Какое прекрасное описание и какой же фильм ни о чем. Начало как бы настраивало на что-то интересное хотя бы в развязке, но реальность, что называется, 'превзошла'. Датчане, как истинные европейцы, считают виноватыми себя, если у них объявляется убийца со съехавшей крышей. Искренне жалеют его, что очень красиво и поэтично, наворачивает слезу. Да ради Бога, каждому свое.
Весь фильм в итоге сводится к тому, что очень нам всем жаль мальчика, которому досталось всякого в детстве (у многих бывало и кратно похуже) и поэтому вырос с пулей в голове, не вписался в прекрасное общество, бредит, убивает, снова бредит.
Мораль: относитесь к детям с пониманием, заботой и любовью, и не будет преступности, вуаля. И еще одна: что ни делайте с убийцей-психом, не перевоспитаете и ничем не поможете, (вот это как раз спорно ИМХО, случаи разные бывают), и здесь режиссер категоричен.
При этом остается очень много моментов за кадром, такое чувство, что все интересное из фильма тупо вырезали, сюжет с большими провалами и допущениями, куча вопросов остаются без ответа.
Повелся на хорошие отзывы, полтора часа вырвано из жизни совершенно впустую, обидно, поэтому даю альтернативный взгляд, так сказать. Крайне не рекомендую.
Софи Гробёль я узнала не сразу ('Пан' по Кнуту Гамсуну, 'Овири' про Поля Гогена, 'Самый главный босс' Ларса фон Триера). Женщина-священник, немыслимая ситуация для России. Непривычно мужественные скандинавские женщины без слёз и соплей пытаюся спасти юного пациента психиатрической больницы - по сути, психиатрической тюрьмы. Живодёрств в духе Тарковского вы здесь не увидите, так что не бойтесь.
В титрах пациента называют просто 'Drengen' ('the boy'), все работники клиники обращаются к нему '0307', лишь однажды дедушка назовёт его не 'он', а 'Лассе'(как Лассе Халльстрём?) - хотя, возможно, мне это послышалось. Да, он совершил жестокое убийство, это мы знаем. Но отчего же нам так интересно, почему он это сделал? Почему нам так хочется докопаться до мыслей, бродивших в его больной, несчастной голове за минуту до этого фатального решения? Human nature. На эту удочку попались исследователь Лизбэт, священник Хелен, охранник Кнуд, ну и я за компанию.
'Это правда, что в морозильной камере у вас кот?' Это так символично: кот, который смог вернуть пациенту воспоминания об ушедшем счастье, о доме, теперь хранится в морозильной камере, в оправденье чему имеется четко озвученная терапевтическая цель... Замороженные воспоминания, замороженное счастье, замороженная ниточка к реальной жизни... Кто мы все без наших воспоминаний, в самом деле? И что станет с личностью, если рядом не будет никого (ни-ко-го), чтобы сберечь метафорического 'кота', который как дым?..
Фильм о том, как тяжело расти и жить, зная, что тебя не хотели, что ты не нужен. Безжалостная мать, грубый дед и бог, который не умеет разговаривать. Жутковато-снежная атмосфера финала тургеневской 'Первой любви' - там, где девушку бьют хлыстом.
У меня остались вопросы. Тот, что пугает меня больше остальных: не покончил ли с собой дед Лассе и говорил ли он когда-нибудь мальчику, что самоубийство - это плохо (или хорошо).
Довольно неоднозначный фильм. Весьма красивый по своему исполнению – здесь есть традиционная медитативная сдержанность Скандинавии, местами с жутковатым холодным привкусом, но в целом картинка на экране расслабляющая и очень созерцательная. Бесподобная – звезда сериала «Убийство» – Софи Гробёль в весьма необычном образе священника. Не менее потрясающая игра остальных актеров. Это, безусловно, очень сильный атмосферный фильм.
Сюжет при этом довольно противоречив и много вопросов оставляет без ответа. Идейный посыл киноленты так и остается нераскрытым, что, на первый взгляд, несколько размывает целостность ленты. Но «Час рыси», как хорошее вино, вкус которого осознаешь лишь несколько секунд спустя после глотка. Только спустя какое-то время удается правильно расставить акценты и осознать главную доминанту рассказанной истории.
Начало фильма походит на хороший скандинавский триллер. Молодой юноша, практически мальчик, заходит в дом престарелой четы и хладнокровно, без видимой причины, убивает обоих стариков. Спустя несколько лет, уже находясь в психиатрической больнице, этот же юноша становится участником эксперимента. Молодой ученый – девушка Лизабет пишет работу о влиянии домашних питомцев на психических больных. Убившему пожилую чету мальчику достается кот.
После попытки суицида у своего подопечного, Лизабет решает обратиться к священнику Хелен, поскольку мальчик говорил о велении Бога убить себя. Дальнейшая история, пусть и увлекает, и смотрится без особого напряжения, но вызывает легкое удивление и непонимание – кот, с которым мальчик подружился, который потом пропал и вновь нашелся, который, якобы умел говорить, которого этот больной подросток потом убил и решил затем сам покончить с жизнью.
Какой в этом смысл? Что несет в себе эта история? К чему они копаются в мозгах очевидно больного юного человека? Картина раскрывается только в последней трети. Становится понятно, что дом, где мальчик совершил убийство – бывший дом его дедушки. Мать от парня фактически отказалась, использовала его только для получения денег, а с дедушкой он подружился, однажды проведя в его доме самый счастливый отрезок своей жизни.
Кажется, что нас пытаются подвести под известную логику о влиянии тяжелого детства, о том, какие страшные последствия могут оставлять детские травмы. Но я не считаю, что маньяками и убийцами могут так легко стать только по причине детских тяжелых переживаний. Вспоминается картина «Ганнибал: Восхождение», где уже американские авторы пытались донести эту мысль, что маньяком знаменитый Ганнибал Лектер стал из-за ужасной детской трагедии. Эта идея, в целом, довольно часто повторяется: вот он психопат и убийца, но всё не так просто, вы поймите, ему пришлось такое пережить.
Не в этом дело. Несчастное детство, как мне кажется, не могло послужить основной причиной убийства той невинной семьи. Да, тяжелое детство, детские дома, скитания, попрошайничество – но нельзя только по этой причине войти в дом и легко убить двух пожилых незнакомых тебе людей. Спусковой механизм убийства здесь совсем другой, толчок дало изначально измененное сознание, какая-то ошибка в условном коде человеческого мозга, а все обстоятельства только наложились на эту в корне неверную предпосылку.
Но эти размышления уходят в сторону, когда встречаешь финал картины – возможно, и логичный в этой истории, но возникающий весьма неожиданно, когда, казалось бы, катарсис уже пройден. Мальчик в лице священника обрел душевное спокойствие – его, наконец, поняли и приняли таким, какой он есть. Однако это был лишь хитрый трюк для неожиданного завершения картины.
Но главный герой здесь все же не мальчик. Я пытался, для написания этого материала, найти его имя – однако не первый вдумчивый просмотр, ни последующий беглый, не дали мне его имени, либо оно почти не упоминалось. Это наводит на мысль, что он был только фоном, что смотреть на «Час рыси» нужно не с этой стороны. Это подтверждает и начало, и окончание – закадровая речь героини Софи Гробёль священника Хелены. Повествование от её имени.
Это её история. Она должна была задуматься над всем – причинами, взаимосвязью событий, коллизиями работы мозга отдельных людей, социальной справедливостью, ролью религии и общественной системой наказаний. Вместе с ней – задуматься и зритель.
Что же до ответов и выводов – каждый делает и находит их сам.
Прекрасно снятая датская драма о священнике, которая приехала в психиатрическую лечебницу, чтобы помочь подростку, который совершил попытку самоубийства в камере, потому что бог попросил его сделать это. До этого, подросток убил милую Шведскую пару в уютном домике и пытался себя поджечь (кстати, шикарный сюжет).
Весь фильм еле сдерживал слезы, финальные сцены, раскрывающие причины болезни (не до конца, кстати) так вообще били молотом Тора по самому сердцу. Потрясающая игра парня, хорошие типажи и цвета. Еще одна европейская монетка в мою коллекцию хороших драм. Таинственные монологи, простые и спокойные диалоги, неспешно раскрывающийся сюжет. В этом фильме все на своих местах.
Мы счастливы лишь час. В двадцать пятый, тот, что за другими двадцатью четырьмя. Это особенный час, когда звучит небесная арфа, когда Бог поет для всех страждущих и страдающих, когда боли уходят, и нет ничего кроме Его песни. Час рыси.
Режиссер с трудно выговариваемым именем, еще один прекрасный датчанин, участник триеровской Догмы-95, автор одного из лучших её фильмов, Сёрен Краг-Якобсен не так плодотворен, как многие его собратья (между последними его фильмами - пятилетки), но по-прежнему держит марку.
'Резиновый Тарзан', 'Остров на Птичьей улице', 'Последняя песнь Мифуне' и вот 'Час рыси'. Фильмы о простых людях, о невыносимой легкости бытия, вернее - тяжести жизни (о, как скандинавы умеют это выразить!), о несчастье и боли, но в то же время - надежде на иное, возможности оного. Жизнь! Во всех ее красках и противоречиях. И о мирах внутри каждого из нас.
Мощный атмосферный фильм. Отличные актеры, отличный режиссер. Скандинавы продолжают уже не удивлять, но восхищать. Мне сложно представить, кто бы мог сейчас также филигранно снять фильм с подобным сюжетом. Чтобы он при этом не превратился в сопли, но и не вызывал зевоты. Фильм из тех, что заставляет заглянуть туда, куда сам заглядывать не хочешь или не можешь.
Желающие могут погрузиться в психоанализ процессов, протекающих в голове психически не здорового человека. Другие могут порассуждать об актуальности поднятой режиссером проблемы на Западе и неуместности ее в России. Можно попробовать взвесить по новой и, при необходимости, переоценить морально-этические нормы в свете дальнейшего развития цивилизации. Да, конечно, есть и тема роли церкви в современном обществе, и места ее в жизни личности. Но все это действительно только при условии, что вы не попали в Час рыси при просмотре фильма. Глубокое интровертное кино, вызывающее желание молчать и вспоминать, а не анализировать и рассуждать.
И, да, я полагаю, что абсолютно не важно – откуда шарф.