- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Знакомством с четвертым представителем 'Пражской школы' югославского кино получилось неоднозначным. Правда однозначно, что фильм очень хороший. В остальном... Выводы отсутствуют. Вопросы заданы, ответов нет. Большую часть времени воспринимаешь увиденное, как обычную социально-педагогическую драму на грани соцреализма с небольшими элементами комедии. Тема трудных подростков в 70-е и 80-е не была редкостью в восточноевропейском кино, так что ничего не поражает воображение поначалу. Пера 'Трта' (прозвище - производное от глагола 'тртиться', аналог русского 'заниматься любовью') живёт с мамашей - тихой нимфоманкой и воображает, что его неведомый никому папаша - это милиционер Цане, который постоянно задерживает его за мелкое воровство.
В конце концов Пера оказывается в исправительном учреждении для несовершеннолетних. Там все модные, в клешах, постоянно дерутся и ходят в город, когда им вздумается. Такая непринуждённая житуха 'пацанов' - первая отметка о нестандарности фильма. В это же время там появляется новый воспитатель Жарко Мунижаба. Крутой до черта, он сразу демонстрирует свою безаппеляционность. Кроме своей 'системы', никаких авторитетов среди персонала учреждения у него нет. Эдакий 'Макаренко' с гипертрофированной демонстрацией доверия к воспитанникам. При этом 'свой', строгий и справедливый. Но и здесь диссонанс - 'Жаба' со временем бреет налысо и отвешивает пощечины подопечным. Нестандартно в общем, не святой... Третий герой - не говорящий ни слова 'заключенный' Любче. В вязаной шапочке а-ля МакМёрфи, он явно списан с персонажа Николсона.
Социализация Любче, который никогда ничего не украл, просто не воспринимает мир, главная задача воспитателя Жарко. В рамках его 'системы' Пера и Любче начинают ходить на работу в один гараж и становятся друзьями. Вскоре неожиданно замечаешь, что смотришь уже (может и давно, но не сразу понял) совсем другое кино. Подходящие прилагательные: глубокое, высокое, тонкое, глобальное. Смешно понимать, но тонешь в противоречиях. Эфемерное и конкретное. Не про воспитание, а про жизни людей. И не важно, сколько им лет. Финал - катарсис. И снова... молчащие говорят, говорившие молчат. Недостатки в фильме есть, но круто всё равно.
7,5 из 10
|
прямая ссылка
09 апреля 2019 | 11:41
Фильм «Специальное воспитание» - первая работа режиссера Горана Марковича, увиденная мной. Эту картину я решила посмотреть из-за участия в ней Славко Штимаца, интересного сюжета и, конечно, югославских пейзажей. Фильм меня не разочаровал: это достойная работа, и один из лучших фильмов XX века на данную тему (по моему скромному мнению). К сожалению, эта работа не является очень популярной ни в России, ни за рубежом. Это не удивительно: год выпуска 1977 г., страна Югославии, нет ярких имен (мало ко знает о существовании Марковича, Штимаца и композитора Зорана Симьяновича), ни на каких кинофестивалях отмечен не был... Это неизвестность высшей степени, однако, будь этот фильм снят в Америке или в европейской стране (кроме самой Югославии, разумеется), то любители арт-хауса и просто хорошего кино уже давно бы атаковали этот фильм, говоря о том, насколько он гениален и насколько гениальны они, понявшие его. К сожалению (а может и к счастью), никакого ажиотажа по поводу картины нет, и мой отзыв будет первым относительно ее. Так начнем же.
Признаться, изначально я ожидала другого. Почему-то мне казалось, что фильм должен быть пропитан гуманистическими идеями, вечным милосердием и т.д., и т.п. Но это было бы очень просто. Было бы просто, если бы воспитатель Жарко Мунижаба (Беким Фехмию), придя в Дом, тут же бы влился в коллектив (но не учительский), чувствовал бы себя «своим» среди учеников, и в конце фильма они бы непременно встали на путь истинный. Нет, на путь истинный никто не встал, и сам Мунижаба имеет несколько постыдных тайн... Исправительное учреждение не исправило и не исправит никого, да и Мунижаба сделать это не в силах. Он помогает лишь Люпче, главному герою, и то потому, что тот не должен находиться среди малолетних преступников. И в чем же тут смысл, спросите вы? К чему снимать фильм про исправительное учреждение, если никто так и не сможет стать другим в финале? Быть может потому, что это фильм не о Доме, а о воспитании, о воспитании любви к жизни.
Что нам первое приходит в голову, когда мы думаем об исправительных учреждениях? Конечно же, их работники. В Доме все как на подбор: директор, который делает все лишь для того, чтобы его заведение не закрыли, не оштрафовали и, конечно, чтобы был виден результат (результатом обычно является поступление воспитанника с учебное заведение, получение им профессии и свадьба. Ну и конечно, ни единого привода в милицию); воспитатель, который предпочитает в буквальном смысле «достучаться» до учеников (читайте: рукоприкладство), и, конечно, психолог, милая женщина, которая должна у всех вызывать уважение (на деле же, она может только говорить терминами. Не дано ей понять все закоулки души этих детей). Жарко Мунижаба разительно отличается от них: во-первых, он сразу отделил «своих» детей от «чужих»; во-вторых, он, хоть и понимает, с кем имеет дело, не идет «стучать» директору по поводу украденного граммофона, а верит на слово истории воспитанников о тетке; в-третьих, он не воспитывает своих детей, а они воспитывают друг друга. Воспитывают любовь к жизни.
Главный герой картина - Люпче (Александар Берчек, с которым я также, как оказалось, знакома, благодаря «Завету» Кустурицы) - бежал из Дома, однако вскоре его вновь туда вернули. Он не совершил ни одного преступления за всю жизнь, однако на его глазах убили мать, и его отправили в исправительное учреждение, просто от того, что больше некуда было. И Люпче молчит. Он не признает этот мир, отгораживается от него, как только может... И это видит Жарко Мунижаба. Он считает, что может помочь этому несчастному человеку и делает это, благодаря еще одному воспитаннику, Пэру Трте. Пэра - жизнерадостный (насколько это возможно) мальчик, который не оставил своего «ремесла» (карманичество) и после того, как был отправлен в дом. Кстати, находится он там еще и потому, что мать его была определена в больницу душевнобольных. Это и роднит Люпче и Трту: они потеряли близкого для них человека. С этого момента и начинается их странная дружба.
Трта делает все возможное, чтобы Люпче заговорил (где-то его наставляет Мунижаба, но, в общем, он действует интуитивно), и для этого он знакомит его с девушкой. Между молодыми людьми вспыхивает чувство, и тот, кто до этого молчал, заговорил. Он почувствовал любовь к жизни, почувствовал ее вкус... Он выбирается за стены Дома, и даже когда его обвиняют в преступлении, которого он не совершал, он счастлив. Наконец-то он вырывается из своей тюрьмы, наконец-то он чувствует, что живой... И далее я остановлюсь. Хочется, чтобы все-таки вы посмотрели этот фильм. Финал картины, быть может, предсказуем, но можно сказать, что он счастливый. Счастливый для его главного героя.
Хотелось бы добавить несколько слов насчет художественной составляющей: актерская игра и музыка. Все актеры жили своими ролями, высший балл. А музыка Зорана Симьяновича гармонично вписалась в фильм. Как и в «Папе в командировке», так и здесь он сумел отразить главных героев своими композициями. Здесь нет намека на грусть, здесь современная (для 70-х гг.) музыка, которая отражает дух времени и дух молодых людей, о которых этот фильм рассказывает.
10 из 10
|
09 февраля 2014 | 15:35
|
|