корабль, каждая запущенная ракета – это, в конечном итоге, воровство у тех, кто голоден и кто недоедает, у тех, кто мерзнет и неодет. Этот вооруженный мир тратит не только деньги. Он также тратит пот своих тружеников, идеи своих ученых и надежды своих детей» (Дуайт Дэвид Эйзенхауэр).
Я, честно говоря, не особо стремился на премьеру нового фильма о концертном туре Роджера Уотерса The Wall, потому что был на этом шоу в Москве и вообще я достаточно ленив. Но буквально в последний момент (спасибо друзьям!!!) все-таки соизволил посетить этот кинопоказ.
В первую очередь спасибо кинотеатру 'Чарли-Сокол' за огромный вогнутый экран и реально качественный звук - все было громко и по частотам отстроено как надо (некоторые прошлые музыкальные шоу звучали не ахти, честно говоря - тихо и плоско).
И конечно же спасибо всем создателям этого фильма - им удалось сделать действительно потрясающее и интересное зрелище (кстати, саунд-продюсер - Найджел Годрич, вот она - преемственность поколений!!!). Само концертное зрелище перемежалось документальными съемками о поездке Уотерса по Европе и разговорами с его друзьями (не хочу спойлерить - но это воспринималось, как отдельная кинематографическая драма как минимум уровня Оливера Стоуна).
Несколько мыслей - удивительно, насколько глубоко на Роджера повлияла гибель его отца, и буквально через ВСЕ творчество Уотерса этот гештальт проходит красной, и даже кровавой нитью. Уотерс не стесняется плакать в кадре, рассказывая о своем отце и действительно предельно откровенен, доверяя свое открытое и трепетное сердце всем зрителям.
Но (как знают опытные пинкфлойдисты) все не так просто - в фильме НИ СЛОВА не говорится о Гилморе, Райте, Мэйсоне и вообще о группе Pink Floyd. Да и вообще фильм называется 'Стена Роджера Уотерса', в титрах безапеляционно указано: Музыка - Роджер Уотерс. И вообще: 'вас здесь не стояло'...
Само шоу - великолепно; смотреть, плакать, лупить себя по затылку и запоминать каждый звук, каждое слово!!! Хотя The Wall не входит в тройку моих любимых флойдовских альбомов (сердцу все-таки милее 'Где же ты, где?', 'Обком звонит в колокол' и 'Луна-луна, цветы-цветы'), но именно вкупе с визуальной составляющей (как любят писать матерые, но нынче голодающие муз. критики) - это полноценное произведение искусство, которое должно преподаваться детям в школах (по пути в мясорубку).
Фильм закончился, очень злой за Дэвида нашего свет-Гилмора я встал из своего кресла - но после титров кино неожиданно продолжилось, на экране появились Мэйсон с Уотерсом, которые (сидя в каком-то уютном пабе) стали отвечать на разные вопросы фанатов. Надо сказать, что отвечали с юмором и даже вспоминали Дэвида (ГилмУра - если верить русским титрам) - и сгладили впечатление от такой душепотрясающей и всепоглощающей кино-шоу-музыкальной постановки.
ИТОГ: Смотреть всем до самого конца и помнить, что мы еще можем (теоретически) попасть на выступления Роджера и Дэвида (и Ника) - и как минимум рассказывать об этом внукам (хотя бы чужим).