Жанровый синтез - дело тонкое, требующее вдумчивого, порой нестандартного похода: не все жанры одинаково комплиментарны друг другу и легко поддаются смешению.
Без особых трудностей, к примеру, смешиваются боевик и комедия. Или триллер и драма. Но есть и такие пары, при синтезе которых нужно очень постараться, чтобы получить достойный результат - в силу того, что у них разные эмоциональные контуры и мало совместимый художественный инструментарий. Важно грамотно найти точки соприкосновения, вычислить оптимальную пропорцию всех компонентов, чтобы в итоге получилось нечто смотрибельное, а не смесь бульдога с носорогом.
Таковы, например, комедия и трагедия - создать хороший фильм в жанре трагикомедии куда сложнее, чем в каждой из жанровых составляющих по отдельности. То же относится и к триллеру с хоррором. Задача триллера не напугать зрителя, а заворожить его, вызвать у него предвкушение чего-то ужасного, а не вывалить наружу само ужасное. Триллер, как правило, работает с чувством тревоги, причём, чем более филигранной будет эта работа, тем более завораживающим получится действо. Хоррор же, напротив, в первую гильзу эксплуатирует чувство страха, достигая эффекта не за счёт постепенно нагнетаемого напряжения, а благодаря грубым ударам по нервам.
В истории кинематографа по-настоящему удачных примеров h-t-миксов не так уж и много, но они есть. Хрестоматийный образчик - «Другие» Алехандро Аменабара: классика жанровой синтетики, где элементы хоррора cтоль органично вплетены в ткань триллера, что на примере этой ленты можно преподавать науку смешения жанров.
Чувствуется, что Итан Роквей честно пытался из своих «Заброшенных» сделать что-то приличное, и местами у него это почти получилось. Но, то ли таланта не хватило на большее, то ли опыта - всё-таки это первая его полнометражная работа - а может, бюджет подкачал, однако для хоррора в фильме недостаёт жути, а для триллера слишком неустойчив саспенс. Не найдя нужный баланс между двумя компонентами, режиссёр прибегнул к жанровым клише, от которых пора бы уже отказаться даже создателям би-муви - и в плюс картине это, конечно же, не пошло.
Банальность, в которую под занавес скатилось происходящее на экране, автор решил преодолеть с помощью «неожиданной концовки». Беру эти слова в кавычки, поскольку концовка «Заброшенных» выглядит не просто притянутой за уши, а притянутой на аркане.
В рецензии к фильму «Дочь Бога» я уже говорил, что в последнее время стали трендом крутые твисты в финале, используемые для преодоления композиционных несуразиц и сюжетных ям. Так вот концовка в «Дочери Бога» - верх сюжетной обусловленности по сравнению с финалом «Заброшенных».
Неожиданный финал радует тогда, кода имеет единую логику с предыдущим действием и имплицитно вписан в его ткань. Когда же этого нет, получается типичный deus ex machina, признак драматургической беспомощности произведения.
Впрочем, особо жалеть о потерянном времени лента Роквея не заставляет - благо хронометраж у неё недолгий, да и несколько удачных моментов режиссёру всё-таки удалось выжать. Жаль, что моменты эти не переросли в нечто более стоящее. В общем, если свободное время есть, а под рукой нет фильмов, на которые его можно потратить с большей пользой, то можно разок посмотреть и «Заброшенных». Хотя бы для того чтобы узнать, что же это там за концовка такая неожиданная.
Казалось бы, перед нами очередной фильм о том, к каким плачевным последствиям может привести непомерная любознательность, наплевательское отношение к инструкциям, здравому смыслу и советам, но как оказывается не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд… Да перед нами знакомый сюжет: о заброшенном таинственном здании, скрывающего в себе свои тайны; знакомые герои: парочка охранников (каждый со своим набором проблем), угрожающего вида бездомный и кое-кто ещё скрывающийся в недрах строения, что наталкивает на мысль о весьма предсказуемом действе. В принципе, до поры до времени так оно и есть. Любой, кто смотрел хотя бы парочку картин про психлечебницы, тюрьмы или просто про старинные дома, в которых проводились опыты, пытки или совершались массовые убийства, не увидит в развитии фильма ничего нового. Те же хождения героев по тёмным коридорам, те же таинственные скрипы, стуки, эхо, характерная для фильмов данного жанра интрига, относительно того, что же было раньше в этих помещениях, кто в них жил. Всё развивается чинно, степенно, никуда не спеша, успевая, тем не менее, создать мрачную, зловещую атмосферу и порадовать довольно качественной актёрской игрой.
Но вот интрига пала... Карты раскрыты... И тайны закрытой на замки комнаты, спустя час экранного времени вышли на свободу. Интрига умерла, а с её кончиной проснулось разочарование… Ведь всё было отнюдь не плохо: была атмосфера, было напряжение, чувствовалось, что съёмочная группа со всей ответственностью и желанием работает над фильмом, что актёры не зря выбрали для себя эту профессию и вдруг всё скатилось в стандартную концовку…
И всё же не покидало ощущение, что не должно быть так. Что фильм не может так примитивно (под рыдания героини, под стук решёток и под свист летающих под потолком предметов) закончится. И я очень рад, что авторы нашли другой финал, что решились добавить драматизма, эмоций. В лучшую сторону это изменило фильм или в худшую у каждого будет своё мнение, но нельзя не похвалить авторов за то, что они не сделали из своего фильма очередное шаблонное «нечто» с реками крови, истошными криками, садистскими пытками, которое просто терялось бы в болоте из сотен, а то и тысяч своих собратьев по жанру, а сделали фильм более психологическим и детективным.
Конечно, фильм далек от идеала, но он способен держать в напряжении и радует зловещей, гнетущей атмосферой, а финал добавляет к действу так не хватаемых многим фильмам ужасов эмоций.