К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Израильский режиссёр Ари Фольман ворвался в мир документальной анимацией «Вальс с Баширом», где описал и свои ощущения от спецоперации Израиля в 1981 году. Потом я долго ждал экранизацию Лема «Конгресс», но там от пана Станислава мало что осталось, а вместо Ийона Тихого Робин Райт. Но сложно сегодня снимать оригинал после появления «Матрицы». И вот его крайний мультфильм посвящён... Ну тут всё сложно.

Анна Франк известна у нас в стране как некий аналог Тани Савичевой. Мол, её дневник тоже был доказательством зверств фашистов в Нидерландах. И если дневник Тани — это слэшер, где она описывает как в голодающем Ленинграде умирала её семья. То дневник Анны — это и описание жизни, и фантазия к подруге Китти. И вот эта подруга оживает...

...И пытается найти Анну Франк!

И вот тут проскакивает Фольман. Эта история ему довольно лична, поскольку родители прошли Освенцим. Но и он вложился в галлюцинаторскую графику. Но там всё не так витиевато, как в предыдущих работах, тут ему это понадобилось, чтобы показать ирреальность Китти... При этом все понимаем, что Анна Франк живая. Как и её история!

Но главный вывод в конце. Китти ходит по Амстердаму и встречает Анну Франк в виде театра, моста, библиотеки, музея... Анна Франк там символ, но не реальная девушка! Это Китти и говорит. Поскольку за образом девочки-еврейки забыли её историю. И забыли, что сегодня фашизм и нацизм процветает. Несколько персонажей мультфильма — беженцы. Покажите этот мульт детям. Он не очень страшный для них. Но весьма поучителен.

30 мая 2024 | 08:04
  • тип рецензии:

Фильм Ари Фольмана имел все шансы войти в подростковые образовательные программы. Традиционный рисунок без эпатажа и радикальных стилевых экспериментов. Напряженная интрига. Главные герои- подростки. Социально- важная тематика- сохранение исторической памяти об ужасах нацизма. При этом, картина 'Где Анна Франк' вряд ли эти программы пополнит. Она слишком неудобна для традиционной педадогики, в которой все очевидно и разложено по полкам. Это- слева, это- справа. Это- черное, это- белое. Это- добро, это -зло. Постепенно и ненавязчиво Фольман доказывает: именно такое воспитание приводит к выхолащиванию понятий, сводит антифашизм к декларациям, которые произносить привычно и прилично, а вот задумываться о природе, причине и механизмах не стоит. Где Анна Франк?- этот вопрос девочка Китти- выдуманная подруга еврейской девочки- подростка Анны Франк, для которой Анна и ведет свой дневник, задает всем в современном Амстердаме. Ведь Анны нигде нет. При этом она повсюду. Музей Анны Франк, школа Анны Франк, мост Анны Франк, памятник Анне Франк. Имя есть, а Анны нет. Спустя три четверти века после войны символ остался, память о живом человеке исчезла. Это - один из фундаментальных столпов картины.

Толпы туристов проходят через музейные залы. Тут семья пряталась, тут спали девочки, тут мама с папой, тут обедали тем, чем удалось разжиться на черном рынке. Вполне добропорядочное буржуазное семейство, вынужденное сменить свой родной город на чужбину, свою удобную квартиру на спрятанные от посторонних глаз чуланы. Вездесущие японцы фотографируют лежанки, столы и тумбочки. А режиссер решительно отрезает себе путь в школьные кинолектории. Из дневника Анны Франк он выбирает самые 'неудобные' с точки зрения воспитания моменты. Анна больше любит папу, чем маму. Больше того, маму иногда осуждает. Она мечтает о любви, которая везде находит 15-летних, даже в изолированном чулане. Анна в дневниковых записях критикует их новую соседку по убежищу. Она, конечно, тоже жертва, но чересчур привязана к мехам и драгметаллам. И ни слова из дневника в осуждении нацизма. Ни намека на борьбу с ним. Фольман очень жестко настаивает: в массовом сознании семья Анна Франк- едва ли герои Сопротивления. Ничего подобного! Никаких листовок и самодельных гранат. Они не герои. Но это не значит, что память о них менее важна, чем память о борцах. Жертвами, изгоями в силу обстоятельств рождения и принадлежности к конкретной нации и культуре их сделал нацизм. Он-то боролся не только с теми, у кого оружие в руках. Он сражался и с девочкой, которая грезила первой придуманной любовью, не всегда понимала маму, писала письма несуществующей подруге и так и не встретила свою 16-ю весну.

Закрепив тезис о важности и бесценности каждой человеческой жизни, Фольман продолжает работу по разрушению клише и стереотипов. Вот - на стенке над кроватью девочки- подростка фото Кларка Гейбла. Тогда говорили 'кинозвезда' или 'кумир', сейчас 'секс-символ'. Типичное подростковое искушение - иметь героя, кумира, идеал. В мечтах Анны Кларк Гейбл сражается в рядах античного воинства против чумы фашизма. Чистая фантазия и мечта- Фольман ее подчеркивает и педалирует. И за этим почти незаметной он оставляет ниточку, которая ведет из года 1944 в год 2024. В толпе туристов в музее ненадолго мелькнет лицо сегодняшнего символа- Джастина Бибера. Фольман знает: Бибер действительно был в музее Анны Франк и после посещения высказался в том духе, что если бы Анна жила в наши дни, она несомненно была бы его фанаткой. Явление Бибера важно для ткани фильма не только, как краска опошления трагедии. Это- пунктирный, но крайне-важный путь в сегодняшний день. Ведь вскоре нам предстоит увидеть облавы, колючие проволоки и выкликание имен по списку, которое датируется уже не годами Второй мировой- нашими днями. Из благополучных Нидерландов депортируют нелегальных мигрантов. А они- друзья Китти, которые помогают ей в поисках Анны. Фольман не только не облегчает себе задачу, он ее усложняет. Друг Китти- нелегальный мигрант и беспризорник Питер, не просто жертва современного мира, он мелкий преступник. Китти знакомится с Питером, когда тот обчищает карманы посетителей музея. Мы не знаем, что привело мигрантов в благополучный Амстердам. Конечно, их отправляют не в газовые камеры. а всего лишь на родину. Но ведь никто не вникает в то, что именно ждет их на этой самой родине. Ровно как и три четверти века назад бюргеры верили, да и очень хотели верить в то, что их соседей-евреев отправляют в специальные еврейские поселения, где те будут счастливы. Три четверти века прошло. История повторяется. Пока в карликовом масштабе. На фоне музея Анны Франк и театра Анны Франк вновь выкликаются имена тех, кому не место среди такой памяти об 'Анне Франк'.

Почему-то мало кто из рецензентов заметил начальный титр фильма: 'Амстердам. Недалекое будущее. Дневник Анны Франк выставлен на аукцион'. И это значит, что основная интрига фильма- гонка за похитительницей дневника- девочкой Китти- это не столько погоня за похитительницей памяти, сколько за воровкой, укравшей ценную вещь, стоимость которой в евро или фунтах предстоит определить аукциону. Память об Анне Франк в 'недалеком будущем' стерта до символических форм. Реальную память выставляют на продажу. Горький фильм. Горький финал.

10 октября 2022 | 11:19
  • тип рецензии:

Мультфильм сразу привлекает своим уникальным идейным решением не просто экранизировать комикс про Анну Франк (а я больше чем уверен, что это вполне себе могла бы быть экранизация истории жизни Анны Франк), а рассказать историю о сошедшей со страниц дневника Анны ее вымышленной рыжеволосой подруги Китти, которая еще не знает, что случилось с Франк, и отправляется на ее поиски в зимнем Амстердаме.

К сожалению, одной лишь оригинальной идеи недостаточно для того, чтобы построить интересный сюжет, а к сюжетной составляющей у меня возникли вопросы: большая часть фильма представляет из себя поиски ответов на вопросы Китти, которая на этом пути очень эффектно уворачивается от полицейских или других жителей города и периодически погружается в воспоминания Анны Франк. И только в конце мультфильма происходит основная завязка, после которой понимаешь, для чего собственно это все создавалось. Ощущения такие, будто тебе длительное время ставили послушать расслабляющую инди-музыку, а потом резко включили оглушающую рок-музыку. Представить эти чувства несложно. При этом я не отношусь к тем людям, которые видят в темах миграции беженцев людей не европеоидной расы (а это и есть ключевая проблема в мультфильме) какую-либо повестку, вставленную в конец просто для галочки. В целом, связь между судьбой Анны Франк и беженцами, которую провел режиссер, прослеживается, но мне кажется, что для проведения параллелей уместнее было бы взять какие-то другие примеры, образы. Я прекрасно понимаю, что хотели авторы картины рассказать зрителю, это отражается даже в названии: Анна Франк везде, на всех зданиях, у всех на слуху, но при этом существуют беженцы, отношение к которым далеко не нейтральное. Но не кажется ли вам, что сопоставление евреев во время второй мировой и беженцев сейчас, как минимум, не очень удачное? Предположу, что, возможно, европейскому зрителю это сопоставление будет куда понятнее, чем русскому, так как нас напрямую не касаются эти проблемы. Однако, я думаю, что лучше история Китти в современном мире подошла бы для распространения идей о предотвращении причин, по которым возникают миграционные проблемы, а не идей о разрешении последствий. Как я уже говорил, миграционная завязка произошла слишком поздно, из-за чего создалось впечатление разделения мультфильма на две совершенно разные части: первая целиком про Анну Франк и небольшая вторая - целиком про беженцев; если бы зрителей постепенно вводили в проблему миграции на протяжении всего мультфильма, эффект от просмотра был бы другим.

С другой стороны, при просмотре нужно помнить о том, что это прежде всего детский мультфильм, который, очевидно, направлен на аудиторию помладше, что, возможно, объясняет определенный подход к сценарию: тут вам и романтическая линия Китти (довольно детская, наивная), и вставки, доступно объясняющие, кто такая Анна Франк.

А теперь забудьте все то, что я писал выше, потому что визуальная составляющая этого мультфильма перевешивает абсолютно все минусы. Картинка сочная, красочная, яркая. Особенно сильно меня зацепили созданные художественные образы, максимально четко передающие атмосферу фашисткого режима и вызывающие самые неприятные эмоции. Кровавые цвета с добавлением серого, отражающие нацистов, которые здесь, кстати говоря, выглядят наистрашнейшим образом, контрастируют с нежными, разноцветными цветами, присутствующими в воображении Анны Франк. Вообще фантазия ребенка здесь передана невероятно точно, чего только стоит военное столкновение, происходящее в голове Анны или объяснение правил в их доме через фантазию о перемещении в элитный королевский отель.

Сам по себе стиль рисунка тоже очень интересный, здесь происходит смешение классического для мультфильмов 2d и совеременного 3d. То есть персонажи как бы плоские, но при этом при повороте головы у персонажа глаз скрывается за носом, а нос отдает характерную тень. Так, объем обретает, например, лестница, по которой двигается Китти, что интересно, зритель видит эту сцену от первого лица. В целом, данный прием встречается достаточно часто, не позволяя ни одному зрителю заскучать. С этой же целью в сценах погони зрителя просто 'расстреливают' молниеносной сменой кадров с разных ракурсов.

Рецензию сделал нейтральной, потому что мои ожидания от данного мультфильма абсолютно не совпали с реальностью, поскольку мне хотелось найти здесь увлекательный и интересный сюжет. Если наши ожидания в чем-то совпадают, то предостерег бы от просмотра. Но, тем не менее, я определенно получил визуальное наслаждение от просмотра, поэтому время впустую не потратил точно. И еще радует то, что данная картина популизирует Анну Франк, с историей которой, я уверен, большое количество людей захочет ознакомиться или вспомнить. То, что у нас есть возможность поговорить с еврейской девочкой того времени, пусть и через ее дневник, это настоящая ценность, о которой нужно напоминать.

09 августа 2022 | 14:46
  • тип рецензии:

Страны-производители — Бельгия, Люксембург, Франция, Нидерланды, Израиль — сделали фильм «вопрос-послание». Как бы месседж этого фильма вопрос: «Современные зрители, те кто рождён до 1940-х 20-го века, для вас кем они являются?» Современные зрители, рождённых до сороковых можно назвать одним ёмким словом «евреи»; или европейской интеллигенцией (которая создала столько вещей и товаров класса «люкс», без которых современный мир будет ущербным); или потребителями (которые стали средним классом ни только всей Европы и США, но и всего мира признающего глобализацию от транснациональных корпораций); или блогерами (которые, как британский подданный Том Мур в его 93-ри года, не стесняются показать свои морщины молодым людям и сказать на своём языке: «Мы тоже жили»)? Такие гиганты, как Гугл, Фейсбук, Майкрософт, подарили планете интерактивность общения, но уничтожили (просто стёрли) национальную идентичность.

Время — что это такое? Современный человек (особенно европеец) не хочет понимать разницу между «Службой миграции» и «Криминальной европейской полицией». Современному зрителю плевать, что офицер «группы SS» пытался изобрести новые пытки для получения большего удовольствия. Современному зрителю не хочется напрягаться и вспоминать, что советский солдат — это не просто солдат! А солдат-освободитель, который уничтожил концентрационные лагеря и спас Европу от коричневой чумы. Время всё стирает. Режиссёр Ари Фольман, как бы играется словами «время» и «история» и показывает это всё в Full HD.

Режиссёр Ари Фольман обращается к современным зрителям: ««Где бы вы не находились?», «Куда бы не хотели сбежать?» умоляю вас — записывайте (не стесняясь самых сокровенных) свои мечты, желания, бизнес-проекты на всех доступных носителях!». Просто время жестоко!

Я не знаю, будет ли испытывать человек чувство, говоря «Я еврей!», по сравнению с той силой романтики, которая передавалась в 20-м веке фразой «Своя комната».

14 июня 2022 | 06:37
  • тип рецензии:

Странно, да, способ воплотить образ своих одноклассниц в одной вымышленной девочке и передать ей свои черты лица и характера. Этим юная Анна Франк спасалась, когда её семья, вынужденная покинуть оккупированную территорию Европы. Она создала подругу, чей образ бы для неё спасательным кругом от реальности, полная переживаний во время Холокоста.

Всё остальное: израильский режиссёр Ари Фольман рассказывает о девушке, покинувшей дом, оставив самое дорогое, вплоть до кота Морти (хотя девиз отца Анны был: 'Нужно спасти, как можно больше жизней', что странно могли бы оставить его в мешке). Придумав Китти - рыжеволосую, хрупкую девушку, плод совершенства и красоты, она пройдет через множество препятствий, лишь бы найти способ избежать войны. А, пока её альтер-эго ищет писательницу, она находится в разных местах города. То, в музее будущего, где орудуют воришки, а любопытные посетители норовят засунуть нос и уставить взгляд на любую вещь. Или в отделении эмигрантов. В этой новой эпохе, где существует полиция (Китти думает, что немцы до сих пор живут), ей предстоит заручиться поддержкой эмигрантов и встать на защиту самого дорогого, что было в жизни Анны. А, позже она столкнуться с неожиданной правдой.

Мультфильм идеально подходит для детей, которые ещё не знают, что был такой актёр Кларк Гейбл или незнакомыми с творчеством Франк. А, главное им будет полезно увидеть фашистскую Германию с иной точки зрения (дизайн армии напоминает вурдалаков в плащах Дарта Вейдера, а собаки из 'Обители зла') Поэтому, большинство молодежи придётся по душе рукопись писательницы переведенная с нидерландского на многие языки стран мира. Повторим слова Китти: важно уберечь от зла хотя бы одну живую душу

Удивляюсь, как спокойно парень-беженец перенёс факт того, что девушка, с которой он разговаривал, перенеслась в книгу. Есть простой ответы на этот вопрос: либо смотрел 'Гарри Поттера', либо у него и его семьи есть проблемы поважнее сверхъестественных явлений.

Впечатления: это светлый, местами мрачный, но в итоге дающий надежду на светлое будущее мультфильм.

04 июня 2022 | 12:45
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: