Недолгая эпоха междусобиц после смерти Шихуан-ди. Но Циньская династия еще жива. Главные соперники, собирающиеся сокрушить ее и занять место императора, - это Лю Бан и Сян Юй. В фильме Лю Бан производит впечатление немного нерешительного военачальника, готового при любой трудности послушать совета ближнего. Сян Юй – более жесткий и хитрый, способный действовать молниеносно. Противостояние Лю Бана и Сян Юя – это противостояние двух личностей, за которыми стоят огромные массы народа. Их соперничество происходит во многих плоскостях, но главной остается плоскость вассально-феодальных отношений. Сян Юю главное не уничтожить Лю Бана, а подчинить его, причем публично. Эстетика этих церемоний клятвоприношения очень изощренна. Лю Бан действительно поначалу проигрывает Сян Юю, из-за чего и вынужден принести клятву верности, однако на фоне его желания власти слова теряют силу. Китай того времени – это арена очень амбициозных и весьма беспринципных людей.
«Белая месть» - очень дорогой и масштабный фильм. При этом он хорошо сбалансирован. Ни любовная линия, ни линия взаимоотношения советников, ни противостояние Сян Юя и Лю Бана не получают однозначного перевеса в экранном времени. Несмотря на высокий бюджет, режиссеру удалось не зайти на территорию понятных массовому зрителю моральных выводов. Он не судит историю, более того, даже наделяет ее чертами величия, отказываясь видеть деспотический характер исторических деятелей. Тот, кто в итоге побеждает, в «Белой мести» даже вызывает симпатию. Таковы же и советники Лю Бана и Сян Юя. Люди, которые всю жизнь советовали своим генералам как лучше избавляться от оппонентов, тоже претендуют на симпатию и даже сочувствие зрителя. Они выступают носителями уникального жизненного опыта, потому что их жизнь повлияла на будущее всей страны.
«Белая месть» полна приятных глазу визуальных деталей. Одежды, предметы быта, музыкальные инструменты – все это выглядит очень богато. Зрелищность фильма не влечет за собой ни примитивизма сюжета, ни банального мелодраматизма, который присутствует лишь в очень небольшом количестве. Эта работа – очередная кинематографическая дань далекой истории большой страны.
Хрестоматийная китайская история о Лю Бане и Сян Юе
Поскольку на кинопоиске нет даже синопсиса к этому фильму, позволю себе восполнить пробел.
В 210 г до н. э. умирает Цинь Ши-хуанди - первый объединитель Китая, по совместительству тиран и деспот. Страна охвачена пламенем крестьянских восстаний и мятежей генералов. Со временем выдвигаются два несомненных лидера: выходец из крестьян Лю Бан и генерал из царства Чу Сян Юй. Пока существовала армия Цинь, они действовали заодно, но как только столица была захвачена и встал вопрос, кто будет императором, между ними пробежала китайская лиса. Победит лишь один.
Личности Лю Бана и Сян Юя давно стали в Китае легендарными. Первый воплощает образ грубоватого и высокомерного, но при этом дипломатичного и гуманного правителя. Второй — рыцарь-романтик, с нежной душой, щедрый, вежливый к приближённым, однако не дипломатичный и жестокий в военных действиях. Их противостояние также вошло в учебники истории: от знаменитого 'пира во дворце Хунмэнь' (кстати, фильм в оригинале так и называется) до битвы при Гайся, названной даже на Западе в числе семидесяти самых великих сражений всех времен. Собственно, обо всем этом и узнает зритель 'Белой мести'.
А теперь минусы, которые, к сожалению, не позволяют этому фильму встать в один ряд с такими китайскими шедеврами, как 'Битва при Красных утесах' или 'Герой'. Во-первых, несмотря на внушительный тайминг картины, нельзя не отделаться от ощущения, что режиссер наснимал часов пять материала, а потом жестоко его порезал. И вот в первом кадре мы видим еще живого Ши-хуанди, в следующем - уже его преемника, который также мгновенно пропадает, словно уступая место для главных героев. Те, в свою очередь, порою крайне нелогичны и неосмотрительны. Допустим, ваша армия идет на сближение с противником, причем заходит в узкое и длинное ущелье. Разве не правильно произвести рекогносцировку местности, да хоть проверить, на расставлены ли наверху вражеские лучники, которым будет так удобно расстреливать вас? И подобных несуразностей много в фильме.
Еще одна его особенность — переплетение трех сюжетных линий: любовной, военной и дипломатической, то есть того, что называется 'битвой умов'. Пожалуй, она наиболее интересна: здесь и дуэль весьма хитрых советников Лю Бана и Сян Юя, и игра в го как метафора борьбы за империю, и просчет дипломатии на несколько ходов вперед с задействованием множества второстепенных персонажей. Однако эти сюжетные линии живут как бы обособленно, целостной картины не составляя, поэтому у фильма как бы три финала, что качества ему не добавляет. В итоге, 'Белая месть' (или 'Пир в Хунмэне') оставляет двоякое впечатление: с одной стороны, это подробная иллюстрация интереснейшего момента китайской истории, с другой, — неудачная режиссура несколько смазывает общую оценку.